Разноуровневые самостоятельные работы на уроках математики в 6-м классе

Разделы: Математика

Класс: 6


Самостоятельная деятельность учащихся является важной составляющей процесса обучения, воспитания, развития школьника. Она подразумевает познавательную деятельность, активность ученика, стремление добиваться поставленной цели.

Познавательная самостоятельность, которая является залогом успешной самостоятельной деятельности, формируется главным образом в процессе их самостоятельной работы. В то же время, в рамках самостоятельной работы наиболее эффективно реализуются идеи уровневой дифференциации, поскольку именно такая форма работы позволяет учащимся работать в своем темпе, выполнять посильные задания, которые учитель подбирает из учета особенностей познавательного и учебного уровня ученика.

Под самостоятельной работой ученика понимает такой способ учебной работы, где:

  • учащимся предлагаются учебные задания и руководство для их выполнения,
  • работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством,
  • выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока:

  • при изучении нового материала,
  • его закрепления,
  • систематизации,
  • контроль.

Самостоятельная работа по теме "Выражения. Формулы. Уравнения"

  • 1 уровень - копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
  • 2 уровень - репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
  • 3 уровень - продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
  • 4 уровень - самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

Самостоятельная работа - 1 уровень. (Воспроизведение по образцу)

Решите уравнение по образцу:

ax-b=c

ax=c+b

а) x-12=0

b) 2x+24=42

с) x-4=2x

d) 3x-16=23

e) 5x-23=-14

1 уровень - копирующие действия учащихся по заданному образцу.

(Ученики с очень низким уровнем усвоения знаний, умений)

a) x=12

b) 2x+24=42
2x=42-24
x= (42-24)/2
x=9

c) x-4=2x
-4=2x-x
x=-4

d) 3x-16=23
3x=23+16
x= (23+16)/3
x =13

e) 5x-23=-14
5x=-14+23
x=(-14+23)/5
x= 9/5

Самостоятельная работа - 2 уровень. (Реконструктивно-вариативная)

1. Заполните пропуски в предложениях:

У двух кошек 4×2 лап, 2×2 уха, 2 носа.

У пяти кошек______лап, ________ушей, _____ носов.

У n кошек ______ лап, _____ушей, _______ носов.

2. Тетрадь стоит a р., а карандаш стоит b р. Заполните таблицу:

Заплатили

Что купили

3b р.

3 карандаша

2a+b р.

7 карандашей и 4 тетради

5(a+b) р.

2 уровень - репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.

(Ученики с низким уровнем усвоения знаний, умений)

Решение:

1. У двух кошек 8 лап, 4 уха, 2 носа.
У пяти кошек 20 лап, 10 ушей, 5 носов.
У n кошек ______ лап, _____ушей, _______ носов. (должны придумать число кошек сами)

2.

Заплатили

Что купили?

3b

3 карандаша

2a+b

2 тетради и 1 карандаш

7b+4a

7 карандашей и 4 тетради

5(a+b)

5 карандашей и 5 тетрадей

Самостоятельная работа - 3 уровень. (Частично-поисковая)

Составьте формулу для вычисления периметра фигуры и найдите периметр для данных значений букв.

Фигура

Формула периметра

Периметр

Решение

P = __________

a = 6,5 cм,
b = 10,2 см
P=________

P=a+b+a+b=6,5+6,5+10,2+10,2=33,4

P = __________

x = 3,5 cм,
y = 4 см

P = _____________

P=3,5*4+4*2=14+8=22

P = __________

a = 1,4 дм,
с = 1,2 дм
P =_____________

P=1,4*6+1,2*3=8,4+3,6=12

P = __________

a = 2 м,
b = 1,5 м,
с = 3 м
P =_____________

P=2*2=1,5*4+3*2=4+6+6=16

Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

Самостоятельная работа - 4 уровень. (Частично-поисковая, творческая)

Из четырех одинаковых прямоугольников со сторонами a и b составьте большой прямоугольник и найдите его периметр и площадь. (Зарисуйте и рассмотрите все случаи.)

A=1 см

B= 1,5 см

Решение

1 вариант решения

P=a+a+b+b=1+1+1,5*8=2+12=14 см

S=a*b=1*1,5*4=6 см2

2 вариант решения

P=4a+4b=4+6=10 см

S=2a*2b= 6 см2

3 вариант решения

P= 8a+2b=11 см

S= 4a*b= 6 см2