Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием «задача», со структурой задачи (условие, вопрос).
Планируемые результаты:
- Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Предметные:
- знать структуру текстовой задачи;
- знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос;
- уметь правильно оформлять решение задачи;
- уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
- Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Ход урока
1. Организационный момент
- К какому уроку вы приготовились?
Что мы делаем на уроке математики?
2. Психологический настрой
- Ребята, сегодня у нас важный урок. Посмотрите в окно. На улице холодно, а в классе у нас уютно, тепло и светло, потому что в нашем классе светит солнышко.
- Из чего состоит солнышко? (из геометрических фигур)
- Какие фигуры вы видите?
- Сколько всего фигур потребовалось? (9)
- Сколько треугольников?
- Сколько кругов?
- Мы сейчас с вами провели разминку.
- С чего обычно начинаем урок математики? (с устного счета)
Сейчас мы с вами проведем игру «Веселый мяч» и вспомним, что мы знаем и что изучили на уроке математики.
Игра «Веселый мяч»
(Учитель бросает мяч и задает вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч)
- Какое число следует за числом 5?
- Какое число предшествует числу 8?
- Какое число стоит между числом 6 и 8?
- 8 - это 5 и сколько?
- Сколько будет, если увеличить 4 на 1?
- Сколько будет, если уменьшить 7 на 1?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько лапок у двух котяток?
- Сколько усов у двух больших котов?
3. Мотивация к учебной деятельности
Самостоятельная работа (на карточках, 2 ученика у доски на обратной стороне)
- На какие 2 группы можно разделить эти выражения? (со знаком + и со знаком -)
- Положите выражения со знаком минус слева, со знаком плюс справа.
- Задания по вариантам.
- 9-2= * (7)
- 0+1=* (1)
- 5-2=* (3)
- 10-2=* (8)
- 7+2=* (9)
- 3+3=* (6)
Взаимопроверка
Проверка по эталону. У кого есть ошибки?
- Давайте хором прочитаем все полученные ответы.
- Расположите карточки с выражениями в порядке возрастания ответов.
- Переверните эти карточки.
- Прочитайте, какое слово получилось. (задача)
- У кого не получилось слово?
- Кто догадался, какая тема урока?
- А что такое задача? (текст) А вот какой текст, мы узнаем, проведя исследование, как настоящие ученые.
Вот и нашим гостям Смешарикам в сказочной школе было дано домашнее задание - придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. (Учитель открывает часть доски с фигурками Смешариков. Возле каждого из них лист с текстом.
КРОШ: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых.
ЁЖИК: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Сколько всего яблок в корзине?
ЛОСЯШ: Сколько всего яблок в корзине?
ПИН: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Яблоки очень полезны для здоровья.
Среди данных текстов найдите текст задачи. (Получаются разные варианты ответов)
- Мы не пришли к общему мнению, почему? (Не знаем, что такое задача)
- Вы хотите узнать, что такое задача и помочь нашим друзьям? (Да)
- И чтобы четко понять, что такое задача, мы обратимся к нашему помощнику Учебнику.
- Давайте определим, какие цели перед нами стоят.
- Читаем цели в учебнике. (стр.88)
(На карточках
- УЗНАЕМ
- БУДЕМ УЧИТЬСЯ)
4. Работа по теме урока
А теперь обратимся к ЭЛЕКТРОННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ.
У мальчика в конверте было 4 марки, папа принес ему еще 2 марки. Мальчик положил их в конверт. Сколько марок стало в конверте? Это задача.
В задаче есть 2 части: условие и вопрос. Условие - это то, что известно. Прочитайте его.
Вопрос задачи то, что надо узнать. Без вопроса нет задачи.
4+2=6. Это решение задачи.
Ответ: 6 марок
- Какие две части есть в задаче? УСЛОВИЕ и ВОПРОС (вывешиваю карточки)
- Что такое условие задачи? (это то, что известно)
- Что такое вопрос? (то, что не известно и надо узнать) Вопрос всегда связан с условием.
- Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Что значит решить задачу? (Нужно записать решение в виде выражения и ответ)
(вывешиваю карточки
- РЕШЕНИЕ
- ОТВЕТ
Вывод: Задача - это текст, в котором есть условие и вопрос.
- Вернемся к УЧЕБНИКУ.
№1 стр.88
Рассмотрите рисунок. О чем пойдет речь в задаче? (О карандашах)
(Показать наглядно: положить коробку с карандашами и два карандаша перед учащимися)
- Прочитайте УСЛОВИЕ задачи.
- Прочитайте ВОПРОС задачи.
- Прочитайте РЕШЕНИЕ задачи.
- Прочитайте ответ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
№2 стр.88
5. Первичное закрепление
Решение задачи с записью в тетрадь.
(Читает задачу вслух учитель)
Наметим наш план действий:
Прочитайте задачу: В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?
Прочитайте условие. В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша.
- Как можно изобразить условие задачи? (С помощью рисунка)
Рисуем и объясняем: 6 квадратика нарисовали - это было, вынули 2 - зачеркнули 2 квадратика.
Прочитаем вопрос задачи. Сколько карандашей осталось в коробке? (Дугой показываем, что нужно найти) (4)
Какое действие выполним. Чтобы ответить на вопрос задачи?
Называем решение: 6 - 2= 4 (к.)
Называем ответ: 4 карандаша
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
(выполняем по солнышку)
- Возвращаемся к нашим друзьям.
- Читаем и объясняем, какой текст можно назвать задачей.
КРОШ: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых.
ЁЖИК: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Сколько всего яблок в корзине?
ЛОСЯШ: Сколько всего яблок в корзине?
ПИН: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Яблоки очень полезны для здоровья.
- Прочитайте первый текст. Будет этот текст задачей? (Нет. В тексте нет вопроса. Текст содержит информацию о том, что яблоки полезны.)
- Прочитайте второй текст. (Второй является задачей, потому что есть условие и вопрос)
- Прочитайте третий текст. (Нет. Нет условия задачи)
- Прочитайте четвертый текст. (Не является задачей, нет вопроса).
- Вы поняли, дорогие друзья, что такое задача?
Задача - это текст, в котором есть условие и вопрос. Решение и ответ.
6. Рефлексия
- Какая тема урока была?
- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)
- Достигли цели? (да)
- Для чего нам нужно уметь решать задачи?
7. Оцените свою деятельность с помощью смайликов
- Желтый. Старался, у меня все получилось! Я понял, что такое задача.
- Зеленый. Старался, но было трудно разобраться, что такое задача!
- Красный. Я пока не понял. У меня не получилось, но я буду стараться!