Урок математики в 1-м классе. Тема: «Задача: условие, вопрос»

Разделы: Математика

Класс: 1

Ключевые слова: математика


Цель: через сравнение и наблюдение познакомить с понятием «задача», со структурой задачи (условие, вопрос).

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Предметные:
    • знать структуру текстовой задачи;
    • знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос;
    • уметь правильно оформлять решение задачи;
    • уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
  • Метапредметные:
    • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
    • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
    • Уметь ориентироваться в свое системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ход урока

1. Организационный момент

- К какому уроку вы приготовились?

Что мы делаем на уроке математики?

2. Психологический настрой

- Ребята, сегодня у нас важный урок. Посмотрите в окно. На улице холодно, а в классе у нас уютно, тепло и светло, потому что в нашем классе светит солнышко.

- Из чего состоит солнышко? (из геометрических фигур)

- Какие фигуры вы видите?

- Сколько всего фигур потребовалось? (9)

- Сколько треугольников?

- Сколько кругов?

- Мы сейчас с вами провели разминку.

- С чего обычно начинаем урок математики? (с устного счета)

Сейчас мы с вами проведем игру «Веселый мяч» и вспомним, что мы знаем и что изучили на уроке математики.

Игра «Веселый мяч»

(Учитель бросает мяч и задает вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал мяч)

  1. Какое число следует за числом 5?
  2. Какое число предшествует числу 8?
  3. Какое число стоит между числом 6 и 8?
  4. 8 - это 5 и сколько?
  5. Сколько будет, если увеличить 4 на 1?
  6. Сколько будет, если уменьшить 7 на 1?
  7. Сколько ушей у двух мышей?
  8. Сколько лапок у двух котяток?
  9. Сколько усов у двух больших котов?

3. Мотивация к учебной деятельности

Самостоятельная работа (на карточках, 2 ученика у доски на обратной стороне)

- На какие 2 группы можно разделить эти выражения? (со знаком + и со знаком -)

- Положите выражения со знаком минус слева, со знаком плюс справа.

- Задания по вариантам.

  • 9-2= * (7)
  • 0+1=* (1)
  • 5-2=* (3)
  • 10-2=* (8)
  • 7+2=* (9)
  • 3+3=* (6)

Взаимопроверка

Проверка по эталону. У кого есть ошибки?

- Давайте хором прочитаем все полученные ответы.

- Расположите карточки с выражениями в порядке возрастания ответов.

- Переверните эти карточки.

- Прочитайте, какое слово получилось. (задача)

- У кого не получилось слово?

- Кто догадался, какая тема урока?

- А что такое задача? (текст) А вот какой текст, мы узнаем, проведя исследование, как настоящие ученые.

Вот и нашим гостям Смешарикам в сказочной школе было дано домашнее задание - придумать задачу. Давайте посмотрим, что у них получилось. (Учитель открывает часть доски с фигурками Смешариков. Возле каждого из них лист с текстом.

КРОШ: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых.

ЁЖИК: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Сколько всего яблок в корзине?

ЛОСЯШ: Сколько всего яблок в корзине?

ПИН: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Яблоки очень полезны для здоровья.

Среди данных текстов найдите текст задачи. (Получаются разные варианты ответов)

- Мы не пришли к общему мнению, почему? (Не знаем, что такое задача)

- Вы хотите узнать, что такое задача и помочь нашим друзьям? (Да)

- И чтобы четко понять, что такое задача, мы обратимся к нашему помощнику Учебнику.

- Давайте определим, какие цели перед нами стоят.

- Читаем цели в учебнике. (стр.88)

(На карточках

  • УЗНАЕМ
  • БУДЕМ УЧИТЬСЯ)

4. Работа по теме урока

А теперь обратимся к ЭЛЕКТРОННОМУ ПРИЛОЖЕНИЮ.

У мальчика в конверте было 4 марки, папа принес ему еще 2 марки. Мальчик положил их в конверт. Сколько марок стало в конверте? Это задача.

В задаче есть 2 части: условие и вопрос. Условие - это то, что известно. Прочитайте его.

Вопрос задачи то, что надо узнать. Без вопроса нет задачи.

4+2=6. Это решение задачи.

Ответ: 6 марок

- Какие две части есть в задаче? УСЛОВИЕ и ВОПРОС (вывешиваю карточки)

- Что такое условие задачи? (это то, что известно)

- Что такое вопрос? (то, что не известно и надо узнать) Вопрос всегда связан с условием.

- Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Что значит решить задачу? (Нужно записать решение в виде выражения и ответ)

(вывешиваю карточки

  • РЕШЕНИЕ
  • ОТВЕТ

Вывод: Задача - это текст, в котором есть условие и вопрос.

- Вернемся к УЧЕБНИКУ.

№1 стр.88

Рассмотрите рисунок. О чем пойдет речь в задаче? (О карандашах)

(Показать наглядно: положить коробку с карандашами и два карандаша перед учащимися)

- Прочитайте УСЛОВИЕ задачи.

- Прочитайте ВОПРОС задачи.

- Прочитайте РЕШЕНИЕ задачи.

- Прочитайте ответ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

№2 стр.88

5. Первичное закрепление

Решение задачи с записью в тетрадь.

(Читает задачу вслух учитель)

Наметим наш план действий:

Прочитайте задачу: В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша. Сколько карандашей осталось в коробке?

Прочитайте условие. В коробке было 6 карандашей. Вынули 2 карандаша.

- Как можно изобразить условие задачи? (С помощью рисунка)

Рисуем и объясняем: 6 квадратика нарисовали - это было, вынули 2 - зачеркнули 2 квадратика.

Прочитаем вопрос задачи. Сколько карандашей осталось в коробке? (Дугой показываем, что нужно найти) (4)

Какое действие выполним. Чтобы ответить на вопрос задачи?

Называем решение: 6 - 2= 4 (к.)

Называем ответ: 4 карандаша

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

(выполняем по солнышку)

- Возвращаемся к нашим друзьям.

- Читаем и объясняем, какой текст можно назвать задачей.

КРОШ: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых.

ЁЖИК: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Сколько всего яблок в корзине?

ЛОСЯШ: Сколько всего яблок в корзине?

ПИН: В корзине лежало 3 красных яблока. В нее положили еще 2 зеленых. Яблоки очень полезны для здоровья.

- Прочитайте первый текст. Будет этот текст задачей? (Нет. В тексте нет вопроса. Текст содержит информацию о том, что яблоки полезны.)

- Прочитайте второй текст. (Второй является задачей, потому что есть условие и вопрос)

- Прочитайте третий текст. (Нет. Нет условия задачи)

- Прочитайте четвертый текст. (Не является задачей, нет вопроса).

- Вы поняли, дорогие друзья, что такое задача?

Задача - это текст, в котором есть условие и вопрос. Решение и ответ.

6. Рефлексия

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (да)

- Для чего нам нужно уметь решать задачи?

7. Оцените свою деятельность с помощью смайликов

  • Желтый. Старался, у меня все получилось! Я понял, что такое задача.
  • Зеленый. Старался, но было трудно разобраться, что такое задача!
  • Красный. Я пока не понял. У меня не получилось, но я буду стараться!