Актуальность исследования обусловлена модернизацией современного образования, ориентированного на создание условий для развития успешной личности ученика в образовательном процессе. Полагаем, что одним из основных принципов такого подхода к образованию является ориентация образовательного процесса на развитие мотивации учащихся. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в последние годы усилилось понимание психологами и педагогами роли положительной мотивации в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями.
Все вышеизложенное привело нас к четкому осознанию необходимости включения школьников в исследовательскую деятельность, что дает им возможность проявить свои способности, способствует активности ученика и его положительной установке на образовательный процесс.
Традиционные технологии обучения не способствуют удовлетворению и развитию познавательных потребностей школьников, совершенствованию их личности.
Использование развивающих образовательных технологий, в том числе исследовательских, в целостном учебно-воспитательном процессе, позволяет разрешить противоречия между потребностью детей в полноценном развитии способностей и организацией педагогического процесса.
В МБОУ города Иркутска СОШ №77 в рамках Программы развития реализуется проект «Школа олимпийского резерва», целью которого является - формирование интеллектуального потенциала через выявление, обучение и развитие одаренных детей. В целях осуществления личностно ориентированного подхода к детям система учебно- научно-исследовательской деятельности обучающихся, активно реализуемая на уроках и во внеурочное время.
Под исследовательской работой мы понимаем экспериментальную и теоретическую индивидуальную деятельность учащихся, связанную с изучением явлений и свойств реальных объектов природы и техники, направленную на выявление и развитие творческих способностей детей. Ведь только творчески ориентированное образование позволяет сформировать нестандартно мыслящих людей, способных эффективно работать в самых разных областях знаний независимо от их специальности.
Целью введения исследовательских образовательных технологий в школе является определение учащимися области науки или техники в плане последующего выбора.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Формирование у обучающихся глубоких и системных знаний о строении и свойствах вещества, закономерностях протекания химических реакций, углубленная теоретическая и экспериментальная подготовка в выбранной области науки или техники.
- Приобретение первоначального опыта в теоретической и экспериментальной исследовательской работе и его развитие.
- Формирование высоко уровня мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и т.д.).
- Практическое освоение правил подготовки, оформления и выдачи результатов работы в виде отчета, доклада, компьютерной презентации, выступлений на конференциях разного уровня.
Исследовательские технологии активно используются во внеурочное время. Возможность проведения исследовательских работ обусловлена наличием в школе химической лаборатории, оснащенную необходимыми реактивами и оборудованием. В деятельности обучающихся реализуются этапы, характерные для исследований: постановка проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик, сбор материала, его анализ и обобщение, выводы.
Исследовательская работа учащихся начинается с выбора темы, постановки проблемы исследования. Для поддержания интереса к работе учащимся дается возможность самостоятельно выбрать тему исследования. Предпочтение отдается работам с видимыми эффектами, а также работам, дающим результат на определенный период.
Так, ученикам традиционно интересны по химии работы по выращиванию кристаллов, где исследуется растворимость веществ в воде, влияние внешних условий на процесс роста кристаллов. В этом году учащимися была предложена тема по исследованию состава молочных йогуртов разных производителей. Работа была представлена на городской научно-практической конференции, за которую учащаяся получила призовое место.
Занятия исследовательской работой повышают мотивацию учащихся к естественным наукам, учат умению критически мыслить, анализировать, принимать решения, планировать свою деятельность. Школьники убеждаются, что научные знания добываются из эксперимента, эксперименту можно учиться на любом уровне имеющихся у экспериментатора знаний, через эксперимент прививается уважение и интерес к теоретическому материалу предмета. Формируются навыки индивидуальной и коллективной исследовательской работы.
Список литературы
1. Исаев Д.С. Об организации практикумов исследовательского характера//Химия в школе.- 2001. - №9. - С.53-58.
2. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. - М.: 2003.- 96с.