Интегрированный урок математики с краеведческим материалом в 3-м классе "Мой город Хотьково"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3.

Тип урока - урок закрепления и обобщения знаний.

Общедидактическая цель:

  • формировать умение решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события;
  • формировать практические навыки сложения и вычитания многозначных чисел;
  • воспитывать интерес к предмету, используя краеведческий материал;
  • развивать внимание, мышление, речь.

Задачи:

  • предметные: формирование умения решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события; формировать практические навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение решать уравнения.
  • метапредметные: уметь находить выход из проблемы, строить логические цепочки доказательств, уметь комментировать свои действия.
  • личностные: уметь выполнять самооценку своей деятельности; уметь работать в группе и в паре; уметь ставить учебные цели.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

  • сформировать умение решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события;
  • сформировать практические навыки сложения и вычитания многозначных чисел.

Личностные:

  • формирование познавательного интереса к предмету;
  • формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные УУД:

  • освоение способа решения задач на нахождение начала, конца и продолжительности события;
  • осознание алгоритма учебного действия.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия: Начало события, конец события, продолжительность события, приём фишбоун.

Оборудование и ресурсы:

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Конспект урока

I. Мотивация к учебной деятельности

- Прочитайте высказывание известного русского учёного М.В.Ломоносова.

(Слайд 2) Презентация

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

- Как вы понимаете эти слова?

- Зачем нужно изучать математику?

- Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке и отличных результатов.

II. Актуализация знаний

1. Приём «Мозговой штурм» - работа в парах.

- Чтобы узнать ключевое слово темы нашего урока, вы должны поработать в парах: на каждой парте есть бланк для теста - контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания: Мозговой штурм

- Запишите в карточку «Мозговой штурм» ответы:

(слайд 3):

- Чему равно произведение чисел 8 и 7?

- Уменьшите 27 в 9 раз.

- Во сколько раз 6 меньше 30?

- Увеличьте 9 в 4 раза.

- Найди частное чисел 28 и 7

- Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?

- Какое число надо уменьшить в 3 раза, чтобы получилось 8?

- На сколько20 меньше 80?

Каждая пара записывает числа в бланк: (первая строчка)

(Слайд 4.)

56

3

5

36

4

7

24

60

Проверка по эталону (слайд 5):

- Если вы расставите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.

56

3

5

36

4

7

24

60

В

Х

Т

О

О

Ь

К

О

Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «ХОТЬКОВО»

(Слайд 6.)

56

3

5

36

4

7

24

60

3

4

5

7

24

36

56

60

Х

О

Т

Ь

К

О

В

О

- Как вы думаете, почему оно является ключевым?

(Будем решать задачи о Хотькове.)

2. Приём «Фишбоун»

(Слайд 7.)

- Чтобы решать такие задачи, мы должны окунуться в историю города, а для этого мы должны решить проблему - как решаются задачи на нахождение времени. Используем для этого приём фишбоун.

1. Дети по группам заполняют карточку.

2. Один из учеников объясняет, как находить начало события, конец события, продолжительность события, а также делает вывод:

  • надо начертить схему;
  • вспомнить правило.

III. Формулирование темы урока и постановка учебной задачи

- Кто может сформулировать тему урока?

(Решение задач на основе краеведческого материала о Хотькове.)

- Какую учебную цель поставим перед собой?

(Упражняться в решении задач на нахождение начала, конца и продолжительности события.)

IV. Закрепление пройденного. Решение задач

1. У каждого ученика карточка «Мой город Хотьково».

В течение урока по мере выполнения заданий дети заполняют в ней пропуски.

Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково».

(Слайды 8 и 9)

Главной святыней нашего города является Хотьковский Покровский женский монастырь. Первое упоминание о нём относится к _________ году. Это самый старый монастырь в Подмосковье.

- Выполните задание:

Решите пример блоками:

(1200+800):2+323:12+60(12-7)=1308

(Ученик у доски решает блоками)

- О чём говорит это число?

(Это дата основания Хотьковского Покровского монастыря.) (Слайд 10)

Дети записывают дату в карточку.

2. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайды 11 и 12)

Город Хотьково находится в междуречье рек Воря (её длина 108м) и Пажа (её длина ______ м).

- Решите задачу.

Длина реки Воря 108 км, а её приток река Пажа на 78 км короче.

Какова длина реки Пажа?

Решают устно, записывают в карточку результат.

3. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайды 13 и 14)

Через реку Пажу в________ году был построен железнодорожный мост инженером Рехневским.

- Решите задачу:

В 2020 году железнодорожному мосту через Пажу, построенному инженером Рехневским, исполнится 158 лет. В каком году был построен железнодорожный мост?

Один ученик комментирует. Дети записывают дату в карточку.

4. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайд 15 и 16)

Наш город тесно связан с именем великого святого земли Русской - Сергием Радонежским, ведь в Хотьковском монастыре покоятся мощи его родителей - Кирилла и Марии. В _________ году, когда отмечался 700-летний юбилей Сергия Радонежского, десятки тысяч людей со всех концов России приняли участие в Крестном ходе от стен Хотьковского монастыря.

- Решите задачу.

В каком году в Хотькове был крестный ход в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, если годом его рождения считается 1314 год?

Один ученик комментирует. Дети записывают дату в карточку.

5. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайды 17 и 18)

На берегу реки Вори находится музей-усадьба Абрамцево. Одним из хозяев Абрамцева был Савва Иванович Мамонтов. У него в доме подолгу жили и работали многие известные художники. Художник Серов написал портрет дочери хозяина, Верочки Мамонтовой («Девочка с персиками»). Она прожила всего _______ года. Другой художник, Виктор Михайлович Васнецов, в ________ году написал картину «Алёнушка» (пруд в деревне Ахтырка).

- Решите задачу.

Ученики решают самостоятельно.

6. (Слайд 19 и 20)

Ученики читают отрывок из карточки и решают уравнение.

Другой художник, Виктор Михайлович Васнецов, в ________ году написал картину «Алёнушка» (пруд в деревне Ахтырка).

Решите уравнение

Х - 1564 = 317

и вы узнаете, в каком году художник В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка».

Ученик решает с комментированием. Записывают ответ в карточку.

6. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково» и решают задачу.

(Слайд 21 и 22)

В 1939 году было построено двухэтажное здание школы №1, а в _______году построено новое здание нашей школы.

В 1939 году было построено двухэтажное здание школы №1, а через 37 лет построено новое здание нашей школы. В каком году построено новое здание школы №1?

Ученики решают самостоятельно.

7. (Слайд 23 и 24)

Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково» и решает уравнение.

На месте старой школы сейчас раскинулся парк «Покровский». Его площадь ________ м².

Решив уравнение, вы узнаете площадь парка Покровский:

Х : 50 = 800

Ученики решают самостоятельно. Проверка - документ-камера.

8. (Слайд 25. 26 и 27)

Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». Дети рассматривают таблицу и решают задачу.

Сейчас, по результатам последней переписи, в Хотькове проживает _______ человек.

В 1939 году, когда Хотьково было рабочим посёлком, в нём проживало 7257 человек. Когда он стал городом, в нём проживало в 1967 году на 8743 человека больше, чем в 1939г. Сейчас, по последней переписи, проживает на 2021 человека меньше, чем в 1939 и 1967 году вместе. Сколько человек проживает в нашем городе сейчас?

  • Составление схемы.
  • Самостоятельная работа.
  • Проверка - документ-камера и эталон.

V. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

(Слайд 28)

- Поставьте смайлик на лестницу успеха. Карточка «Лестница успеха»

(Слайд 29)

- Встаньте, кому было интересно на уроке. А сейчас маленький сюрприз для гостей. («Песня о Хотькове» А.Мешалкина)

Стоит городок в Подмосковье
На Воре и Паже реке.
Звучит его имя простое
Легко, как пушинка в руке.
Пр.: Хотьково, Хотьково, Хотьково,
Зари разливается свет,
В России другого такого
Хорошего города нет.
В России другого такого
Хорошего города нет.

VI. Домашнее задание

(Слайд 30)

  1. С._ №_, с._ № _.
  2. По желанию: составить задачу по истории Хотькова. Она будет помещена в альбом «Любимый город Хотьково в числах и задачах».