Класс: 3.
Тип урока - урок закрепления и обобщения знаний.
Общедидактическая цель:
- формировать умение решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события;
- формировать практические навыки сложения и вычитания многозначных чисел;
- воспитывать интерес к предмету, используя краеведческий материал;
- развивать внимание, мышление, речь.
Задачи:
- предметные: формирование умения решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события; формировать практические навыки сложения и вычитания многозначных чисел, умение решать уравнения.
- метапредметные: уметь находить выход из проблемы, строить логические цепочки доказательств, уметь комментировать свои действия.
- личностные: уметь выполнять самооценку своей деятельности; уметь работать в группе и в паре; уметь ставить учебные цели.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- сформировать умение решать задачи на нахождение начала, конца и продолжительности события;
- сформировать практические навыки сложения и вычитания многозначных чисел.
Личностные:
- формирование познавательного интереса к предмету;
- формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные:
- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Познавательные УУД:
- освоение способа решения задач на нахождение начала, конца и продолжительности события;
- осознание алгоритма учебного действия.
Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
- принимать на себя ответственность за результат своих действий;
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
Основные понятия: Начало события, конец события, продолжительность события, приём фишбоун.
Оборудование и ресурсы:
- презентация «Мой город Хотьково»;
- компьютер;
- проектор;
- контрольная карточка «Мой город «Хотьково», карточка «Мозговой штурм», карточка «Лестница успеха».
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
Конспект урока
I. Мотивация к учебной деятельности
- Прочитайте высказывание известного русского учёного М.В.Ломоносова.
(Слайд 2) Презентация
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
- Как вы понимаете эти слова?
- Зачем нужно изучать математику?
- Пожелаем друг другу хорошего рабочего настроения на уроке и отличных результатов.
II. Актуализация знаний
1. Приём «Мозговой штурм» - работа в парах.
- Чтобы узнать ключевое слово темы нашего урока, вы должны поработать в парах: на каждой парте есть бланк для теста - контроля, в который вы должны записать ответы на мои задания: Мозговой штурм
- Запишите в карточку «Мозговой штурм» ответы:
(слайд 3):
- Чему равно произведение чисел 8 и 7?
- Уменьшите 27 в 9 раз.
- Во сколько раз 6 меньше 30?
- Увеличьте 9 в 4 раза.
- Найди частное чисел 28 и 7
- Какое число надо увеличить в 6 раз, чтобы получилось 42?
- Какое число надо уменьшить в 3 раза, чтобы получилось 8?
- На сколько20 меньше 80?
Каждая пара записывает числа в бланк: (первая строчка)
(Слайд 4.)
56 |
3 |
5 |
36 |
4 |
7 |
24 |
60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка по эталону (слайд 5):
- Если вы расставите числа в порядке возрастания, то вы узнаете, какое слово зашифровано.
56
|
3 |
5 |
36 |
4 |
7 |
24 |
60 |
В |
Х |
Т |
О |
О |
Ь |
К |
О |
Учащиеся располагают числа в порядке возрастания и получают слово «ХОТЬКОВО»
(Слайд 6.)
56 |
3 |
5 |
36 |
4 |
7 |
24 |
60 |
3 |
4 |
5 |
7 |
24 |
36 |
56 |
60 |
Х |
О |
Т |
Ь |
К |
О |
В |
О |
- Как вы думаете, почему оно является ключевым?
(Будем решать задачи о Хотькове.)
2. Приём «Фишбоун»
(Слайд 7.)
- Чтобы решать такие задачи, мы должны окунуться в историю города, а для этого мы должны решить проблему - как решаются задачи на нахождение времени. Используем для этого приём фишбоун.
1. Дети по группам заполняют карточку.
2. Один из учеников объясняет, как находить начало события, конец события, продолжительность события, а также делает вывод:
- надо начертить схему;
- вспомнить правило.
III. Формулирование темы урока и постановка учебной задачи
- Кто может сформулировать тему урока?
(Решение задач на основе краеведческого материала о Хотькове.)
- Какую учебную цель поставим перед собой?
(Упражняться в решении задач на нахождение начала, конца и продолжительности события.)
IV. Закрепление пройденного. Решение задач
1. У каждого ученика карточка «Мой город Хотьково».
В течение урока по мере выполнения заданий дети заполняют в ней пропуски.
Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково».
(Слайды 8 и 9)
Главной святыней нашего города является Хотьковский Покровский женский монастырь. Первое упоминание о нём относится к _________ году. Это самый старый монастырь в Подмосковье.
- Выполните задание:
Решите пример блоками:
(1200+800):2+323:12+60(12-7)=1308
(Ученик у доски решает блоками)
- О чём говорит это число?
(Это дата основания Хотьковского Покровского монастыря.) (Слайд 10)
Дети записывают дату в карточку.
2. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайды 11 и 12)
Город Хотьково находится в междуречье рек Воря (её длина 108м) и Пажа (её длина ______ м).
- Решите задачу.
Длина реки Воря 108 км, а её приток река Пажа на 78 км короче.
Какова длина реки Пажа?
Решают устно, записывают в карточку результат.
3. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайды 13 и 14)
Через реку Пажу в________ году был построен железнодорожный мост инженером Рехневским.
- Решите задачу:
В 2020 году железнодорожному мосту через Пажу, построенному инженером Рехневским, исполнится 158 лет. В каком году был построен железнодорожный мост?Один ученик комментирует. Дети записывают дату в карточку.
4. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайд 15 и 16)
Наш город тесно связан с именем великого святого земли Русской - Сергием Радонежским, ведь в Хотьковском монастыре покоятся мощи его родителей - Кирилла и Марии. В _________ году, когда отмечался 700-летний юбилей Сергия Радонежского, десятки тысяч людей со всех концов России приняли участие в Крестном ходе от стен Хотьковского монастыря.
- Решите задачу.
В каком году в Хотькове был крестный ход в честь 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, если годом его рождения считается 1314 год?
Один ученик комментирует. Дети записывают дату в карточку.
5. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». (Слайды 17 и 18)
На берегу реки Вори находится музей-усадьба Абрамцево. Одним из хозяев Абрамцева был Савва Иванович Мамонтов. У него в доме подолгу жили и работали многие известные художники. Художник Серов написал портрет дочери хозяина, Верочки Мамонтовой («Девочка с персиками»). Она прожила всего _______ года. Другой художник, Виктор Михайлович Васнецов, в ________ году написал картину «Алёнушка» (пруд в деревне Ахтырка).
- Решите задачу.
Ученики решают самостоятельно.
6. (Слайд 19 и 20)
Ученики читают отрывок из карточки и решают уравнение.
Другой художник, Виктор Михайлович Васнецов, в ________ году написал картину «Алёнушка» (пруд в деревне Ахтырка).
Решите уравнение
Х - 1564 = 317
и вы узнаете, в каком году художник В.М. Васнецов написал картину «Алёнушка».
Ученик решает с комментированием. Записывают ответ в карточку.
6. Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково» и решают задачу.
(Слайд 21 и 22)
В 1939 году было построено двухэтажное здание школы №1, а в _______году построено новое здание нашей школы.
В 1939 году было построено двухэтажное здание школы №1, а через 37 лет построено новое здание нашей школы. В каком году построено новое здание школы №1?Ученики решают самостоятельно.
7. (Слайд 23 и 24)
Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково» и решает уравнение.
На месте старой школы сейчас раскинулся парк «Покровский». Его площадь ________ м².
Решив уравнение, вы узнаете площадь парка Покровский:
Х : 50 = 800
Ученики решают самостоятельно. Проверка - документ-камера.
8. (Слайд 25. 26 и 27)
Ученик читает текст карточки «Мой город Хотьково». Дети рассматривают таблицу и решают задачу.
Сейчас, по результатам последней переписи, в Хотькове проживает _______ человек.
В 1939 году, когда Хотьково было рабочим посёлком, в нём проживало 7257 человек. Когда он стал городом, в нём проживало в 1967 году на 8743 человека больше, чем в 1939г. Сейчас, по последней переписи, проживает на 2021 человека меньше, чем в 1939 и 1967 году вместе. Сколько человек проживает в нашем городе сейчас?
- Составление схемы.
- Самостоятельная работа.
- Проверка - документ-камера и эталон.
V. Рефлексия
- Что нового узнали на уроке?
(Слайд 28)
- Поставьте смайлик на лестницу успеха. Карточка «Лестница успеха»
(Слайд 29)
- Встаньте, кому было интересно на уроке. А сейчас маленький сюрприз для гостей. («Песня о Хотькове» А.Мешалкина)
Стоит городок в Подмосковье
На Воре и Паже реке.
Звучит его имя простое
Легко, как пушинка в руке.
Пр.: Хотьково, Хотьково, Хотьково,
Зари разливается свет,
В России другого такого
Хорошего города нет.
В России другого такого
Хорошего города нет.
VI. Домашнее задание
(Слайд 30)
- С._ №_, с._ № _.
- По желанию: составить задачу по истории Хотькова. Она будет помещена в альбом «Любимый город Хотьково в числах и задачах».