Познавательно-игровой досуг «Эх, лапти мои…»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: фольклор, подготовительная группа


Цель: Способствовать развитию интереса детей подготовительного дошкольного возраста к историческому прошлому своего родного края.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать потребность в познании рукотворного мира.
  • Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями родного края (народный костюм, обувь).

Развивающие:

  • Развивать и обогащать словарный, связную речь.
  • Развивать познавательный интерес к прошлому.
  • Развивать детское творчество через продуктивную, конструктивную деятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к родному краю.
  • Планируемые результаты:
  • Имеют представления об обуви прошлого;
  • Проявляют интерес к фольклорному материалу о лаптях, особенностям культуры, быта родного края;
  • Вступают в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;
  • Применяют полученные знания в творческой продуктивной деятельности.

Материал: Плетеные лапти; предметные картинки по теме «Обувь»; репродукции картины художника А.Г.Венецианова «Гумно»; коллекция поделок-плетенок «Лапотки».

Методические приемы: беседа-диалог, рассказывание, рассматривание, игровая ситуация, русская народная игра «Лапти», игровое упражнение «Музыкальные лапти», дидактическая игра, пение русских народных частушек о лаптях.

Ход занятия

Беседа проводится в мини музее детского сада

Девочки и мальчики!
Рассаживайтесь поскорей,
Будем петь да играть,
Старину вспоминать!

Воспитатель: Посмотрите, какой большой и красивый сундук стоит. Вам интересно, что в нем находится? Отгадайте тогда загадки.

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром в садик, днем - домой. (Валенки)

Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом под столом,
А ночью - под кроватью. (Тапочки)

Отгадай загадку - кто мы:
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь - у нас работа:
Топать, шлепать по болотам. (Резиновые сапоги)

Если дождик - мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам. (Сапоги)

В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги. (Валенки)

Воспитатель: Назовите одним словом: сапоги, валенки, туфли, кроссовки, тапочки - это ….(обувь).

Воспитатель достает из сундука картинки с разной обувью

Воспитатель: Это обувь современная, а вот в древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти. Это низкая обувь - сплетенная из древесного лыка.

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти)

Из сундука достаются настоящие лапти

Воспитатель: Как вы думаете, лапти носят в холодное время года или теплое? (Предположения детей). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим лапти. Лапти очень легкие, мягкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух. Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Давайте немного поиграем:

ИГРА «СКАЖИ НАОБОРОТ» (Грязная - чистая; старая - новая; старинная - современная; жесткая - мягкая; летняя - зимняя; уличная - домашняя; каждодневная - праздничная).

ИГРА «НАЗОВИ ЛАСКОВО» (Ботинок - ботиночек; сапог - сапожок; валенок - валеночек; туфля - туфелька; лапоть - лапоток, лапоточек).

Воспитатель: Из чего же плели лапти? Попробуйте отгадать загадку:

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают -
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или как говорили в народе«драли лыко». Поэтому в старину лапти еще называли «лыченица».

Еще лапти плели из бересты - это кора березы, такие лапти назывались праздничными.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЛАПОТЬ»

Под быструю музыку дети передают лапоть по кругу. С остановкой музыки тот, у кого в руках лапти, обувает их и пляшет, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается.

Воспитатель: Все хорошо. Одно плохо, лапти быстро изнашивались. Летом за три дня, а зимой за десять. Недаром говорили в те времена: «В дорогу идти - пять пар лаптей плести». Почему лапти быстрее изнашивались летом? (высказывания детей)

Рассматривание репродукций картины художника

Алексея Гавриловича Венецианова «Гумно»

В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти - это 22 февраля. На Никифора лапти и плетут. Плели лапти в каждой семье мужчины. Секреты плетения передавались из поколения в поколение. Да не легкая это работа - плести лапти. Пока лапти плетут - песни поют, частушки про лапти сочиняют, играют на народных музыкальных инструментах. А вы знаете частушки про лапти?

Исполнение частушек про лапти (можно в аудиозаписи)

Воспитатель: Русский лапоть - это уже история.

Вот лапти рисованные, никем еще не надеванные!
А вот плетеные из лыка ядреного.
А вот лапти сувенирные,
Для интерьера квартирного!
Гляньте сюда, здесь лапти игрушки для вашей подружки!
У нас лапти всякого размера - для Гнома и Гулливера!

Из сундука достаются разные сувениры-лапотки

Русский народ сложил про лапти много пословиц, поговорок, загадок, сказок. Назовите сказки с участием лаптя («Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса-лапотница»). Предлагаю поиграть в народную игру «Лапти».

ИГРА «ЛАПТИ» Считалкой выбирается ведущий. Рисуется круг. Дети встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет в круг («лапоть»). Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает «Нет». Дети спрашивают еще раз: «Сплели лапти?» - «Да!» Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит «лапти»: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать может только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.