Классный час "Читайте, люди, книги о войне!"

Разделы: Классное руководство, Патриотическое воспитание, Конкурс «Помним тебя, неизвестный солдат»

Ключевые слова: классный час, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Пояснительная записка

В современном мире наблюдаются попытки переписать историю, принизить и исказить роль России и Советского Союза в победе над фашизмом. Следовательно, представляется очень важным проводить классные часы, направленные на воспитание чувства патриотизма у подрастающего поколения, например, посредством чтения и анализа произведений о войне, авторами которых были писатели и поэты-фронтовики, воспевшие подвиг советского народа.

Данное воспитательное мероприятие ориентировано на обучающихся 9-11 классов и соответствует цели воспитания в старших классах. Оно способствует воспитанию самостоятельной, творческой, социально активной личности подростка, ориентированной на базовые национальные ценности: осознание себя гражданином России, уважительное отношение к истории и культуре своей Родины. Мероприятие органично входит в цикл городских, школьных и классных мероприятий, направленных на воспитание чувства патриотизма у молодежи, в частности приуроченных ко Дню освобождения города, Дню снятия блокады Ленинграда и памяти жертв Холокоста, Дню единых действий, конечно же, Дню Победы и др.

Цель воспитательного мероприятия ‒ создание условий для формирования чувства патриотизма, национальной гордости, единения и осознания преемственности поколений через чтение и анализ литературы о войне и подвиге советского народа.

Задачи мероприятия:

  • стимулировать познавательный интерес школьников и расширить их представления о жизни героев ВОВ;
  • мотивировать взаимодействие подростков в процессе решения познавательных и воспитательных задач;
  • развивать критическое мышление.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • уважительное и бережное отношение к историческим событиям России, к историческому прошлому России и современной России.
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  • готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;

Метапредметные (УУД):

  • выбор успешных стратегий поведения в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные конфликты;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Мероприятие проводится в форме урока мужества, поскольку позволяет пережить и осмыслить те события, которые происходили в жизни советских людей, почувствовать свою причастность к этим событиям благодаря ярким, эмоциональным образам, созданным на страницах произведения и пробуждающим чувства сопереживания и благодарности.

Для достижения планируемых результатов на данном мероприятии используется метод группового познания, технология развития критического мышления, а именно приемы: чтение с остановками, «Корзина идей», «Толстые и тонкие вопросы», синквейн.

Данная методическая разработка подготовлена к 77-й годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, однако имеет достаточно универсальный характер, поскольку может быть приурочена к другим знаменательным датам, к месячнику патриотического воспитания.

При подготовке воспитательного мероприятия необходимо:

  • разделить текст рассказа на 4 смысловых фрагмента и подготовить карточки с отрывками текста и вопросами;
  • подготовить презентацию;
  • принести книгу с рассказом и солдатский вещмешок (либо использовать картинку на слайде презентации);
  • поручить учащемуся подготовить краткое сообщение об авторе;
  • заранее разделить класс на 4 группы;
  • расставить мебель в классе для успешного группового взаимодействия.

Сценарий мероприятия

1. Стадия вызова. Подготовка к восприятию текста (8 минут)

Учитель: Ребята, рада приветствовать вас на классном часе! Обратите внимание, что перед вами на столе (можно на слайде) находятся два предмета, которые помогут нам провести сегодняшний классный час. Назовите их, пожалуйста (слайд 2).

Презентация

Ученик 1: Солдатский вещмешок.

Ученик 2: Книга «Помнит мир спасенный»

Учитель: Как вы думаете, какова тема нашего классного часа?

Возможные варианты ответа: Читаем о войне, Книги о войне, Поговорим о войне и т.п.

Учитель: Все ваши варианты очень близки к нашей теме «Читайте, люди, книги о войне» и эпиграфу. Давайте мы его прочитаем (слайд 3).

Ученик 3:

Читайте, люди, книги о войне!
Не бойтесь слез, и горечи, и страха
Читайте, люди, книги о войне
И не стыдитесь горевать и плакать.

Учитель: Что же нам сегодня предстоит сделать?

Возможные варианты ответа: Прочитать рассказ о войне, познакомиться с событиями, сопереживать главным героям, проанализировать рассказ и т.п.

Учитель: Верно, сегодня мы с вами вместе прочитаем рассказ Константина Симонова «Малышка» из сборника рассказов «Помнит мир спасенный», но прежде чем мы приступим к чтению, хотелось бы сказать несколько слово об авторе (слайд 4).

Ученик 4: Константин Михайлович Симонов (1915-1979) - писатель, поэт, общественный деятель. С началом войны был призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Автор произведений - "Дни и ночи", "Товарищи по оружию", "Живые и мертвые". После того как в 1941 году в газете «Правда» было опубликовано стихотворение «Жди меня», Симонов стал самым известным поэтом в стране. Солдаты вырезали стихотворение из газет, переписывали его, посылали женам и невестам.

Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры во время войны носили у себя на груди, потому, что строки эти отвечали тому, что было у них на сердце. Одно из таких стихотворений - «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», в котором поэт передаёт горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать.

Учитель: Спасибо, … Но о чем же рассказывает Симонов-прозаик в своем рассказе «Малышка», опубликованном в газете «Красная звезда» 7 марта 1943 года? (слайд 5)

- Индивидуальная работа. Ребята, подумайте над этим вопросом и запишите все ваши идеи на листочке. У вас 1 минута на размышление.

- Групповая работа. А теперь в группах обсудите и сравните ваши предположения (3 минуты).

- Работа с классом. Давайте соберем все ваши идеи в наш «Вещмешок идей» и вернемся к ним после прочтения рассказа. Пожалуйста, 1 группа, кто у вас будет отвечать? и т.д. (1 минута) (слайд 6)

2. Стадия осмысления. Чтение текста с остановками

Учитель: Молодцы, а теперь прочитаем первый отрывок (ребята читают вслух) и постараемся ответить на вопросы по тексту (5 минут).

Вопросы после прочтения 1 отрывка (слайд 7):

1. Кто является главным героем в данном рассказе? (медсестра Маруся, которую все называли Малышкой)

2. Почему Марусю называли Малышкой? (Потому что она была совсем юной и миниатюрной)

3.Что входило в обязанности медсестры на войне? (выносить раненых с поля боя, сопровождать до санбата или госпиталя, переносить раненых, обрабатывать раны, делать перевязку)

4. Как Маруся представляла себе свои обязанности? (Она должна быть доброй, ласковой, заботливой)

5. Как вы думаете, как поступит Малышка с последним раненым, для которого не оставалось места в летучке?

Учитель: Хорошо, переходим ко 2 отрывку (5 минут).

Вопросы после прочтения 2 отрывка (слайд 8):

1. Что из ваших предположений сбылось?

2. Почему Маруся не села в кузов? (Не хотела стеснять раненых, а место в кабине она уступила раненому, которого она просто не могла оставить)

3. Что такое санбат? (Санитарный батальон в советской армии)

4. Какой была дорога до санбата? (Грязной, скользкой, ухабистой, долгой, трудной)

5. Какие качества проявила Маруся? (Мужество, самоотверженность, стойкость)

6. Что же будет дальше?

Учитель: Итак, читаем 3 отрывок (4 минуты) и отвечаем на вопросы:

Вопросы после прочтения 3 отрывка (9 слайд):

1. Что из ваших предположений сбылось?

2. Какой была дорога до госпиталя? (Погода ухудшилась, хлестал дождь, дул сильный ветер, было очень холодно, дорогу развезло, машина ломалась)

3. Почему Малышка не слезала во время остановок? (Боялась, что откажут онемевшие пальцы)

4. Какие чувства испытывала Маруся, когда они добрались до госпиталя? (Сначала облегчение, потом тревогу, беспокойство за раненых, отчаяние, потому что госпиталь уехал)

5. Что же будет дальше?

Учитель: Давайте прочитаем заключительный отрывок (6 минут).

Вопросы после прочтения 4 отрывка (слайд 10):

1. Что из ваших предположений сбылось?

2. Зачем раненый казак предложил петь песню? (Чтобы не слышать стонов раненых, песня помогла им выстоять)

3. Сколько они проехали километров? (80)

4. Какие качества демонстрируют все герои рассказа (Стойкость, мужество, чувство локтя, сочувствие, доброта, самоотверженность)

5. Как шофер говорит о Марусе? Почему? (Сестра милосердная, для раненых готова сделать все возможное и невозможное, и от других требует того же)

Стадия рефлексии. Работа с полным текстом и составление синквейна (12 минут)

Учитель: Итак, ребята, давайте вернемся к нашему «Вещмешку идей» и отберем те предположения, которые оказались верными (слайд 11).

Скажите, пожалуйста, а какие чувства вы испытывали по мере чтения рассказа? И почему? (слайд 12)

Возможные варианты ответа: сопереживание, сочувствие, сострадание, беспокойство, боль, восхищение, изумление, благодарность и т.п.

Учитель: Хорошо, а зачем, по вашему мнению, Константин Симонов написал этот рассказ?

Возможные варианты ответа: Чтобы мы знали и помнили о подвиге солдат и медсестер во время войны, благодаря которому мы живем. Чтобы мы гордились свои прошлым.

Учитель: Вы совершенно правы, важно отметить, что рассказ - не вымысел автора, он написан о военфельдшере Марии Лагутиной, которая за свой подвиг была награждена орденом Красной звезды.

Давайте и мы попробуем посвятить свои небольшие произведения подвигу медсестер на войне: каждая группа напишет свой синквейн. Если кто-то подзабыл правила составления синквейна, они представлены на слайде (слайд 13).

Послушаем, что у вас получилось.

Пример синквейна:

Сестричка,
Добрая, ласковая,
Утешит, пожалеет, исцелит,
Не жалеет себя никогда!
Милосердная…

Учитель: Молодцы! Мне хочется завершить сегодняшний классный час стихотворением Андрея Лихачева (слайд 14):

Нет, никогда не забудет Россия
В шуме грядущего дня
Ту, что на хрупких плечах выносила
Родину из-под огня.

Давайте, ребята, не забудем, какой ценой завоевано счастье, и обязательно будем читать книги о войне (слайд 15). Всем спасибо за участие. Надеюсь, вам было интересно.

Константин Симонов «Малышка»: пример разбивки на смысловые фрагменты

1 фрагмент. На Кубани стояли дождливые осенние дни. Дороги, по которым проехало неисчислимое количество колес, стали почти непроходимыми: машины то буксовали в грязи, то с треском подпрыгивали на кочках и колдобинах. Армия отступала, шли бои, но немецкие танковые колонны каждый день прорывались в тыл то на одну, то на другую дорогу, и обозы, тыловые учреждения, госпитали каждый день меняли свои места, откочевывая все глубже и глубже на юг.

В пять часов вечера на передовых, у разбитого снарядом сарая, остановилась старенькая санитарная летучка - дребезжащая, расшатанная машина с дырявым брезентовым верхом. Из летучки вылезла ее хозяйка - военфельдшер Маруся, которую, впрочем, никто в дивизии по имени не называл, а все называли Малышкой, потому что она и в самом деле была настоящая малышка - семнадцатилетняя курносая девчонка с тонким детским голосом и такими маленькими руками и ногами, что, казалось, на них во всей армии не подберешь ни одной пары перчаток и сапог.

Малышка соскочила с машины и, как всегда, торопливо и отчетливо, стараясь придать своему хорошенькому лицу строгое выражение, спросила:

- Где раненые?

Санитар, отодвинув разбитую створку двери, повел Малышку внутрь сарая. Там на грязной соломе лежали семь тяжелораненых. Малышка вошла, посмотрела, сказала:

- Ну вот, сейчас я вас отвезу, - и потом еще что- то ласковое, что она всегда говорила раненым, а в это время ее привычный взгляд незаметно скользил с одного раненого на другого. Лица у всех были бледные, солома местами промокла от крови. Трое лежали с перебитыми ногами, двое были ранены в живот и в грудь, двое - в голову. Малышка физически, всем телом вспомнила ту дорогу, которую она только сейчас проделала из медсанбата - двадцать километров страшных рытвин и ухабов - и представила себе опять эти толчки и падения уже не на своем теле, а вот на этих кровоточащих, израненных телах, лежащих перед ней на земле. Она даже поморщилась, словно от боли, но сейчас же вспомнила свои обязанности, как она их понимала, и на ее лицо вернулась обычная добрая улыбка.

Сначала она с санитаром перенесла тех, кто был ранен в ноги, - их положили в кузов впереди, ближе к кабине. Потом перетащили еще троих. Теперь в летучке уже не оставалось места, и седьмого некуда было положить. Он полусидел у стенки сарая и то открывал, то снова закрывал глаза, впадая в забытье. Малышка в последний раз вошла в сарай. Этого седьмого раненого приходилось оставить до следующей летучки. Но когда она вошла и сделала шаг к нему, чтобы сказать об этом, он, видимо, понял ее движение так, как будто его сейчас тоже возьмут, и, пытаясь приподняться, потянулся навстречу. Малышка встретила его взгляд - мучительный, терпеливый, такой ожидающий, что, несмотря ни на что, оказалось невозможным оставить его здесь.

2 фрагмент. Вы можете сидеть в кабине, а? - спросила она, - Сидя ехать можете?

- Могу,- сказал раненый и снова закрыл глаза.

Малышка вдвоем с санитаром вывела его из сарая, просунув свою голову ему под мышку, дотащила до машины и усадила в кабине на свое место.

- А вы, товарищ военфельдшер? - спросил шофер.

И раненый, почувствовав в этих словах шофера упрек себе, тоже тихо спросил:

- А вы где?

- А я на подножке, - сказала Малышка весело.

- Свалитесь, - угрюмо заметил шофер.

- Не свалюсь, - ответила Малышка и, захлопнув за раненым дверцу, стала на подножку.

- Товарищ военфельдшер…- начал снова шофер.

Но Малышка крикнула, чтобы он ехал, тем строгим, не допускающим возражений голосом, который появлялся у нее тогда, когда дело касалось раненых и когда окружающие не понимали, что она, Малышка, лучше кого бы то ни было знает, что нужно делать, чтобы раненым было лучше.

Летучка тронулась. Сегодня с полудня дождь перестал, и дороги с чуть подсохшей грязью были особенно скользкие. На рытвинах летучка, как утка, переваливалась с боку на бок, вылетала из колеи и подпрыгивала с треском, который больно отдавался в ушах Малышки. Она чувствовала, как в этот момент в кузове раненых приподнимало в воздух и ударяло о дно машины. Один раз она сама чуть не свалилась на ухабе, но, все-таки удержавшись, сейчас же сама себе улыбнулась той улыбкой, которая у нее всегда появлялась после пережитой опасности.

К хуторку, где располагался санбат, подъехали уже перед самой темнотой. Малышка, соскочив с подножки, подбежала к знакомой хате, но около хаты, к ее удивлению, не было заметно обычной суеты. Она вошла в хату: там было пусто. В следующей было тоже пусто. Только хозяйка безучастно стояла у кровати, перевертывая то на одну, то на другую сторону промокший от крови тюфяк.

- Уехали? - спросила Малышка.

- Да, - сказала хозяйка.- Вот уж час как уехали. Сообщение какое-то к ним пришло, сложили все и уехали.

Малышка вернулась к своей летучке и, откинув брезент, заглянула внутрь кузова..

- Что, выгружаемся, сестрица? - спросил старый казак, раненный в голову и в лицо и перевязанный так, что из-под бинтов торчали только одни его лохматые седые усы.

3 фрагмент. Она подошла к летучке, посветила внутрь фонариком и произнесла:

- Товарищи…

- Что, сестрица? - спросил старый казак тоном, в котором чувствовалось, что он все понимает.

- Уехал госпиталь,- сказала Малышка упавшим голосом, - Еще сорок километров до него ехать. Ну, как вы? Ничего вам, а? Потерпите?

В ответ послышался стон. Теперь застонали сразу двое. На этот раз усатый не прикрикнул на них.

- Дотерпим,- сказал он.- Дотерпим. Ты откуда сама-то, дочка?

- Из-под Каменской,- сказала Малышка.

- Значит, песни казачьи знаешь?

- Знаю,- сказала Малышка, удивленная этим вопросом.

- «Скакал казак через долину, через маньчжурские края» знаешь песню? - спросил усатый.

- Знаю.

- Ну вот, ты вези нас, а мы ее петь будем, пока не довезешь. Чтоб стонов этих самых не слыхать было, песни играть будем. Поняла? А ты нам тоже подпевай.

- Хорошо,- сказала Малышка.

Она стала на подножку, машина тронулась, и сквозь всплески воды и грязи и гудение мотора она услышала, как в кузове сначала один, потом два, потом три голоса затянули песню:

Скакал казак через долину,
Через маньчжурские края.
Скакал он, всадник одинокий,
Блестит колечко на руке…

Дорога становилась просто страшной. Машина подпрыгивала на каждом шагу. Казалось, вот-вот сейчас она перевернется и упадет в какую-нибудь яму. Дождь превратился в ливень, перед фарами летела сплошная стена воды. Но в кузове продолжали петь:

Она дарила, говорила,
Что через год буду твоя.
Вот год прошел. Казак стрелою
В село родное поскакал…

Незаметно для себя она тоже начала подпевать. И когда она запела тоже, то почувствовала, что, наверное, им в кузове в самом деле легче оттого, что они поют, и если кто-нибудь из них стонет, то другие не слышат.

Через десять километров машина стала. Шофер снова начал прочищать карбюратор. Малышка слезла и заглянула в кузов. Теперь, когда мотор не шумел, песня казалась особенно громкой и сильной. Ее выводили во весь голос, старательно - так, словно ничего другого, кроме песни, не было в эту минуту на свете:

Навстречу шла ему старушка
И стала речи говорить… -

заводил усатый хриплым сильным голосом.

«Тебе казачка изменила,
Другому счастье отдала…» -

подтягивали другие.

Малышка снова засветила свой фонарик. Луч света скользнул по лицам певших. У одного стояли в глазах слезы.

- Загаси, чего на нас смотреть,- сердито сказал усатый.- Давай лучше подтягивай.

Заглушая стоны, песня звучала все сильней и сильней, покрывая шум барабанившего по мокрому брезенту дождя.

- Поехали! - крикнул шофер.

Машина тронулась.

Пропев до конца песню, раненые начинали петь ее сначала.

4 фрагмент. Глубокой ночью, когда на окраине станицы санитары вместе с Малышкой подошли к летучке, чтобы наконец выгрузить раненых, из кузова все еще лилась песня. Голоса стали тише, трое молчали, должно быть потеряли сознание, но остальные пели:

«Напрасно ты, казак, стремишься,
Напрасно мучаешь коня».
Казак свернул коня налево,
Во чисто поле поскакал…

- До свидания, сестрица,- сказал усатый, когда его клали на носилки,- Значит, под Каменской живешь. После войны приеду за сына сватать!

Он был весь мокрый, усы по-запорожски обвисли вниз. Но в последний момент Малышке показалось, что его забинтованное лицо осветилось озорной улыбкой.

Она заснула, не раздеваясь, присев на корточки на полу у печки, в приемном покое. Ей снилось, что по долине скачет казак, а она едет в своей летучке и никак не может догнать его, а летучка подпрыгивает, и Малышка вздрагивает во сне.

- Замучилась, бедная,- сказал проходивший врач.

Вдвоем с санитаром он стащил с нее промокшие сапоги и, подложив под нее одну шинель, накрыл ее другой.

А шофер, который был настоящим шофером и, уже приехав, все-таки не мог успокоиться, не узнав, что такое с проклятым карбюратором, сидел в хате с другими шоферами, разбирал карбюратор и говорил:

- Восемьдесят километров проехали. Ну, Малышка - ясно - она и черта заставит ехать, если для раненых нужно, одним словом - сестра милосердная.