От засечных черт к государственной границе. Значение пограничных регионов в истории России

Разделы: Краеведение


Класс: 9.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Цель урока: сформировать представление о засечных чертах, их влиянии на формирование границ Российского государства.

Задачи:

  • выявить предпосылки создания засечных черт, их влияния на формирование границ Российского государства;
  • научиться применять и использовать эти знания при работе с источниками различного типа (карта, исторические источники);
  • научиться аргументировать свои суждения, убедительно доказывать выдвигаемые положения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • уважение к культуре своего и других народов.

Предметные:

  • познакомиться с понятиями засечная черта, фортификационные сооружения, государственная граница;
  • приобретение опыта применения понятийного аппарата исторического знания и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

Метапредметные:

  • умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
  • умение работать с письменными и картографическими историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать информацию различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, способность определять и аргументировать свое отношение к ней.

Понятийный аппарат: засечная черта, фортификация, государственная граница, Тихоокеанский вал Сталина.

Средства обучения:

  • раздаточный материал: рабочие листы, карта, документы.

Оборудование: интерактивная доска, проектор.

Формы контроля:

  • устный – фронтальный опрос;
  • практический – работа с таблицами и документами.

Работа на уроке оценивается по следующим параметрам:

  • Знание причинно-следственных связей в ходе изложения темы, характеристики исторических событий (процессов, явлений);
  • Общение на исторические темы, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского языка и речевого этикета;
  • Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез;
  • Определять и объяснять с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям, достижениям в истории государства.

Технологическая карта урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель здоровается с детьми, настраивает их на работу.

Учащиеся здороваются с учителем, подготовка класса к уроку, настрой на плодотворную работу

Актуализация знаний (слайд 1)

Учитель зачитывает стихотворение на слайде. (слайд 1)
1. Ребята, скажите, какова главная мысль стихотворения?
2. Как вы считаете, есть ли связь между представленным на слайде стихотворением и иллюстрациями и если есть, то какая?
3. Какие слова и термины в стихотворении характеризуют систему обороны?
Что такое государственная граница?

Учащиеся определяют основную мысль стихотворения, отвечают на вопрос и приходят к выводу, что все атрибуты на слайде связаны так или иначе с обороной и защитой государства, начало формирования границ.

Постановка целей и проблемы (слайд 2)

Сегодня на уроке мы с вами узнаем как формировались границы Российского государства, какую роль сыграли в этом процессе засечные черты. (проблема) (слайд 2)

Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенит.

Изучение нового материала

История пограничной службы России уходит корнями в далекое прошлое.
Границы государства российского отстаивались в испытаниях тяжелейших. По словам В.О Ключевского, «борьба со степным кочевником… длившаяся с VII I почти до конца XVII в., — самое тяжелое воспоминание русского народа…». (слайд 3)
Оборонительная система создавалась при Великом князе Киевском Владимире (980—1015 гг.), (слайд 4) крепости-города строили по рекам. Первое известное письменное упоминание о границе — «Повесть временных лет», в которой есть распоряжение Великого князя Владимира по устройству пограничных городов по рекам Суле, Трубежу, Осетру и набору «лучших мужей» от славянских племен для «обережения земли русской», организации порубежной охраны южных и юго-восточных пределов Руси (988 г.). (слайд 4). Заселяли их «мужиками лучшими от славян: новгородцами, кривичами, чудью и вятичами». В 30-е годы XI в. прибавилась такая же линия из13 городов по реке Рось, а во второй половине XI в. непрекращающиеся набеги половцев на южные окраины Руси вынудили создать третью линию из 11 городов по Днепру.

Анализируя стихотворение, мы с вами определили, что прототипами границ в истории России засечные черты и не только. Сейчас вы определите, работая с документами какие границы на разных исторических этапах Древней Руси существовали, чем они характеризовались и отличались друг от друга. (слайд 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по рядам с документами.

Работа по рядам: анализ документов, заполнение таблицы (слайды 7-9) Учитель корректирует и направляет деятельность детей

Ребята перечисляют признаки и делают вывод о том, что все виды засечных черт являются фортификационными сооружениями, главной задачей которых было не только защита территорий, но и плацдарм для наступлений.

 

Перед вами лежать карты, которые изображены на слайде. Ваша задача определить по каким географическим объектам прокладывались фортификации, определить их протяженность и какие города были форпостами засечных черт в разные периоды. (слайд 10).

Ребята работают с картой и делают вывод, что с развитием государства необходимость в засечных чертах росла, поэтому их протяженность увеличивалась, и как необходимость строились города-крепости, которые оказывали сопротивление внешним врагам. Вызвано это было геополитическим положением Древнерусского государства, Московской Руси, когда не все соседи были дружелюбны.

 

Своим первым ростом и становлением Россия обязана великому князю Ивану III, при котором пришло освобождение от Орды, а земли будущей державы объединились вокруг Москвы. Страна получила доступ к важным торговым путям и возможность развивать свою внешнюю политику. Иван Грозный, Петр I, Екатерина II и другие правители продолжили дело, открывая новые земли и расширяя границы на север, юг и восток. В дни правления Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I, наша страна вышла к Тихому океану.
Наш регион является пограничным, который защищен от внешних врагов, но так было не всегда. Первые десять лет советской власти на Дальнем Востоке отсутствовали и флот, и береговая оборона. Охрана многотысячекилометрового побережья велась несколькими шхунами, вооруженными малокалиберными пушками. (слайд 11)

Перед вами на партах лежит документ 4, известного камчатского историка Ирины Витер. Ваша задача ознакомиться с документом и ответить на вопросы на слайде. (слайд 12)
Учитель дополняет ответы детей
Все бы так и продолжалось, но в 1931 году над Дальним Востоком и Сибирью нависла страшная угроза. Япония оккупировала Маньчжурию и выдвинула территориальные претензии к Советскому Союзу. Тысячи миль береговой полосы Дальнего Востока оказались совершенно беззащитными перед огромным японским флотом. (слайд 12)
В конце мая того же года правительство решило укрепить дальневосточную береговую линию новыми батареями. Для выбора их позиций во Владивосток приехала специальная комиссия под председательством наркома обороны Климента Ворошилова. Оценив боевые позиции, Ворошилов пришел к неутешительному выводу: «Захват Владивостока является простой экспедицией, которая может быть поручена любому подставному авантюристу». (слайд 13-14) Тихоокеанский вал Сталина протянулся от Чукотки, где был создан Северный сектор береговой обороны, до южного окончания дальневосточного берега Советского Союза. Десятки батарей были построены на Камчатке, вдоль берегов Авачинского залива, на Северном Сахалине, в районе Магадана и Николаевска-на-Амуре.
Ребята, какие еще мероприятия по укреплению границ в тихоокеанском регионе названы в документе?

Определенную роль в Тихоокеанском валу сыграл и наш регион.
На Камчатке начинается оборонное строительство и формируется Камчатский Укрепленный район. Начинается строительство береговых батарей. (слайд 16-17)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята работают с документом и отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята перечисляют какие еще мероприятия были проведены по укреплению границ в тихоокеанском регионе (слайд 15)

 

Вывод: Тихоокеанский вал Сталина был уникальным фортификационным сооружением, одним из масштабных на Дальнем Востоке, который не допустил захвата территорий японцами.

Рефликсия деятельности

(слайд 18) Ребята, какие выводы вы сделали на сегодняшнем уроке?

 

 

 

 

(слайд 19) Россия XXI в. располагает самой большой в мире государственной границей. Ее общая протяженность составляет 61 тыс. километров, что, в свою очередь, обусловливает наличие огромной по площади территории – российского пограничья.
Нынешние границы, а значит и современное пограничье – явление историческое, следовательно, на одних направлениях они имеют длительную и насыщенную различными событиями историю.

Учащиеся отвечают на вопрос, говоря о том, что Бесконечные вооруженные столкновения с соседями, и в первую очередь с кочевниками, побуждали Древнерусское государство заботиться об усилении вооруженной охраны собственных границ. В этих условиях на Руси была создана достаточно стройная, эшелонированная, взаимосвязанная приграничная сторожевая система военно-оборонительного характера, основными элементами которой были специальные инженерно-фортификационные сооружения - сторожевые линии, временно собираемые силы для несения службы по выявлению готовящихся соседями нападений на русские земли и заблаговременного оповещения об этом населения. На протяжении всей истории нашему государству необходима была защита от различных внешних врагов и исторически увеличившаяся территория нуждалась в защите. Поэтому границы росли и создавались в разные периоды нашей истории: начиная от территории расселения восточнославянских племен, заканчивая современной Россией.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Таблица