Класс: 9.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Цель урока: сформировать представление о засечных чертах, их влиянии на формирование границ Российского государства.
Задачи:
- выявить предпосылки создания засечных черт, их влияния на формирование границ Российского государства;
- научиться применять и использовать эти знания при работе с источниками различного типа (карта, исторические источники);
- научиться аргументировать свои суждения, убедительно доказывать выдвигаемые положения.
Планируемые результаты:
Личностные:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- уважение к культуре своего и других народов.
Предметные:
- познакомиться с понятиями засечная черта, фортификационные сооружения, государственная граница;
- приобретение опыта применения понятийного аппарата исторического знания и приемов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.
Метапредметные:
- умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности;
- умение работать с письменными и картографическими историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать информацию различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, способность определять и аргументировать свое отношение к ней.
Понятийный аппарат: засечная черта, фортификация, государственная граница, Тихоокеанский вал Сталина.
Средства обучения:
- раздаточный материал: рабочие листы, карта, документы.
Оборудование: интерактивная доска, проектор.
Формы контроля:
- устный – фронтальный опрос;
- практический – работа с таблицами и документами.
Работа на уроке оценивается по следующим параметрам:
- Знание причинно-следственных связей в ходе изложения темы, характеристики исторических событий (процессов, явлений);
- Общение на исторические темы, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского языка и речевого этикета;
- Отвечать на вопросы, предполагающие воспроизведение, уточнение, понимание, анализ, синтез;
- Определять и объяснять с опорой на фактический материал своё отношение к наиболее значительным событиям, достижениям в истории государства.
Технологическая карта урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Учитель здоровается с детьми, настраивает их на работу. |
Учащиеся здороваются с учителем, подготовка класса к уроку, настрой на плодотворную работу |
Актуализация знаний (слайд 1) |
Учитель зачитывает стихотворение на слайде. (слайд 1) |
Учащиеся определяют основную мысль стихотворения, отвечают на вопрос и приходят к выводу, что все атрибуты на слайде связаны так или иначе с обороной и защитой государства, начало формирования границ. |
Постановка целей и проблемы (слайд 2) |
Сегодня на уроке мы с вами узнаем как формировались границы Российского государства, какую роль сыграли в этом процессе засечные черты. (проблема) (слайд 2) |
Государственная граница — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) страны, то есть пространственный предел действия государственного суверенит. |
Изучение нового материала |
История пограничной службы России уходит корнями в далекое прошлое. Анализируя стихотворение, мы с вами определили, что прототипами границ в истории России засечные черты и не только. Сейчас вы определите, работая с документами какие границы на разных исторических этапах Древней Руси существовали, чем они характеризовались и отличались друг от друга. (слайд 6) |
Работа по рядам с документами. |
|
Работа по рядам: анализ документов, заполнение таблицы (слайды 7-9) Учитель корректирует и направляет деятельность детей |
Ребята перечисляют признаки и делают вывод о том, что все виды засечных черт являются фортификационными сооружениями, главной задачей которых было не только защита территорий, но и плацдарм для наступлений. |
|
Перед вами лежать карты, которые изображены на слайде. Ваша задача определить по каким географическим объектам прокладывались фортификации, определить их протяженность и какие города были форпостами засечных черт в разные периоды. (слайд 10). |
Ребята работают с картой и делают вывод, что с развитием государства необходимость в засечных чертах росла, поэтому их протяженность увеличивалась, и как необходимость строились города-крепости, которые оказывали сопротивление внешним врагам. Вызвано это было геополитическим положением Древнерусского государства, Московской Руси, когда не все соседи были дружелюбны. |
|
Своим первым ростом и становлением Россия обязана великому князю Ивану III, при котором пришло освобождение от Орды, а земли будущей державы объединились вокруг Москвы. Страна получила доступ к важным торговым путям и возможность развивать свою внешнюю политику. Иван Грозный, Петр I, Екатерина II и другие правители продолжили дело, открывая новые земли и расширяя границы на север, юг и восток. В дни правления Алексея Михайловича Тишайшего, отца Петра I, наша страна вышла к Тихому океану. Перед вами на партах лежит документ 4, известного камчатского историка Ирины Витер. Ваша задача ознакомиться с документом и ответить на вопросы на слайде. (слайд 12) Определенную роль в Тихоокеанском валу сыграл и наш регион. |
Ребята работают с документом и отвечают на вопросы.
Ребята перечисляют какие еще мероприятия были проведены по укреплению границ в тихоокеанском регионе (слайд 15)
Вывод: Тихоокеанский вал Сталина был уникальным фортификационным сооружением, одним из масштабных на Дальнем Востоке, который не допустил захвата территорий японцами. |
Рефликсия деятельности |
(слайд 18) Ребята, какие выводы вы сделали на сегодняшнем уроке?
(слайд 19) Россия XXI в. располагает самой большой в мире государственной границей. Ее общая протяженность составляет 61 тыс. километров, что, в свою очередь, обусловливает наличие огромной по площади территории – российского пограничья. |
Учащиеся отвечают на вопрос, говоря о том, что Бесконечные вооруженные столкновения с соседями, и в первую очередь с кочевниками, побуждали Древнерусское государство заботиться об усилении вооруженной охраны собственных границ. В этих условиях на Руси была создана достаточно стройная, эшелонированная, взаимосвязанная приграничная сторожевая система военно-оборонительного характера, основными элементами которой были специальные инженерно-фортификационные сооружения - сторожевые линии, временно собираемые силы для несения службы по выявлению готовящихся соседями нападений на русские земли и заблаговременного оповещения об этом населения. На протяжении всей истории нашему государству необходима была защита от различных внешних врагов и исторически увеличившаяся территория нуждалась в защите. Поэтому границы росли и создавались в разные периоды нашей истории: начиная от территории расселения восточнославянских племен, заканчивая современной Россией. |