Опыт использования проектов, связанных с семейными традициями, при формировании УУД младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями

Ключевые слова: младшие школьники


Введение

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина является важной целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить, в том числе и принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. К их числу относятся патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Одной из первостепенных ценностей, особенно для младшего школьника является семья (любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода). Семья лежит в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Актуальность проблемы формирования ценностей, семейных ценностей младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и специфически российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания.

Данные проблемы отражены в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования нового поколения, который направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов и формирования у учащихся УУД.

Цель работы: рассмотреть возможности использования проектов, связанных с семейными ценностями, для формирования УУД учащихся начальной школы.

Задачи:

  • Рассмотреть влияние семьи, семейных ценностей на формирование и развитие личности младшего школьника.
  • Обобщить опыт применения проектной деятельности в формировании семейных ценностей младших школьников.

Объект исследования - формирование УУД младших школьников через призму семейных ценностей.

Предмет исследования - проектная деятельность.

Гипотеза - если в педагогическом процессе будет использоваться проектная деятельность, связанная с семейными ценностями, то это будет способствовать формированию УУД у детей младшего школьного возраста.

Семейные ценности

Общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, ибо здоровье подрастающего поколения - это здоровье нации. Именно в семье формируются основы личности, гражданина, его моральные, ценностные ориентации.

В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно большое значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый аспект - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

Третий аспект - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития.

Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им». Многое зависит от отношений в семье. Если с детьми складываются доверительные отношения, у ребенка развивается самоуважение, чувство собственного достоинства, усиливается чувство безопасности, защищенности, эмоционального контроля.

Итак, семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.

Семья - очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. И цель нашего общества - счастье людей, и одним из его важнейших слагаемых является здоровая, крепкая семья, ведь именно она растит и воспитывает новое поколение.

Опыт использования проектной деятельности при формировании семейных ценностей у младших школьников

Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом смысле проектная деятельность обладает высоким потенциалом в формировании информационной культуры обучающихся.

В проектной деятельности школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Проектная деятельность школьников способствует формированию УУД младших школьников: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества; обеспечению целостности педагогического процесса, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни.

Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения и воспитания лежат УУД, имеющие приоритетное значение над узко предметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач и ситуаций); проектные и исследовательские формы организации обучения и воспитания.

Большой ресурс развития детей лежит в системной работе с семейными ценностями. Воспитательная работа школы построена на взаимодействии всех субъектов образовательного процесса. Родители являются такими же субъектами образования, как и ученики.

В воспитательной работе я всегда уделяла большое внимание семейным ценностям. На протяжении нескольких лет, в моем плане воспитательной работы главное место занимают мероприятия и проекты, связанные с семейными ценностями. Итак, традиционными стали праздники:

  • «День пожилого человека»
  • «День матери»
  • «День отцов»

Проекты:

  • «Моя родословная»
  • «Мои дедушка и бабушка»
  • «Подарок-сюрприз для любимой бабушки»
  • «Профессия моей мамы»
  • «Профессия моего папы»
  • Видеоролики - поздравления
  • Систематическое участие в школьных, городских, республиканских семейных конкурсах.

Подготовка к проведению данных мероприятий и проектов занимает немало времени и усилий со стороны педагога, детей и родителей. Но благодаря совместно проведенному времени и сотрудничеству, такой подход дает очень хорошие плоды. Как результат данного направления воспитательной работы, можно наблюдать, что дети расширили свой кругозор, у них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Работа способствовала также воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения. Сплотились детский и родительский коллективы.

В чем заключается педагогическая значимость данных проектов и проектной деятельности?

  • проектная деятельность открывает возможности для формирования жизненного опыта;
  • стимулирует творческую деятельность, потребность в самореализации;
  • выводит процесс обучения и воспитания из школьных стен в окружающий мир;
  • реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, сочетая коллективную и индивидуальную работу.

Безусловно, данные виды работ, проводимые ребятами, совместно с родителями, под руководством классного руководителя, положительно скажется на отношении детей к своим родителям. Узнавая маму и папу с разных сторон, ребята подчеркнут значимость своих родителей в обществе, поймут, как важна их роль и получат еще один повод для гордости.

Можно отметить, что проекты приносят желаемые плоды: ребята больше интересуются историей своей семьи, уважительно и заботливо относятся к своим близким, помогают старшим по дому.

И дети, и родители выражают готовность принимать участие в продолжении работы по изучению и формированию семейных ценностей.

Вывод: в нашем классе активно реализуется проектная деятельность, направленная на развитие и воспитание личности, на формирование у них семейных ценностей.

Заключение

Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. И не смотря на все жизненные трудности, каждый человек стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности.

В данной работе был представлен опыт моей работы, реализуемой методом проектной деятельности, направленной на формирование УУД и повышение уровня нравственной воспитанности через призму семейных ценностей у учащихся начального звена.

Подводя итоги можно сказать, что цель и задачи работы, поставленные в начале, достигнуты. В дальнейшем планируется разработать проекты, направленные на формирование у младших школьников УУД посредством национальных настольных игр с привлечением и в тесном сотрудничестве с родителями.

Приложение

Использованная литература

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2 поколения.
  3. Педагогическое образование и наука. 2009 г. №5, М., 36-37 с.
  4. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. М.: Республика, 2004.
  5. Социология семьи под ред. А.И.Антонова. М., 2005.
  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006. − 192 с.
  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю.Пахомова. − М.: АРКТИ, 2003. − 110с.
  8. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
  9. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцев, В.М.Заславский, С.В.Егоркина. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  10. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. − М.: Вентанта-Граф, 2002. − 112 с.
  11. Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И.А.Сасова. − М.: Вентана-Граф, 2003. − 38 с.
  12. Интернет источники:
  13. http://www.unification.net/russian/ut/ut_041.html
  14. http://xreferat.ru/84/1142-1-funkcii-sem-i.html
  15. http://azps.ru/handbook/s/senz501.html
  16. http://www.anypsy.ru/glossary/mladshii-shkolnyi-vozrast
  17. http://65.uralschool.ru/?category=34&class=rubric_articles_items&id=46
  18. http://digfoot.3dn.ru/publ/1-1-0-17