Современные социально-экономические условия в России требуют от выпускников школ готовности к обоснованному профессиональному выбору и умению выстраивать свою жизнь осознанно и самостоятельно. В ст.66 п.2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1 сказано, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Зачастую, на этапе профессионального самоопределения выпускников средней и основной школы, учащиеся не всегда могут уверенно ответить на вопрос «Кем ты хочешь стать после школы?». Достаточно часто, что не готовый психологически и морально к профессиональному выбору, потенциальный абитуриент подает документы в несколько образовательных учреждений средне-профессионального или высшего образования с одной установкой - «лишь бы куда-нибудь поступить». Кроме того, выпускники основной школы, которые не имеют четких профессиональных планов, в связи с этим продолжают обучение в школе, отправляясь в десятый класс, и там сталкиваются с не менее трудными для них задачами по выбору предметов к сдаче ЕГЭ и определению вуза. Тем самым, профессиональное самоопределение учащихся является актуальной проблемой, в том числе и психологического характера, и требует всестороннего изучения.
_______________
1 Федеральный закон от 29.12.12 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 04.04.2021)
Целью данного исследования является анализ особенностей профессионального самоопределения выпускников основной школы. Заявленная цель требует решения следующих задач: выявить проблемы самоопределения выпускников основной школы, мотивы профессиональных предпочтений учащихся, отразить цели образовательной организации в вопросе профессионального самоопределения учащихся девятых классов.
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников подробно изучена отечественными учеными. Е. А. Климов2, С. Н. Чистякова3отмечают, что профессиональное самоопределение личности - это не единичный акт выбора, а длительный процесс. Именно в школе формируется интересы и склонности личности, способствующие осознанному выбору профессионального пути в старших классах. У большинства подростков недостаточно развиты такие качества как ответственность, целенаправленность, самостоятельность, отсутствуют знания о мире профессий, о потребностях своего региона, о возможных путях продолжения своего образования. И. А. Юрьева4, Е. В. Бабынина5, Н. М. Бардакова6рассматривают вопрос профессионального самоопределения старшеклассников как одну из актуальных проблем подросткового возраста. Как пишет И. А Юрьева, основная сложность выбора профессии подростками в том, что старшекласснику, несмотря на отсутствие собственного опыта, приходится ориентироваться в различных профессиях. Выбор профессии - сложный и длительный процесс. В подростковом возрасте существуют две опасности. Во-первых, неблагоприятные семейные условия, низкая успеваемость и другие отрицательные факторы, снижающие уровень сознательности. Во-вторых, инфантильность поведения и социальных ориентаций школьников. Попытки ускорить этот процесс со стороны взрослых могут вызвать тревожность и отказ от самоопределения. Необходимо не только формировать высокую заинтересованность в получении знаний, навыков и умений, но и обучать школьников применять их на практике самостоятельно решая возникающие проблемы7. Е. В. Бабынина указывает на одну из причин затруднения при выборе профессии - это неосведомленность школьников в разнообразном мире профессий. Автор отмечает группы факторов, влияющих на формирование профессионального самоопределение личности: объективные и субъективные. В качестве объективных факторов Е.В. Бабынина выделяет: социально-экономические условия жизни людей, духовную культуру общества, средства массовой информации, наличие промышленных предприятий, сеть высших, средних и профессионально-технических учебных заведений, средства массовой коммуникации. В группу субъективных факторов автор относит: желание школьников получить высшее образование, мотивы выбора профиля обучения и профессии, интерес к профессии, способности, склонности, потребности, ценностные ориентации, сознательную потребность в получении знаний, их потребность в самопознании, самоутверждении, внутреннее побуждение старшеклассников к самореализации, определению жизненных перспектив, осознание личностью своих возможностей в достижении поставленных целей, направленность на будущую профессию. Е. В. Бабынина утверждает, что на группу объективных факторов повлиять невозможно, но их необходимо учитывать при формировании самоопределения старших школьников. Субъективные же факторы необходимо использовать для корректирования воспитательно-образовательного процесса школы, в целях повышения вероятности более осознанного выбора школьниками профиля обучения8.
_______________
2 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Москва, 2010. - 304 с.
3 Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределенияобучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 1. - С. 54-60.
4 Юрьева, И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуальная проблема подросткового возраста / И. А. Юрьева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №3 (12). - С. 33-35.
5 Бабынина Е. В. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в профессе профильного обучения. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/613751 (дата обращения 04.04.2021).
6 Бардакова, Н.М. Профессиональное самоопределение школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov-1 (дата обращения 04.04.2021).
7 Юрьева, И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуаьная проблема подросткового возраста / И. А. Юрьева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №3 (12). - С. 33-35.8 Бабынина Е. В. Формирование профессионального самоопределения старших школьников в профессе профильного обучения. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/613751 (дата обращения 04.04.2021).
По мнению Н. М. Бардаковой, существуют условия и мероприятия, необходимые для успешного решения профориентационных задач, со стороны школы. Во-первых, предпрофильная подготовка учащихся, в ходе которой должна быть оказана помощь выбора школьниками профиля, тем, кто остается обучаться в школе в десятом классе, и профессии тем учащимся, кто на базе основной школы будет поступать в учреждения среднего профессионального образования. Создавание в школах учебно-методических кабинетов профориентации, как центров организации и координации работы по профессиональной ориентации учащихся. Н. М. Бардакова отмечает, нужно накапливать в них все необходимые материалы о профессиональных учебных заведениях, предприятиях региона, методические наработки и пособия. Данный материал должен быть доступен учителям-предметникам, классным руководителям, другим заинтересованным лицам. Эффективное использование учителями имеющихся многочисленных профориентационных опросников, анкет, профессиограмм для профессионального просвещения и диагностики школьников9.
_______________
9 Бардакова, Н.М. Профессиональное самоопределение школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov-1 (дата обращения 04.04.2021).
С. Н. Чистякова утверждает, что задача учителя обращать особое внимание на динамику интересов учащихся, на их склонности в процессе учебы. Разглядеть индивидуальность, помочь раскрыться способностям и склонностям ученика, под силу учителю, классному руководителю. С. Н. Чистякова подчеркивает, изучение учащихся -одно из необходимых условий выявления индивидуально - психологических особенностей в целях правильного профессионального самоопределения10.
_______________
10 Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределенияобучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018-№ 1 - С. 54-60.
Учителю, по мнению Е. А. Климова, в рамках проведения профориентационной работы, необходимо обращать внимание учащихся на результат чужого труда. Учащимся полезно стараться видеть вокруг себя осущесвленный труд людей: «Кто сделал одежду и обувь, которая на мне», «Кто сделал тепло и свет в жилище?»11
_______________
11 Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Москва, 2010. - С. 12.
Кроме того, с точки зрения С. Н. Чистяковой, условием полноценного ресурсного обеспечения профессиональной ориентации является сетевая кооперация общеобразовательных организаций между собой и профессиональными образовательными организациями (лицеи, колледжи, вузы), взаимодействие с окружными ресурсными центрами профессиональной ориентации (в том числе с использованием возможностей дистанционного взаимодействия)12.
_______________
12 Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределенияобучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018-№ 1 - С. 54-60.
Таким образом, целью профессиональной ориентации в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, которая соответствовала бы личностным особенностям и запросам рынка труда. Если рассматривать профориентацию как систему взаимодействия личности и общества, в свою очередь, предполагается определенный характер этого взаимодействия. Формирование профессионального самоопределения старших школьников представляет собой совокупность последовательных операций, направленных на получение ими знаний о человеке о мире профессионального труда соотнесение знаний о себе знаний о профессиональной деятельности и включает в себя несколько этапов: изучение интереса старшеклассников к будущему профилю обучения, формирование представлений о себе и мире профессий, приобретение знаний, способствующих овладению выбранной профессией соотнесение себя с профессией.
Для выявления мотивов выбора профессии и профессиональной направленности у выпускников основной школы МБОУ «СОШ № 107» г. Барнаула, было проведено исследование на профессиональное самоопределение личности. В ходе исследования был использован дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО)13. В анкетировании приняли участие 26 учеников 9 класса общеобразовательной направленности. В основу методики опросника положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ».
_______________
13 Бордовская Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А.А. Реан. - СПБ, 2000. - С. 264.
Анализ результатов исследования показал, что большинство респондентов было отнесено к типу профессий «Человек - человек» (70,8 % от общего числа респондентов), где основным объектом труда выступают люди. 14 человек ориентированы на профессии типа типа «Человек-природа» (58,3 % от общего числа респондентов). 12 респондентов (50% от общего числа опрошенных), по результатам диагностики, хотели бы заниматься деятельностью, связанной с творчеством «Человек-художественный образ». Столько же респондентов предпочитают профессии типа «Человек-Знак» - 12 человек со среднем уровнем интереса - 50%. Наименее популярный тип профессий - «Человек - техника» - 11 человек со средней заинтересованностью, что составляет 45,8 % от числа опрошенных.
Среди опрошенных у двоих учащихся была выявлена яркая профессиональная направленность к типу профессий «Человек - Техника», у одного учащегося к профессиям типа «Человек-Человек», три респондента ярко заинтересованы профессиями типа «Человек-Знак» и шесть сильно заинтересованы профессиями «Человек - Художественный образ». Кроме того, среди опрошенных присутствуют два (8,2 %) респондента, которые не имеют заинтересованности (0), либо обладат низкой заинтересованностью ко всем типам профессий.
Необходимо заметить, что указанные результаты нельзя считать объективными и достоверными, так как при их интерпретации необходимо учитывать ответы учащихся в личной беседе. Несмотря на то, что значительная часть респондентов (70,8 %) по результатам тестов оказалась склонна к социально-ориентированным профессиям, по их собственным оценкам, учащиеся не желали бы связывать свою жизнь с педагогической или врачебной деятельностью, обосновывая это отсутствием престижа данных профессий на сегодняшний день. Наиболее предпочтительными были названы сферы бизнеса, туризма, маркетинга. Согласно опроснику, вторым (58,3 % от общего числа респондентов) предпочитаемым типом профессий является сфера «человек - природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством). Однако, в ходе обсуждения результатов диагностики, учащиеся высказали несогласие с данным результатом, объясняя это тем, что в целом данные профессии являются низкооплачиваемыми и наименее престижными. Ценностные характеристики профессии, которые привлекательны для учащихся это, в первую очередь, высокий доход, престиж профессии и возможность карьерного роста.
На осовании проведенных личных бесед с учащимися, можно сделать вывод, что учащиеся слабо ориентируются в современном рынке труда. Присутствует слабая информированность о характеристиках востребованных в обществе профессий. Многие испытывают замешательство при ответе на вопрос: «Куда пойдешь учиться после школы?» и отвечают так: «Лишь бы куда-нибудь поступить». Что говорит о неготовности учащихся к важному выбору на сегодняшний день. Реальность такова, что будущие выпускники основной школы, которые собираются продолжить обучение в средних профессиональных учебных заведениях, не имеют четких профессиональных планов и испытывают трудности. На профессиональное самоопределение учащихся в большей мере влияет семья, пример и советы родителей. Кроме того, присутствует влияние массовой культуры, которая является более действенным фактором процесса самоопределения учащихся.
Анализ результатов исследования позволил разработать рекомендации для учителей школы. Классным руководителям необходимо своевременно проводить профориентационную работу с учащимися, которая должна включать в себя: проведение консультаций по выбору профиля обучения, анкетирование и дигностику на выявление склонностей к тому или иному типу профессий. По необходимости, привлекать специалистов для профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры с учащимися. Эффективным методом профориентационной работы будет являться организация и проведение экскурсий для учащихся в учебные заведения, на предприятия, встречи с представителями предприятий, учебных заведений. Кроме того, должна проводиться консультативная работа с родителями выпускников, проведение тематических родительских собраний.
Таким образом, основными причинами неправильного выбора школьниками будущей профессии являются: неосведомленность учащихся о современном мире профессий, давление окружающих, прежде всего семьи, при выборе выпускниками школы средне-профессионального учебного заведения, отсутствие собственного мнения, конформизм, слабое взаимодействие социальных институтов по организации профориентационной работы.
Библиографический список
- Федеральный закон от 29.12.12 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ ( дата обращения 04.04.2021).
- Бардакова, Н.М. Профессиональное самоопределение школьников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samoopredelenie-shkolnikov-1 (дата обращения 04.04.2021).
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Москва, 2010. - 304 с.
- Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределенияобучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 1.- С. 54-60.
- Юрьева, И. А. Профессиональное самоопределение старшеклассников как актуаьная проблема подросткового возраста / И. А. Юрьева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - №3 (12). - С. 33-35.