Каждый должен сам решать, кем он в жизни хочет стать!

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: профессии


Задача выбора профессии - одна из сложнейших и ответственных жизненных задач, которые приходится решать выпускнику. Этот выбор влияет не только на будущее материальное благополучие человека и его профессиональную успешность, но и на самооценку, психологический комфорт. Удовлетворение от жизни, достижение высоких целей происходит только тогда, когда человек делает то, что он хочет и к чему способен.

Важность этой задачи часто недооценивают как подростки, так и родители. Для одних родителей процесс выбора профессии является тяжелым испытанием, другие уже давно решили за своих детей, куда им поступать, третьи надеются, что все разрешится само собой.

Между тем, по статистике около 70% людей работают не по специальности. Позиция родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка очень важна, поскольку он прислушивается к родительскому мнению. При этом родителю важно учитывать не только свои мотивы, но и особенности личности ребенка, его интересы и таланты. Каждый ребенок обладает своими талантами, способностями, темпераментом, характером и т.д. Любящий родитель, действительно, желающий своему ребенку счастья понимает это и дает возможность раскрыться своему сыну или дочери и проявить свои таланты в полной мере.

Сами школьники почти не обладают информацией о характеристиках большинства профессий, имеют лишь поверхностное представление.

Например, на уроке технологии профессиональной карьеры, выполняя задание «Один день из жизни», нужно описать типичный трудовой день специалиста, выбранной подростком профессии. Даже у обучающихся 11 класса большую часть работы занимает описание, отвлеченное от процесса трудовой деятельности: «Проснулся от звонка будильника. Привел себя в порядок. Включил кофе-машину, сделал тостеры, быстро позавтракал. Посмотрел в ежедневнике свои планы на сегодня. Спустился в гараж, сел в автомобиль. Из-за пробок в центре немного опоздал на работу».

Далее - момент приветствий с коллегами, оформление своего кабинета (офиса), планы на вечер и т.д. И лишь пара фраз о трудовой деятельности: «как обычно в театре шла репетиция», «подписала несколько удачных контрактов» или «разучили с парой новые связки и сразу в такси - на вокзал, так как следующий мастер-класс будет в другом городе».

Следовательно, нужно чаще приглашать представителей различных учебных заведений для информирования обучающихся о различных профессиях, больше уделять внимания характеристикам профессий, в том числе профессий будущего.

Некоторым ученикам, выбирая профессию, хотелось бы соединить хобби и работу (тренер в спортивном клубе, где занимался с детства или профессиональный спортсмен). Многим мальчикам нравится киберспорт. Они уверены, что смогут по-прежнему играть в компьютерные игры и при этом еще иметь много денег.

Учитывая столь сильный интерес к играм, мы устроили подросткам экскурсию на киберполигон СибГУТИ (Сибирский государственный университет телекоммуникаций). Предлагаемые здесь мастер-классы по программированию в игровой форме помогают ребятам понять, интересна ли им работа в виртуальной среде.

Конечно, родители желают детям добра и стараются оказать им посильную помощь в выборе профессии. Они «проходят с подростками тесты в Интернете»; «советуются с близкими и знакомыми»; «обращаются к астрологам и нумерологам». Но и родители могут ошибаться: переоценить или недооценить способности собственного ребенка, навязать им свою неосуществленную мечту и пр.:

  • 5 класс: «пойду на юриста, так в 10 лет решила, но мама сказала, что я не потяну», «мама сказала - моя профессия дворник», «я стану психологом, потому что у него зарплата 200 тысяч»;
  • 11 класс: «просто захотела спасать жизни», «хотела быть актрисой, говорила с родителями, но они не согласны с моим выбором профессии», «благодаря родителям у меня есть профессия, буду архитектором», «кружок робототехники был небесполезным»;
  • «мама советует пойти учиться на психолога, чтобы потом работать в крупной кампании, вести тренинги. Она сама хотела второе образование психологическое, но тут появился я»;
  • «моя дочь будет поступать в мед.институт, пойдет по нашим с мужем стопам, потом поймет, что мы хотим ей только добра; всегда поможем, если что»;
  • «Аня пойдет на экономический факультет, ведь я сама экономист и неплохо зарабатываю, а с математикой потихоньку справимся, наймем репетитора».

Мотивы у каждого родителя могут быть разными, но цели одинаковые: дети должны быть успешны, счастливы, обеспечены и востребованы. Любящие мама и папа начинают приглядываться к способностям и склонностям своего ребенка не в последние годы обучения в школе, а значительно раньше.

Важно, чтобы школьник мог ответить на такие вопросы, как:

- К чему у меня есть способности и склонности, каковы мои сильные стороны?

- Что мне интересно, в какой среде мне нравится общаться?

- На чем сфокусирован мой профессиональный интерес?

- К чему я стремлюсь, чего хочу добиться? Что мне хочется сделать в жизни?

Иногда родители убеждают ребенка, что выбранная им профессия слишком сложна для него. Они считают, что ребенок переоценивает свои возможности. Кроме того, родители обращают внимание ребенка, насколько он будет в выбранной профессии финансово независим.

Одни подростки поступают в вуз, выбранный родителями, чтобы не огорчать их. «Я хочу работать на такой работе, чтобы мама мной гордилась» - написал пятиклассник Влад.

Девятиклассник Дмитрий упорно отказывался на уроке психологии проходить тесты и выполнять упражнения. На все предложения у него был ответ: «Я уже выбрал профессию - кадастровый инженер». Чем занимается кадастровый инженер, чем привлекла профессия, откуда он о ней узнал - ответа у Димы не нашлось.

Другие благодарны родителям за то, что им облегчили выбор: «Я вообще не знала, куда пойти учиться, хорошо, что мама мне подсказала». - «А потом мама подыщет тебе жениха?». - «И что такого? Мама плохого не посоветует!»

В советах родителей, конечно, нет ничего плохого, их можно послушать, взять во внимание, но выбор профессионального пути должен быть осознанным. Нужно понимать, что молодые люди сами станут нести ответственность за свой выбор.

К сожалению, многие дети даже не знают профессии своих родителей. Шестиклассник Федор не исключение. Когда его попросили хотя бы описать, чем занимаются родители, ответил: «Мама всегда говорит по телефону и продает какие-то таблетки. А папа целый день ездит на машине и говорит дома, что рабы на него хорошо сегодня поработали ».

Поэтому одно из первых заданий, который ребята выполняют - «Интервью».

Цель: познакомиться с профессиями своих родителей, подготовить сообщение.

Инструкция: Взять интервью у родителей или других близких родственников о профессии.

Вопросы для интервью:

1. Название профессии и краткое описание трудовой деятельности.

2. В каком учебном заведении обучались?

3. Как выбирали будущую профессию?

4. Что советовали родители?

5. Довольны ли вы своей профессией?

6. Что советуют своему ребенку, исходя из собственного опыта?

Если родители не против, можно пригласить их на урок психологии, чтобы они рассказали обучающимся о своей профессии.

Разумеется, задуматься над выбором жизненного пути никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Начинать планировать карьеру можно уже с 8 класса, а знакомство с миром профессий гораздо раньше.

Когда-то мы беседовали с учениками о профессиях, начиная с 7 класса, сейчас - это пятиклассники. Считаю, что неплохо было бы начинать с детского сада. Помню, как в студенческие годы нам преподаватель показывал фильм про детский сад в Дании. К ребятам приезжали пожарные, и детишки могли посидеть в пожарной машине, потрогать шланг, примерить каску, задать вопросы специалистам. А потом дети несколько дней играли в пожарных с игрушечными атрибутами. Затем приглашали парикмахеров, врачей и т.д.

В своей статье хочу поделиться наиболее востребованными играми, упражнениями и разминками. Они помогают нашим школьникам делать открытия - узнавать много нового, как о профессиях, так и о собственной личности: выявлять умения, интересы, склонности.

Разминка «Угадай профессию»

Варианты:

А) «Чем пахнет профессия?» - описать запахи, связанные с профессией;

Б) Описать цвет профессии;

В) Лексика, употребляемая в профессии.

Если узнать профессию сложно, можно задавать наводящие вопросы.

Упражнение «Три предмета»

Разбиться на малые группы и в каждой нарисовать три предмета, имеющие отношение к какой-либо профессии. Затем обменяться рисунками и назвать профессии.

Если узнать профессию сложно, можно задавать наводящие вопросы.

Упражнение «Ассоциации»

На что похожа загаданная профессия (какое животное, растение, транспорт, муз. инструмент и т.д).

Упражнение «Изобрази профессию»

Разбиться на малые группы и показать сценку о профессии. Остальные ученики угадывают, о какой профессии идет речь. Группа, которая угадала первой, изображает другую профессию.

Разминка «Я знаю пять профессий» (модификация игры «Я знаю 5 имен…)

Первый игрок берет мяч и называет 5 профессий. Затем он передает мяч следующему. Профессии повторяться не должны.

Упражнение «Пальчики» (авторское)

Ученики обводят ладошку на тетрадном листе и на каждом пальчике записывают название новой профессии, с которой мы познакомились на занятии. Загибаем пальчики и считаем, сколько профессий уже нам знакомо («напоминалка»). По ладошкам легко сосчитать, сколько профессий мы узнали за год.

Упражнение «Автопортрет по кругу» (Модификация Филоненко А.А.)

Цель: в шутливой форме повысить у участников способность соотносить внешние характеристики и образы людей с различными профессиями.

Длительность: 40 мин

Инвентарь: бумага, карандаши.

Ход работы: игровое упражнение проводится в круге (7-15) участников разделяем на 2 команды.

1.Все участники достают чистый с двух сторон лист бумаги.

2.Каждый должен нарисовать на листке самого себя (сделать автопортрет). Рисунок должен быть на всю страницу, по центру, только лицо. Желательно нарисовать его быстро, как бы «на одном дыхании». Подписывать листок не надо.

Если кто-то из игроков заявит, что он не умеет рисовать, можно сказать, что рисунок любого человека, особенно ребенка или подростка - гениален (так говорят великие художники …). Если кто-то наотрез откажется рисовать себя, то насильно заставлять его не следует, но если окажется, что таких будет немало (больше двух-трех человек), то игру лучше не проводить.

3.Ведущий быстро собирает листочки с автопортретами и демонстративно их перемешивает, как бы показывая, что ему неважно, кто именно на них нарисован.

4.Тут же ведущий раздает игрокам листочки, но уже в случайном порядке.

5.Новое задание. «Посмотрите внимательно на изображение, постарайтесь понять, что это за человек, на что он способен, но при этом не старайтесь узнать, кто здесь нарисован. На обратной (чистой) стороне листочка с автопортретом напишите одну профессию, которая, на ваш взгляд, больше всего соответствует изображенному лицу. После этого листок передайте соседу справа, а от соседа слева возьмите новый листок и проделайте то же самое. Если вы получите листок с собственным автопортретом, то также подберите к нему профессию… Таким образом, все листочки должны пройти круг. Профессии на одном листочке могут повторяться.

6.Далее ведущий быстро собирает листочки. Перемешивает их и начинает подведение итогов.

Берется первый листочек, участникам игры показывается изображение на нем и зачитываются выписанные на обратной стороне профессии, соответствующие данному автопортрету.

7.Зачитав две команды, можно увидеть различия между двумя группами. Ни в коем случае нельзя тут же спрашивать, чей это листок, да еще вручать его автору, т. к. часто над изображением смеются, и далеко не каждый может чувствовать себя при этом уверенно. Листочки после упражнения просто кладутся на стол, и ведущий предлагает игрокам самим найти свои автопортреты т взять их себе на память.

Вопросы для самоанализа в парах:

1.Что вы чувствовали во время зачитывания профессий с Вашего автопортрета?

2.Что вы почувствовали после получения вашего портрета назад?

3.О какой ситуации в Вашей жизни эта работа? Как она отражает Вашу позицию в этой ситуации?

4.Как этот опыт может быть использован Вами в жизни? Какой план?

Игра «Городок» (модификация игры «Пи-городок»)

Цель: расширение представления обучающихся о профессиях; пробуждение интереса к профессиональной деятельности.

Длительность: 1 час.

Инвентарь: набор фигурок, изображающих разные профессии; бумага, карандаши, журналы (различной тематики), ножницы, клей.

Ход работы:

1.Каждый подросток выбирает себе понравившуюся фигурку.

Далее все участники по очереди называют выбранную профессию и кратко поясняют, чем она привлекает.

2.Затем на листе бумаги участники рисуют или делают коллаж (по желанию) про своего персонажа. Например, если выбрана профессия врача, то рисуют кабинет или больницу; транспорт, на котором врач добирается до работы и прочее, что считают нужным изобразить на листе.

3.После этого каждый участник показывает другим лист и рекламирует свои услуги. Потом все участники с помощью фигурок вступают в коммуникации друг с другом. Городок оживает.

4. В конце игры подводится итог.

- Каждая профессия из представленных была востребована или нет? Если - нет, то какова причина?

- Какая профессия оказалась наиболее популярной? Почему?

- Комфортно ли вам было находиться в выбранной профессиональной роли? Поясните.

- Кому, по вашему мнению, лучше всех удалась его профессиональная роль?

- Каких профессий еще не хватает в городке? Почему их никто не выбрал?

Использование в работе метафорических карт «Мое призвание» с целью диагностики индивидуальных профессиональных склонностей. Автор Мария Будякова.

Наиболее часто применяются техники «Мое предназначение» и «Мои таланты».

«Своя игра» (составляется заранее педагогом-психологом).

Цель: возможность проявить интеллект и познакомиться с редкими, необычными, перспективными, исчезающими и устаревшими профессиями.

Кроме того, с помощью игры обучающиеся легче включаются в учебную деятельность и быстрее запоминают профессии.

Литература

  1. Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». - СПб.: Речь, 2008.
  2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2007.
  3. Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении: книга для чтения учащихся 5-7 классов. - М.: Академия, 2012. - 128 с.
  4. b17.ru Статьи психологов. Галацан Т.А. «Я знаю, что для тебя лучше» или как родители выбирают профессию ребенку. - Таганрог, 15.04.2016.
  5. b17.ru Статьи/ Подростковая психология Булыгина Н.А. Позиции родителей в ситуации профессионального самоопределения подростка. - Екатеринбург, 04.06.2020.
  6. infourok.ru Статья «Роль родителей в профессиональном самоопределении школьников». - 11.12.2017.