Типы исторических карт

Разделы: История и обществознание


Историческая карта - это наглядно-условно графическое пособие, служащее для локализации исторических событий в пространстве, созданию представлений о географической среде, в которой они развивались.

Исторические карты создаются на географической основе и представляют собой уменьшенные обобщенные образно - знаковые изображения исторических событий или периодов. Изображения даются на плоскости в определенном масштабе с учетом пространственного расположения объектов. Карты в условной форме показывают размещение, сочетания и связи исторических событий и явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты. Самые древние карты созданы в Вавилонии и Египте в III-I тысячелетиях до нашей эры. Специальные учебные карты появились в России в конце XVIII века. На них показаны те события, явления и процессы, изучение которых необходимо в учебных целях.

Как известно, на исторической карте сочетаются географические элементы (изображения материков и морей, гор, долин и рек и т.д.) и информация о деятельности человека и развитии общества (включает сведения о расселении различных групп людей и границах государств, о городах и поселках, распространении ремесел и торговли, важных событиях и др.). Соотнесение географических и социально-исторических характеристик дает возможность выявить влияние природных условий на занятия и образ жизни людей, их обычаи и традиции, выяснить условия возникновения и особенности отдельных цивилизаций. Это весьма важно при изучении истории. Так, географическое положение Руси, России, открытость ее границ (незащищенность их горами, морями) создавали, с одной стороны, постоянную угрозу нападений на ее территорию с востока и с запада, с другой - необходимость завоевывать выходы к морям. Эти обстоятельства в значительной мере определяли характер внутреннего развития и внешней политики Русского государства.

Карта позволяет создать сначала визуальное, а затем насыщаемое историческими знаниями представление о границах в прошлом и настоящем, особенностях природной среды и социальных условий жизни людей в разных частях света. Это служит предпосылкой для осознания исторически сложившегося многообразия человеческого общества, понимания истоков различных систем общественных отношений, этических ценностей и т.д.

Карта помогает наглядно представить движение истории.

  • Во-первых, это относится к событиям, непосредственно связанным с перемещением людей: миграции, завоевания. Освоение новых территорий. Карты и картосхемы используются, чтобы показать ход военных действий, сражений, маршруты разного рода экспедиций и т.д.
  • Во-вторых, фиксация на карте единичных событий помогает увидеть общие черты и элементы значительных процессов (это касается, например, серий революций).
  • В-третьих, сопоставление информации, которую содержат карты, относящиеся к разным эпохам и столетиям, позволяет проследить масштабные изменения в жизни человеческого общества (возникновение и упадок государств, смена цивилизаций и т.д.).

В отечественной методике преподавания истории отмечено, что карты выполняют множество функций в учебном процессе. Они выступают как:

  • форма локализации исторических событий и явлений в пространстве;
  • источник исторической информации;
  • наглядная основа для осмысления связей между историческими явлениями;
  • инструмент обобщения и систематизации исторического материала;
  • средство проверки знаний и умений учащихся.

Говоря о работе с историческими картами на уроках истории, следует подчеркнуть, что это не дополнительная нагрузка, а важная и необходимая часть изучения предмета.

Карта является носителем значительной исторической информации. Она дополняет (а иногда заменяет) словесные описания географической среды, природных условий, в которых проходила жизнь различных человеческих сообществ; наглядно отображает ход отдельных событий и масштабных процессов. Учебные карты содержат статистические данные и др. Все это позволяет рассматривать карту как объект активной познавательной деятельности школьников.

Принято выделять три типа исторических карт:

1) общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом промежутке времени: «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н.э. - I тыс. н.э.)», «Российская империя в первой четверти ХVIII в.». Общая историческая карта дает «поперечный разрез» исторического процесса и в целом статична, но ее отдельные элементы передают динамику, изменчивость историко-географического пространства: рост и сокращение территорий государств, перемещения границ, демографические процессы, военные действия, социальные движения, образования новых городов и т.п.;

2) обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на протяжении длительного периода времени:

«Рост территории государств в древности», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Российская империя с начала ХIX в. по 1861 г.». Информация таких карт, как правило, не вычерпывается на одном уроке и анализируется, сопоставляется, обобщается на протяжении большой учебной темы;

3) тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам исторического процесса: «Завоевательные походы Александра Македонского на Восток», «Крестьянская война в Германии в 1525 г.», «Первая русская революция 1905-1907 гг.». Этот тип исторических карт освобожден от информации общего плана, не имеющей отношения к теме, зато с большой подробностью и деталями раскрывает изучаемое событие и отличается от других более красочным и художественным оформлением. И в прежние времена, и в наши дни тематические карты преобладают в школьных учебниках, атласах и среди настенных картографических пособий, но использовать их методисты рекомендуют на фоне и в сочетании с общими картами.

На первый взгляд, прием использования настенных демонстрационных карт во время изложения исторического материала чрезвычайно прост: учитель, подойдя к карте справа, став лицом к классу, указкой показывает историко-географический объект и просит школьников в атласах найти аналогичное обозначение. Однако существуют строгие правила показа на карте различных объектов:

1) границы страны обводятся указкой по замкнутой кривой;

2) города отмечаются прикосновением к условному кружку, а не к названию города на карте;

3) реки показываются по течению от истока к устью;

4) направления военных походов и передвижений - по имеющимся на карте стрелкам.

Для придания карте большей выразительности, легкости ориентировки в ней и формирования четких картографических представлений в начальных курсах истории учителя активно используют прием «оживления карты», заключающийся в наложении на карту (обычно общую или обзорную) аппликативных материалов: характерных силуэтов воинов, кораблей, торговых повозок, военной техники, выдающихся зданий, цветных стрелок и т.п.

Каждый тип исторической карты применяется с адекватным ему приемом изложения учебного материала:

1) тематические - с картинным описанием местности, сюжетным рассказом и образным повествованием;

2) общие и обзорные - с аналитическим описанием, обобщающей характеристикой, объяснением, рассуждением и проблемным изложением. Представления школьников об историческом пространстве усиливаются при одновременном использовании изобразительных наглядных пособий: картин-пейзажей, фотографий, макетов местности и т.п., а также ярких фрагментов из художественной и научно-популярной литературы.

В любом случае при обращении к карте важно не только правильно показать изучаемый объект на карте, но и словами определить его местоположение. Полное словесное описание историко-географического объекта на карте включает в себя:

1) название материка или его части, острова, района земного шара;

2) соотнесение с близлежащими морями, государствами, реками, городами и т.п.;

3) указание ориентировочного направления: юг, север, северо-восток и т.п.

Например, «Афины расположены в области Аттике, на юго-востоке Средней Греции, на юго-востоке Балканского полуострова, в южной Европе». Точный «словесный адрес» изучаемых исторических фактов в своем обращении к карте постоянно называет учитель, а ученики по образцу и в специальных упражнениях отрабатывают аналогичное умение.

Наряду с картами в учебниках и пособиях применяются картосхемы и локальные планы.

Картосхемы на физико-географической основе в укрупненном и схематически упрощенном виде воссоздают отдельные события, как правило, военного прошлого: «Ледовое побоище», «Куликовская битва» и др. Рисунки людей и предметов выполнены условными знаками и снабжены надписями, действия воюющих сторон показаны стрелками. Все это позволяет наглядно, с привязкой к конкретной местности, в четких пространственных отношениях излагать ход военных сражений или восстаний, объяснять замыслы командования, прослеживать развитие реальных событий поэтапно, формулировать выводы об итогах и обосновывать их.

Локальные планы (схематические планы) воспроизводят исторические события и явления, как правило, не на реальной, а лишь на типичной и в значительной мере вымышленной физико-географической основе или на фоне упрощенных очертаний конкретных городов: «Освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 г.», «Схема оборонительных линий и расположения монастырей в Москве» и др. Тематика локальных планов может быть шире, чем картосхем, и располагает к организации воображаемых экскурсий по историческим местам. Группу динамичных картографических пособий составляют транспаранты для кодоскопов, а также мультипликационные карты, картосхемы и локальные планы, демонстрирующийся в фильмах и в мультимедийных учебниках одновременно с дикторским текстом. При существующих различиях во внешнем оформлении этих пособий и принципов их демонстрации они наглядно и зрелищно воссоздают развитие исторических событий, изменение историко-географического пространства, их большую или меньшую обусловленность географическими факторами.