Роль школьного методического объединения учителей математики в совершенствовании форм и методов подготовки, обучающихся к ГИА

Разделы: Математика

Ключевые слова: ГИА по математике


Подготовка к выпускным экзаменам - это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно будет построена эта работа, зависит результат ГИА.

Каждый должен понимать, что только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена. Под комплексным подходом следует понимать целенаправленное сотрудничество учителей-предметников, администрации школы, выпускников и их родителей.

В организации подготовки выпускников к ГИА, важная роль отводится школьным методическим объединениям. С целью систематизировать деятельность ШМО, ежегодно составляется план работы по подготовке к ГИА по математике.

К наиболее актуальным вопросам при подготовке к ГИА следует отнести следующие:

  • организация информационной работы по подготовке учащихся к ГИА;
  • мониторинг качества;
  • психологическая подготовка к ГИА.

В информационной деятельности выделяют три направления: информационная работа с педагогами, с учащимися, с родителями.

Содержание информационной работы с педагогами.

  1. Изучение на заседаниях ШМО нормативно-правовых документов по ГИА на текущий учебный год.
  2. Включение в план работы ШМО следующих вопросов:
    1. проведение пробных ЕГЭ и ОГЭ, обсуждение результатов пробных ЕГЭ и ОГЭ;
    2. презентация на заседаниях ШМО опыта коллег по подготовке учащихся к ГИА;
    3. выработка совместных рекомендаций учителю-предметнику по стратегиям подготовки учащихся к ГИА.

Содержание информационной работы с учащимися:

  1. Организация информационной работы в форме инструктажа учащихся:
    1. правила поведения на экзамене;
    2. правила заполнения бланков;
    3. расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
  2. Информационный стенд для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА.
  3. Проведение занятий по тренировке заполнения бланков.

Содержание информационной работы с родителями учащихся, осуществляется через индивидуальные и групповые консультации по вопросам ГИА.

Особое внимание в процессе деятельности ШМО по подготовке учащихся к ГИА занимает мониторинг качества обученности по математике. В начале учебного года составляется график контроля качества предметной подготовки учащихся 9,11 классов по математике на этапе подготовки к ГИА.

Мониторинг качества должен быть системным и комплексным. Он включает следующие параметры: контроль текущих отметок по предметам, отметок по контрольным работам, отметок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ и ОГЭ. Учителя, анализируя результаты мониторингов, планируют дальнейшую подготовку выпускников к ГИА. Мониторинг обеспечивает возможность прогнозирования результатов на выпускном экзамене.

На заседаниях школьного методического объединения, большое внимание уделяется текущим вопросам по подготовке к ГИА.

Выписки из протоколов.

Протокол №2 (от 12.09.21г).

Рассматривались вопросы:

1. Изучение статистических материалов по итогам ОГЭ.

По данному вопросу выступила руководитель ШМО учителей математического цикла.

Был дан анализ результатов ГИА за 2020-2021 учебный год. Было отмечено, что для организации непосредственной подготовки к государственной итоговой аттестации учителю и выпускнику рекомендуется, прежде всего, точно определить целевые установки, уровень знаний и проблемные зоны, в соответствии с этим выработать стратегию подготовки. Надежда Павловна отметила, что при изучении алгебры следует уделять больше внимания пониманию основных идей и базовых понятий.

При изучении геометрии следует повышать наглядность преподавания, уделять больше внимания изображению геометрических фигур, формированию конструктивных умений и навыков, применению геометрических знаний для решения практических задач.

2. Основные методы решения уравнений и их систем.

По данному вопросу выступила учитель математики выпускного класса.

Было отмечено, что 25% выпускников 9-х классов допустили ошибки при выполнении задания №9. В девятом задании ОГЭ по математике нам предлагают решить уравнение.

Наиболее вероятным заданием может быть решение линейного или квадратного уравнения. Тем не менее при подготовке к ОГЭ, необходимо отрабатывать задания по всей этой тематике. Необходимо обращать внимание на то, что ответом в задании является целое число или конечная десятичная дробь.

Были даны рекомендации учителям, работающим в выпускных классах:

  1. При подготовке к ОГЭ, больше внимания уделять основным методам и приёмам решения уравнений и их систем.
  2. Разработать памятки для обучающихся по решению разных типов уравнений и их систем.
  3. Разработать инструктивные карты по данным темам, для обучающихся с низким учебным потенциалом по математике.

Протокол №3 (от 26.11.21г)

Рассматривались вопросы:

  1. План работы учителя по подготовке учащихся к ГИА по математике.
  2. План индивидуальной подготовки к ГИА учащихся из «группы риса».
  3. Отработка заданий №8 (умение выполнять преобразования алгебраических выражений).

По третьему вопросу выступили учителя математики выпускных классов. Было отмечено, что при выполнении заданий на преобразование алгебраических выражений, обучающиеся допускают много ошибок. По результатам ОГЭ прошлого учебного года 20% выпускников 9-х классов нашей школы, не справились с предложенными заданиями по данной теме.

Были даны рекомендации учителям, работающим в выпускных классах:

  1. При подготовке к ГИА, больше внимания уделять отработке вычислительных навыков обучающихся, т.к. это является базой для выполнения всех заданий по математике.
  2. Разработать памятки для обучающихся по данным темам (правила раскрытия скобок, приведение дробей к общему знаменателю, формулы сокращенного умножения и т.д)
  3. Подготовить раздаточный материал из открытого банка заданий ОГЭ.
  4. Разработать инструктивные карты по данным темам, для обучающихся с низким учебным потенциалом по математике.

В марте прошло заседание ШМО по теме: «Работа по подготовке к итоговой аттестации по математике выпускников 9, 11 классов».

Рассматривались вопросы:

  1. Обмен опытом «Пути повышения эффективности работы учителей по подготовке выпускников школы к ГИА».
  2. Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся.
  3. Методика проведения уроков повторения. Организация сопутствующего повторения в течение всего учебного года - залог успешной сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
  4. Оформление стенда «Готов к ГИА».