Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация.
Предметная область: математика.
Возрастная группа учащихся: 5 класс.
Данное мероприятие для обучающихся 5 классов может быть проведено как внеклассное мероприятие, посвященное Дню Фибоначчи.
Цели:
- расширение кругозора обучающихся, развитие математических способностей, мыслительной деятельности учащихся;
- развитие творческих способностей и коммуникативных навыков;
- активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы обучающихся;
- укрепление, повышение интереса школьников к предмету математика.
Задачи:
- развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности;
- организация работы в сотрудничестве;
- привитие навыков творческой работы в современной образовательной среде посредством Интернет-ресурсов.
Форма работы: игровая.
Подготовка к мероприятию включает в себя следующее. Ребята класса делятся на две команды, каждой команде необходимо придумать название команды, девиз, разработать и изобразить эмблему. Также заранее были доступны всем обучающимся вопросы викторины, ответы на которые нужно было найти к мероприятию. Каждая команда должна была разработать и выполнить презентацию, содержащую информацию о людях и событиях, каким-либо образом связанных с Леонардо Фибоначчи.
Ход игры
Слайд 1
1. Организационный момент
Команды уже распределены. У каждой команды на столах есть необходимые материалы. Учитель раздает листы самооценки (листы есть индивидуальные и для команды в целом), в которых ребята будут по мере проведения мероприятия отмечать свою работу и работу соратников по команде.
Слайд 2
2. Давайте познакомимся
На этом этапе мероприятия команды представляют себя, озвучивают название команды, свой девиз и эмблему. Команды ставят себе сами по 1 баллу за элемент.
Слайды 3 - 21
3. Викторина
Вопросы викторины даны были заранее, ребята должны были найти ответы, затем друг с другом обсудить их. Вопросы задаются командам по очереди. Один бал за правильный ответ. Чем полнее ответ, тем меньше дополнений. За каждое дополнение - дополнительный балл.
Вопросы к викторине.
- Кто такой Фибоначчи?
- Как его звали на самом деле?
- Что означает «Фибоначчи»?
- Когда он жил?
- Где он жил?
- Где он учился?
- Что он открыл?
- Какую знаменитую книгу он написал?
- Какой император заинтересовался книгой Фибоначчи?
- Какая задача привела Фибоначчи к открытию удивительной последовательности чисел?
- Назовите числа последовательности Фибоначчи.
- Какое свойство последовательности Фибоначчи вы нашли?
(Здесь нужно посмотреть часть фильма Артура Бенджамина: Магия чисел Фибоначчи. С 2.20 мин по 3.40 мин. http://www.ted.com/talks/arthur_benjamin_the_magic_of_fibonacci_numbers?language=ru) - «Золотое сечение» - что это?
- Почему День Фибоначчи празднуют 23 ноября?
Слайд 22
4. Презентации команд
Презентация создается каждой командой. В презентации должно быть представлено не менее 10 человек, событий или фактов, имеющих какое-либо отношение к Л.Фибоначчи. По одному баллу за каждое событие или персонаж, но не более десяти.
Слайд 23-26
5. Спираль Фибоначчи
Информационная страничка.
Учитель: У последовательности чисел Фибоначчи много свойств. Об одном свойстве последовательности, позволяющим увидеть красоту окружающего мира мы поговорим подробнее. Нарисуем маленький квадратик со стороной 1. Нарисуем ещё один квадратик рядом с первым со стороной 1, вплотную. Далее, следующее число Фибоначчи - 2 (1+1). Нарисуем вплотную к первым двум квадратам ещё один квадрат, но теперь со стороной 2. Следующее число - это число 3 (1+2). Рисуем квадрат со стороной 3 рядом с уже нарисованными. Далее у нас идёт квадрат со стороной 5, квадрат со стороной 8- и т.д., до бесконечности.
Неизвестно, кто первым соединил плавной кривой линией точки-границы между квадратами и получил спираль, ту самую золотую спираль, на основе которой строятся многие живые и неживые объекты в природе.
Замечали ли вы эту спираль в природе? (выслушать)
- расположение семян подсолнуха (семечки располагаются двумя рядами спиралей, закрученных в разном направлении: один ряд по часовой стрелке, другой - против)
- расположение чешуек сосновых шишек
- шишка ананаса
- Ветви деревьев, ракушки, морские звезды, наши уши, цветы, раковины моллюском и т.д.
- спиральную форму имеют некоторые галактики, которые можно разглядеть с Земли
- Когда мы смотрим прогноз погоды по телевизору, то можем заметить, что подобную спиральную форму имеют циклоны при съемке их со спутников
- Есть числа Фибоначчи и на главном вокзале Цюриха
Какой философский смысл скрывает этот рисунок? (выслушать)
Теперь посмотрите фильм о спирали Фибоначчи Nature by Numbers Природа в цифрах - Кристобаль Вила (Числа Фибоначчи , спираль Фибоначчи)https://www.youtube.com/watch?v=kkGeOWYOFoA&feature=youtu.be
Слайд 27
Творческое задание. Найти и обвести спирали на подсолнухе. Посчитать количество спиралей. Задание на дом.
Ребята, вот и подошло наше мероприятие, командная игра «День Фибоначчи» к концу. Надеюсь, что празднование этого дня в России будет ежегодным. Результаты игры будут озвучены на следующем уроке.
Результаты игры будут озвучены на следующем уроке (ребята получат грамоты победителей и призеров игры), так как презентации команд необходимо проверить тщательно. Также ребята сдают листы самооценки, командный листок, с количеством набранных ими баллов, личный листок, где напротив каждой фамилии члена команды - ставится знак (+,± , , -).
Источники информации
- Методическая разработка часа занимательной математики «Загадка итальянца»
- Кордина Нина Евгеньевна. https://express.adobe.com/page/9mjxe/
- Фильм Nature by Numbers Природа в цифрах - Кристобаль Вила (Числа Фибоначчи, спираль Фибоначчи) https://www.youtube.com/watch?v=kkGeOWYOFoA&feature=youtu.be
- Фильм Артура Бенджамина: Магия чисел Фибоначчи. http://www.ted.com/talks/arthur_benjamin_the_magic_of_fibonacci_numbers?language=ru