Классный час "Знакомимся заново"

Разделы: Классное руководство


Класс: 10 класс.

Время: 45 мин.

Проучившись 4 года вместе (а иногда и все 10 лет), ребята внутри класса зачастую не знают друг друга. Цель классного часа - раскрепостить ребят для общения друг с другом, создать дух взаимоподдержки и уважения во всем коллективе, снять страх по отношению к другим людям. Для этого проводятся три упражнения, помогающие лучше узнать друг друга.

Часть 1. Первое упражнение призвано расшевелить и заинтриговать коллектив

Правила игры. Составьте список вещей, которые хорошо сочетаются друг с другом: инь и янь, соль и перец, левый носок и правый носок и т.д. (пример списка в приложении). Напишите по одному слову на отдельных листах и прикрепите к спинам участников. Можно расставить их в круг, повернув лицом внутрь круга, чтобы удобно пройти и наклеить листки на спины, а ребята не смогли подсмотреть, что наклеено.

Далее цель каждого участника узнать, что наклеено у них на спине, задавая друг другу вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет» (Например, «Я животное?», «Я человек?», «Я предмет?», «Я зелёный?» и т.д.)

Во время первого упражнения ребята, вероятно, заметят, что предметы - парные. Когда они отгадают, что у каждого на спине, нужно будет разбиться на соответствующие пары.

Чем полезно это упражнение. Эту игру можно использовать для развития навыков коммуникации в коллективе, оно даёт возможность ученикам пообщаться с одноклассниками, с которыми они обычно не разговаривают.

Время на упражнение: 15 минут (из расчёта на класс 24 человека).

Часть 2

К этому моменту весь класс уже разбит на пары. Если в классе нечётное число ребят, классный руководитель может тоже поучаствовать в игре. Так как карточки наклеивались на спины в случайном порядке, скорее всего, пары подберутся тоже неожиданным образом.

Участникам предлагается обсудить в парах следующие ниже вопросы. Отвечать нужно честно, с той степенью откровенности, какую они считают нужной.

  1. Хотели бы вы быть знаменитым? В чем?
  2. Каким был бы для вас «идеальный день»?
  3. Если бы вы могли прожить до 90 лет и в последние 60 лет сохранить либо разум, либо тело 30-летнего, что бы вы выбрали?
  4. Назовите три черты, которые, по-вашему, есть и у вас, и у вашего партнера.
  5. Если бы вы могли, что бы вы изменили в том, как вас воспитывали?
  6. За 3 минуты расскажите партнеру историю вашей жизни настолько подробно, насколько это возможно.
  7. Если бы вы могли проснуться завтра, обладая каким-то умением или способностью, что бы это было?
  8. Есть ли что-то, что вы уже давно мечтаете сделать? Почему вы еще не сделали этого?
  9. Что в дружбе для вас наиболее ценно?
  10. Составьте каждый по три утверждения, верных для вас обоих. Например: «Мы оба сейчас чувствуем…»

Чем полезно это упражнение: Эти вопросы выбраны из опросника к известному исследованию Артура Арона ([https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0146167297234003 The Experimental Generation of Interpersonal Closeness: A Procedure and Some Preliminary Findings].)

Он описал упражнение, которое помогает сблизиться двум незнакомым людям, просто задавая серию из 36 вопросов и долго глядя друг другу в глаза.

Эти вопросы поднимают очень личные темы и помогают людям деликатно раскрыться, узнать друг друга лучше, увидеть новую грань человека.

Учитывая, что пары формируются случайным образом, ребята могут заново открыть для себя своих одноклассников, сломать сложившиеся стереотипы поведения и даже завести новых друзей.

Т.к. полная серия вопросов занимает 45 + 4 минуты, а мы таким временем не располагаем, были выбраны из неё вопросы, которые показались с одной стороны наиболее актуальными, а с другой стороны неожиданными для школьников.

Время на обсуждение: 20 минут.

Часть 3

Завершающая часть классного часа - рефлексия и сбор обратной связи.

Для проведения рефлексии и закрепления тёплых, доверительных отношений в классе, предлагается использовать упражнение «Клубок».

Ребята встают в круг лицом друг к другу. Нужно взять небольшой клубок ниток, длины достаточной, чтобы «связать» всех участников.

Участники передают друг другу клубок, проговаривая, почему этот человек важен для него, за что он ему благодарен, что в нём ценит. Передавать клубок можно любому человеку в круге, не только соседу справа или слева, желательно не повторяться. Постепенно в центре круга образуется узор из нити, связывающей всех воедино.

Когда круг завершён, каждый участник натягивает свою нить, и руководитель проговаривает завершающую речь, например:

«Ребята, сегодня мы с вами заново познакомились, узнали друг друга ближе. Я хочу, чтобы мы сохранили этот дух единства в нашем классе, всегда уважали и заботились друг о друге». Можно предложить ребятам закрыть глаза и прочувствовать, как нить связывает их в одно целое.

Чем полезно это упражнение: Упражнение призвано ещё раз напомнить ребятам, что они - один коллектив и помочь им увидеть друг друга. Также это упражнение учит ребят говорить и принимать комплименты, устанавливает тёплую, благоприятную атмосферу в классе.

После упражнения «Клубок» классный час завершён. В зависимости от момента, когда проводится классный час, можно пригласить класс пить чай (если час был приурочен к празднику) или отпустить на уроки.

Вывод

В рутине школьной жизни у ребят не всегда есть возможность разрушить привычные границы общения, по-настоящему познакомиться друг с другом. Зачастую, ученики общаются непересекающимися группами по 3-5 человек. Приведённые упражнения помогают «перемешать» и сплотить класс. Данный сценарий классного часа был опробован на реальном классе в конце 2021-2022 учебного года и имел положительный отклик от учеников. Приведённые упражнения могут быть актуальны не только в 10 классе, но и в любом классе средней и старшей школы.