Введение
Постановка проблемы. Актуальность исследования
Современные дети в условиях информационного бума многое знают, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям. Школьники 21-го века своим уровнем развития требуют изменений в учебном процессе. Многие учителя сталкиваются с тем, что технологии традиционного обучения не достаточно для современного интересного урока. Кроме того, постепенно изменяется сама парадигма образования. Если раньше она была «знаниевая», то теперь приобретает формы «деятельностной». В Госстандарте второго поколения цель образования видится как развитие личности на основе усвоения универсальных способов деятельности[1]. Такие способы деятельности, применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Это является основой построения непрерывной сферы образования в системно-деятельностном подходе, о котором говорил ещё Я.А.Коменский «…обучение только тогда будет успешным, если… всё последующее будет опираться на предыдущие; всё связываемое между собой будет связываемо постоянно»[2]. То есть смысл понятия непрерывности - в отсутствии разрывов в процессе образования, такая его организация, когда результат деятельности на каждом этапе обеспечивает начало следующего. Таким образом, научить ребёнка различным видам деятельности - вот главное направление работы учителей-предметников массовой школы.
Поэтому в настоящее время возникло противоречие между необходимостью изменения всей системы обучения и воспитания и сохранившейся практикой традиционной работы с учащимися; между большим количеством теоретических и методических разработок по данной проблеме для начальной школы, и недостаточной их реализацией в практической деятельности массовой основной и старшей школы.
Это послужило основанием для выбора темы методического исследования: «Деятельностный подход в преподавании химии как способ повышения мотивации и качества обучения»
Это позволило сформулировать проблему: каковы психолого-педагогические условия реализации технологии деятельностного метода в обучении химии.
Целью методической работы является: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить эффективность реализации деятельностного подхода преподавании химии как одного из способов повышения мотивации и качества обучения.
Задачи методического исследования:
- обобщить научно-теоретический опыт и практику реализации технологии деятельностного метода в преподавании отдельных дисциплин
- исследовать сущность и механизмы, движущие силы нравственного воспитания в процессе обучения биологии и химии
- изучить потенциал естественнонаучных дисциплин в воспитании нравственных качеств учащихся
- найти нравственную составляющую в содержании, формах и методах обучения естественнонаучным дисциплинам
- обобщить опыт учителей естественнонаучных дисциплин в развитии нравственных качеств средствами предмета и методами, а также формами обучения
- выявить способы применения технологии деятельностного метода в процессе конструирования и проведения уроков химии;
- экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по реализации деятельностного подхода в обучении химии как средства нравственного воспитания и создания комфортной образовательной среды
- экспериментальным путем проверить эффективность мероприятий по формированию мотивации у учащихся и повышению качества их знаний »
- сделать вывод о возможности применения деятельностного подхода в процессе реализации стандартов второго поколения (ФГОС) по химии
- предложить модель развития нравственных качеств учащихся при обучении биологии и химии в технологии деятельностного метода
- обобщить результаты педагогического эксперимента и сделать выводы об эффективности предложенной методики
Срок реализации методического исследования: 2018-2022 гг.
Место реализации исследования:ЧОУ СОШ «Елена-Сервис» Московского района г.Казани.
Предполагаемые продукты:
- Разработка конспектов уроков (технологических карт) по химии с использованием технологии деятельностного метода
- Банк заданий для подготовки и проведения уроков химии в технологии деятельностного метода
- Разработка внеклассных мероприятий в технологии деятельностного метода по химии и биологии с нравственным содержанием
- Разработка и защита проектов
Ожидаемые результаты (гипотеза):
- формирование системы работы с использованием технологии деятельностного метода в обучении химии
- повышение качества знаний учащихся по химии и их мотивации к обучению
- повышения уровня нравственной воспитанности учащихся
- развитие творческих, коммуникативных, исследовательских способностей учащихся в условиях комфортной образовательной среды.
- формированию профессиональных компетенций педагога и повышение эффективности его преподавательской деятельности »
Этапы реализации методического исследования:
Первый этап
Постановочный, выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования. (2018-2019гг)
- самообразование, работа с научной литературой по методической теме в библиотеках: национальной библиотеке РТ, научно-технической библиотеке имени Лобачевского в КФУ, изучение журналов «Биология в школе», «Химия в школе», а также научных статей по дисциплинам, вузовской литературы
- обобщение педагогического опыта учителей-предметников
Второй этап
Исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов. (2019-2021гг.)
- модель развития нравственных качеств учащихся в технологии системно-деятельностного метода в процессе обучения биологии и химии [12].
- модель создания комфортной образовательной среды в процессе обучения биологии и химии в технологии системно - деятельностного метода
- педагогический эксперимент по проверке модели (констатирующий и формирующий)
Третий этап: обработка и систематизация материала. (2022 г.)
- обобщить результаты формирующего эксперимента, сделать выводы об эффективности предложенной методики
- распространение педагогического опыта: участие в семинарах и конференциях, публикации, выступление на педагогическом совете, районных МО
Методы исследования:
- Ознакомление с научной и методической литературой по проблеме проекта
- Анализ результатов участия обучающихся в учебной деятельности
- Анализ сформированности мотивации к обучению
- Анализ уровня нравственной воспитанности учащихся
- Анализ профессиональных компетенций педагога и способов их формирования.
- Самоанализ педагогической деятельности
Конечный результат:
- повышение уровня мотивации самоконтроля учащихся, их творческие успехи, стабильные показатели качества знаний;
- успешная сдача ГИА и ЕГЭ.
- Нравственная воспитанность учащихся в условиях комфортной образовательной среды
- Воспитание личности, способной иметь своё мнение по различным вопросам и способной занять достойное место в обществе
- формирование профессиональных компетенций педагога и повышение эффективности его преподавательской деятельности »
Объект исследования: технология деятельностного метода в обучении химии.
Предмет исследования: использование технологии деятельностного метода в преподавании химии как одного из способов формирования мотивации и повышения качества обучения.
Источники исследования:
- труды отечественных психологов, педагогов второй половины XX века, занимавшихся изучением технологии деятельностного метода и проблемного подхода в обучении
- исследование работ педагогов о роли естественнонаучных дисциплин в нравственном воспитании учащихся
- нормативные и программно-методические документы, регулирующие деятельность общеобразовательных школ РФ в исследуемый период;
Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты методической работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений и саморазвитии педагога.
1. Теоретические и практические материалы
1.1 Что такое деятельность, каковы её особенности и этапы?
А в какую деятельность в ступают ученики в школе? В познавательную, учебную деятельность. А что такое деятельность вообще, и учебная в частности? Из схемы 1 видно, что деятельность - процесс активного взаимодействия субъекта с миром, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, основой которых являются мотивы. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека. В ней можно выделить следующие этапы:
- возникновение потребностей и мотивов (вовлечение в деятельность)
- процесс целеполагания
- процесс проектирования действий (коммуникативное взаимодействие)
- процесс осуществления действий
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с исходными целями (рефлексия)
Исходя из сказанного, учебная деятельность - это процесс формирования у школьников знаний, умений и навыков, процесс его личностного развития, происходящий только в результате его собственной деятельности [3,4].
Схема 1 «Структура деятельности человека»
Становится понятным, что традиционные технологии обучения не могут в полной мере осуществить деятельносьтный поход в обучении. Движущей силой такого обучения должно стать противоречие между возникшими у учащихся потребностями в усвоении недостающих знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей (затруднение). Поэтому, в дополнение традиционной технологии обучения, приходит технология деятельностного метода[5]. Главным отличием этой технологии является (как следует из её названия) деятельность самого ребёнка в процессе, его обучения (самообучения). Теперь уже учитель не главный источник знания, а ученик воспринимающий и усваивающий готовые истины, но помощник в учебной деятельности каждого ребёнка. Меняется и виды деятельности ребёнка на уроке с «слушаю - понимаю - запоминаю - применяю» на «сам преодолеваю возникшее затруднение - сам нахожу способ решения проблемы». При таком подходе к обучению, повышается мотивация, так как ребёнок сам ищет способы открытия нового. А поскольку весь процесс обучения происходит осознанно, то и повышается качество усвоения самостоятельно добытого знания [8,9].
1.2 Типология уроков в технологии деятельностного метода
В данных условиях, меняется и структура главной формы обучения - урока, и типологии уроков. Эти отличия можно представить в виде таблицы 1 «Типологии уроков в ТТО и ТДМ». (Типология уроков в традиционной технологии, предложенная М.И.Махмутовым)[6] .
Традиционные технологии обучения |
Технология деятельностного метода |
|
|
В рамках одной статьи нет возможности поэтапно представить систему работы в деятельностной технологии, поэтому подробно остановимся лишь на уроке открытия нового знания - наиболее трудном этапе, как для педагога, так и для учащихся.
2. «Структура урока получения новых знаний в ТТО и ТДМ»
В структуру урока открытия новых знаний входит девять этапов, каждый из которых, имеет свои цели, задачи и реализует этапы индивидуальной учебной деятельности учащихся. Эти этапы и деятельность учителя и учащихся в процессе их реализации, можно представит в сравнении с традиционным уроком в таблице 2 [10].
Традиционные технологии обучения |
Технология деятельностного метода |
||
Этапы урока |
Активность учащихся |
Этапы урока |
Активность учащихся |
организационный момент |
+ |
|
++ |
мотивация к учебной деятельности |
+ - |
|
++ |
актуализация знаний и проверка домашнего задания |
+ |
|
++ |
объяснение нового учебного материала |
-+ |
|
++ |
закрепление знаний и новых понятий, способов действий |
++ |
|
++ |
применение новых знаний (формирование новых умений и навыков) |
++ |
|
++ |
подведение итогов урока |
+ |
|
++ |
домашнее задание и оценивание учащихся |
+- |
|
++ |
----------------------- |
---------- |
|
++ |
«+» активны; «+-» малоактивны; «++» высокая активность
1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности
- создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»)
- устанавливаются тематические рамки («могу»)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Соответственно, данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций;
- мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» - «могу - «хочу»);
- самостоятельное осуществление пробного учебного действия;
- фиксацию учащимися индивидуальных затруднений в выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. С этой целью надо:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритм, понятие и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
9. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
На уроках открытия нового знания, как и на всех типах уроков в данной технологии реализуются различные формы организации учебной деятельности на уроке. Фронтальная (на всех этапах), групповая (актуализация знаний), но всё же основной является индивидуальная форма работы, то есть реализуется личностно-ориентированный подход в обучении.
Наша школа, который год, является экспериментальной площадкой, реализующей в каждодневной работе идеи технологии деятельностного метода. На начальном этапе, многие учителя предметники (особенно средней и старшей школы) испытывали некоторые затруднения в конструировании уроков в данной технологии. Это было связано с несколькими причинами. Во-первых - сама технология легла в основу дидактической системы «школа 2000…», которая детально разработана лишь для начальной ступени обучения [7]. Во-вторых, готовые разработки уроков и наглядные пособия, в основном ориентированы на учителей математики и русского языка. Тем не менее, общие подходы можно адаптировать к любому предмету, на любой ступени обучения. Что и доказали на своём примере учителя нашей школы. Технология деятельностного метода в обучении, способствует повышению мотивации к обучению химии, и помогает решить проблемы усвоения некоторых теорий и законов, которые раньше казались достаточно трудно разрешимыми.
3. Особенности формирования мотивации учащихся в системно-деятельностном подходе
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ.»
Для начала определим, что такое мотив и мотивация.
Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата".
Выделяют два вида учебной мотивации: внутренняя и внешняя. Характеристику вы видите на слайде. Наша задача - сформировать у ученика положительную внутреннюю мотивацию.
Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании[19].
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя - дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться.
Возникает проблема - как построить урок, чтобы ученику знания были интересны, чтобы они были для него значимы.
Если проанализировать структуру основных типов уроков, то можно выделить этап, присущий всем урокам: мотивация учебной деятельности.
Мотивация учения в рамках урока представляет собой завершенный цикл и проходит ряд этапов: от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и т.д.). [20]
Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной деятельности.
Формировании мотивации - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
Выделяют следующие методы мотивации.
Эмоциональные методы мотивации:
- поощрение,
- порицание
- учебно-познавательная игра
- создание ярких наглядно-образных представлений
- создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание
- свободный выбор задания
- удовлетворение желания быть значимой личностью.
Познавательные методы мотивации:
- опора на жизненный опыт
- познавательный интерес
- создание проблемной ситуации
- побуждение к поиску альтернативных решений
- выполнение творческих заданий
- "мозговая атака"
- развивающаяся кооперация.
Волевые методы мотивации:
- предъявление учебных требований
- информирование об обязательных результатах обучения
- формирование ответственного отношения к учению
- познавательные затруднения
- самооценка деятельности и коррекция
- рефлексия поведения
- прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации:
- развитие желания быть полезным отечеству
- побуждение подражать сильной личности
- создание ситуации взаимопомощи
- поиск контактов и сотрудничества
- заинтересованность в результатах коллективной работы
- взаимопроверка
- рецензирование.
Из перечисленных методов мотивации становится очевидным тот факт, что сам деятельностный подход в преподавании способствует формированию учебной мотивации обучающихся, а вместе с ним и качество обучения [22].
Проектный метод обучения - позволяет создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развивать их воображение, фантазию, мышление, коммуникативные способности.
"Проект" - исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально, группами учащихся или совместно с родителями.
На заключительном этапе урока используем метод рефлексии, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Методическая ценность приемов:
- активное включение в работу всех учащихся;
- свобода выбора деятельности (ученик не привязан к конкретной задаче, а выбирает факты, ему знакомые и понятные);
- обеспечивается системность знаний и умений;
- обнаруживается проблема, решение которой, возможно, связано с исследованием каких-либо фактов (вопрос для исследования ставят сами учащиеся);
- развитие математической "зоркости", формирование произвольного внимания.
Мотивация - один из факторов успешного обучения учащихся на уроках.
Использование в обучении деятельностного подхода формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.