Для успешной сдачи экзаменов 9 кл необходима определённая система подготовки.
При подготовке учащихся к ОГЭ учителю необходимо:
- формировать у учащихся навыки самоконтроля;
- формировать умения проверять ответ на правдоподобие;
- систематически отрабатывать вычислительные навыки;
- формировать умение переходить от словесной формулировки соотношений между величинами к математической;
- учить проводить доказательные рассуждения при решении задач;
- учить выстраивать аргументацию при проведении доказательства;
- учить записывать математические рассуждения, доказательства, обращая внимание на точность и полноту проводимых обоснований.
Приёмы, которые я использую:
1. Обязательные устные упражнения и правила быстрого счёта
Так как на экзамене не разрешается использовать калькулятор, то нужно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отвожу 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-й степени, разложение на множители, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом («таблицей умножения») для решения более сложных задач.
Полезны также и приёмы быстрого счёта, такие как:
- возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
- умножение и деление на 5, 25,
- умножение на 11;
- нахождение произведений двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма единиц составляет 10;
- деление трёхзначных чисел, состоящих из одинаковых цифр, на число 37;
- извлечение квадратного корня.
2) Следующий шаг, который поможет нам подготовиться к ОГЭ - составление справочников (в начале учебного года, в каждом классе я провожу 2-3 урока повторений основных тем, изученных в предыдущем классе). Всю информацию учащиеся записывают в тетрадь, которая является их справочником. В течение года они дополняют информацию полученную в 9 классе.
Так, к концу учебного года у нас получается справочник, содержащий всю необходимую информацию. И учащимся при подготовке к экзамену не придётся перерывать кучу учебников и пособий. Все будет в одном месте.
3) Применение групповой работы на уроках математики при подготовке к ГИА
Психологи давно доказали, что люди лучше всего усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим.
Алгоритм действий учащихся.
Задания обязательного уровня (1 часть)
- Выполнив задания 1 части, сравнивают решения с ответами и между собой.
- Делают работу над ошибками.
- Получают другой вариант заданий 1 части и выполняют только те задания, в которых были допущены ошибки. Каждая группа получает задание и готовится самостоятельно. При этом учащиеся не знают, кто будет выполнять задание у доски.
Задания 2 части
- Представители каждой группы решают задания по порядку, возможно, только те, которые решить смогли.
- Остальные учащиеся проверяют задания, задают вопросы, оценивают. Оценку получает вся группа. Каждая группа готовится самостоятельно в течение недели. Проверку осуществляют на элективе.
Задания повышенной сложности
- Задания у доски выполняют те учащиеся, которые с ним справились самостоятельно.
- Остальные при этом имеют возможность разобраться в затруднениях, встретившихся при выполнении этих заданий.
Алгебра детям дается проще, чем геометрия. Геометрию дети не очень любят. Именно поэтому при подготовке к экзамену особое внимание я уделяю геометрии.
4) Применяю зачетную систему, особенно по геометрии с 7-9 класс
В конце каждой четверти учащиеся сдают обязательный зачет по итогам изученной главы по 3 человека: сначала я задаю вопросы устно, затем по 1 заданию (практического содержания) выполняет каждый у доски. Причем, остальные в это время сидят слушают и помогают мне проверять решение на доске.
5) Авторитет учителя
Хороший результат получается, когда я инсценирует «тупик» в процессе решения задачи. В этом случае учащиеся должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения. С 5 класса я детей учу искать чужие ошибки и даже мои (беру задания: найди ошибку). Всегда повторяю: На ошибках тоже учатся. Главное вовремя найти ее и исправить.
Очень эффективен приём показа мыслительного поиска способа решения задачи. Я должна быть готова раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у меня возникали, когда я готовилась к уроку, даже если эти мысли были неверными. В этом случае я говорю ребятам: Я начала решать задачу таким - то способом и не дорешала , предлагаю вам закончить, или предложить свой ход решения.
Подготовку к ОГЭ начинаем уже с 8 класса на каждом уроке. Я составляю уже в 8 классе самостоятельные, контрольные работы в формате ОГЭ. В 7 классе я уже указываю на те задания, которые встречаются в ОГЭ.
6) Работа с родителями
Для обучающихся и их родителей в начале учебного года проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов.
На первом же собрании знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой экзамена, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.
Родительские собрания проводим 1 раза в четверть. Со многими родителями совместно с детьми зачастую приходится встречаться и работать в индивидуальном порядке.
7) При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету
Всегда в классе есть несколько групп учеников: те, кто средне или даже ниже среднего успевает по математике и те, которые справляются с заданиями очень хорошо.
Понятно, что ожидать от ребенка, который успевает на 3, что на экзамене он получит 5 - глупо и нет смысла.
Именно поэтому для работы по подготовке к ОГЭ всех учащихся я разделила на 3 группы, перед каждой стоят свои задачи. С ребятами 1 группы (я ее называю группой риска) мы начинаем с повторения всех правил действий над числами (5-6 класс). Они должны уметь считать в первую очередь. С ними работаю по индивидуальному плану (часто применяю карточки-схемы).
2 группа
|
3 группа |
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и получить на экзамене «3». |
Учащиеся, которые должны справиться с заданиями базового уровня и более сложными заданиями. |
Задачи: |
|
1) должны выучить всю теорию; 2) научиться решать все типы заданий базового уровня; 3) на контрольных работах, тестах и зачетах не списывать. 4) если получена «2», то отработать (но не более 2 раз). |
1) должны выучить всю теорию;
|
8) Проведение дополнительных занятий по подготовке к ОГЭ
- консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
- консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части);
- индивидуальные консультации
На первых занятиях знакомство учащихся с нормативно-правовыми документами, инструктаж по правилам выполнения Кимов. Знакомство с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях задания выполняются коллективно, с полным объяснением и записью на доске, прорешиваются несколько тестов (1 часть). При этом важно знакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания.
9) Систематическое включение в устную работу заданий из ОГЭ открытого банка задач части 1.
10) Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решаем и разбираем задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме задания из Кимов.
11) Использование в домашних заданиях материалов КИМов
На протяжении учебного года домашнее задание задаются из сборников заданий для подготовки к ОГЭ Д.А.Мальцева, которые приобрели все учащиеся 9-х классов. В течении недели на уроке мы разбираем и отрабатываем определенное задание, затем на спец.курсе пробуем выходить по желанию к доске и выполнить задание. Затем на 10 дней я задаю: выполнить задания под отработанным номером из всех тестов (их 40) данного сборника. Те задания, которые вызывают затруднения, разбираем на доске на спецкурсе. Чтобы получить зачет по дом.заданию, достаточно решить 30 примеров за 10 дней
12) Включение экзаменационных задач в содержание текущего контроля
В контрольные и тестовые работы включаю задания из открытого банка задач. Обязательно добиваюсь того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда работу над ошибками приходиться выполнять по нескольку раз, пока задание не будет решено правильно).
13) Проведение тематического повторения в течении года
В сборниках для подготовки к ОГЭ есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, мне приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Поэтому я в своей работе применяю тематические тесты.
14) Итоговое повторение учебного материала начинаю с 4 четверти
Итоговое повторение можно построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.
Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ОГЭ (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)
15) Систематическая работа по заполнению бланков
С заполнением бланков возникает много проблем, поэтому, чем раньше обучающиеся по ним начинают работать, тем меньше вероятность допущения ошибок в оформлении. На дополнительных занятиях разбираем все ошибки, которые были допущены при выполнении диагностических работ. Обращаю внимание на то, что каждая цифра и знак пишутся в отдельной клеточке, на правильность написания цифр, на то, что в ответах не пишут наименования, не ставят знаки %, не получают десятичную или неправильную дробь и т.д.ответы в тетрадях и на доске записываем в клеточках.
16) Для подготовки к ОГЭ я также использую учебные площадки: Якласс и Учи.ру. Выдаю ребятам задания, по темам экзаменационной работы, за которые они получают дополнительные оценки в журнал.
176) Подготовку решения заданий второй части я провожу с более успешными ребятами на спец.курсах, а также на учебных площадках
На сайте: Решу ОГЭ они получают задание, например: выполнить один из вариантов с решением в тетради и записать кол-во баллов, полученных за работу. Причем индивидуально можем разобрать задания, которые вызвали затруднения.