Детская природоведческая литература в организации внеурочной деятельности по биологии учащихся 5–7-х классов

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7


Современное общество вступило в новую эпоху взаимоотношений с окружающей средой. В условиях научно-технического прогресса и всеобщей урбанизации человек оказался оторванным от естественной природы. Рост числа техногенных катастроф показал необходимость понимания того, что природу нужно сохранять для будущих поколений. Человек должен мыслить иначе для того, чтобы выжить. Если раньше история развития человеческого знания была направлена на познание и преобразование окружающей действительности, то сегодня, в условиях и под воздействием человеческой практики, возникла потребность в формировании нового подхода, связанного с осознанием целостности природы и общества, их функциональной равности как частей одного целого.

Образовательный стандарт предъявляет соответствующие требования к результатам изучения предмета биологии: формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии. Важную роль при этом играет организация внеурочной деятельности учащихся, в рамках которой идет расширение полученных знаний, общего кругозора, воспитание бережного отношения к природе.

Большую роль, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, играет изучение учащимися художественных произведений природоведческого характера. Детская книга о природе играет особую роль в познавательной и воспитательной деятельности в рамках предмета биологии.

Необходимо обратить внимание на отбор содержания природоведческой литературы. В первую очередь мы говорим о писателях - натуралистах, чьи произведения стали классикой.

Виталий Бианки - признанный отечественный классик детских книг о природе и животных, автор более трёхсот рассказов, сказок, повестей. Среди них: «Путешествие муравья», «Оранжевое горлышко», «Лесная газета», «Лесные разговоры» и др. У В.Бианки коротенькие диалоги между человеком и животным и животными между собой раскрывают их взаимоотношения. В каждом таком «разговоре» - зачаток драматического действия, которое легко может быть развернуто в игру. Сказка - диалог кратка, динамична и позволяет раскрыть важные стороны взаимоотношений между человеком и природой в драматической форме. В ней писатель передает неистощимое богатство своих наблюдений. Сказка - диалог, целиком или почти целиком состоящая из разговора, - это особый способ организации материала, который можно эффективно использовать в организации внеурочной деятельности в игровой форме.

Знания о природных явлениях, полученные на уроках, экскурсиях, углубляются, дополняются в различных форматах внеурочной деятельности. Важно создать ситуацию приобретения опыта живого общения с природой, который впоследствии поможет учащемуся осмыслить, эмоционально воспринять художественное произведение природоведческого характера, выразить свое отношение к его содержанию. Авторская неповторимость, индивидуальность выступают в природоведческой книге особенно ярко. Произведения В.Бианки помогают мне учащимся сформировать эмоциональное отношение, найти ответы на многие вопросы из жизни природы.

Прямыми продолжателями традиций В. Бианки были писатели-натуралисты Николай Сладков, Юрий Дмитриев, автор отличной многотомной детской энциклопедии о животных.

Произведения Игоря Акимушкина, профессионального зоолога, популяризатора и «пересказчика» зарубежных авторов-анималистов, автора великолепной энциклопедии «Мир животных», основаны на умении удивлять своих читателей. Писатель сам не перестает искренне изумляться невероятной сложности и целесообразности устройства живых существ. Например, в его книгах «С утра до вечера» и «С вечера до утра». Предмет писательского рассказа - отнюдь не только животные редкие, исчезающие, привлекающие читателя своей экзотичностью и необычностью. Герои книг Игоря Акимушкина - самые обычные звери, птицы и насекомые, живущие среди нас: утки и совы, белки и мыши, бабочки и кузнечики. Но, рассказывая о них, И.Акимушкин обращает наше внимание на то, что мы постоянно видим вокруг себя, но над чем почти никогда не задумываемся.

Включаем в основу организации внеурочной деятельности произведения таких писателей, как Евгений Спангенберг, писатель и профессиональный орнитолог («Записки натуралиста», «Встречи с животными», «Птицы, зайцы, лисицы» и др.), Томас Майн Рид («В дебрях Борнео», «Охотники за жирафами», «В поисках белого бизона»), писатель приключенческого жанра 19 века, который в то же время серьёзно относился к зоологии и давал замечательные характеристики животным и природе во многих своих произведениях, Джеральд Даррелл, кумир нескольких поколений натуралистов и зоологов, натуралист, путешественник, новатор зоопаркового дела. Об удивительном, неповторимом мире природы также интересно и занимательно для детей написано в произведениях Святослава Сахарнова, Геннадия Снегирёва, Веры Чаплиной, Евгения Чарушина, Эдуарда Шима.

После знакомства с произведениями писателей-натуралистов, учащиеся с удовольствием ведут записи о своих домашних питомцах. С интересом рассказывают о том, какая природа их окружает. Осознают, что о природе надо заботиться. Выполняют исследовательские и учебные проекты.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее, познавая образы художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней, и передает их в различных видах деятельности.

Литература

  1. Бойко, Н.А. Роль природоведческой литературы в личностном развитии ребенка (из опыта работы) / Н.А.Бойко. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 2 (8). - С. 7-11.
  2. Гурская, М.А. «Умение видеть»: природоведческая книга в современном детском чтении / М.А.Гурская. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 4 (39). - С. 219-222.