Обобщение знаний о частях слова. Состав слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла». Русский язык, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, состав слова, родственные слова


Класс: 2 класс (учебник «Русский язык» Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева)

Тема: «Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла». (Урок обобщения и систематизации знаний)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о частях слова, об образовании родственных слов.

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепить знания обучающихся по теме «Состав слова» и научить самостоятельно проводить анализ образования родственных слов;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес, научить анализировать и систематизировать имеющиеся знания, учить сравнивать слова по смыслу, учить образовывать группы родственных слов и формы одного слова;
  • Воспитательные: создать условия для формирования способностей к преодолению трудностей, умению слушать и слышать других, уважению к личности других, пробудить любознательность.

I. Мотивационно-организационный этап

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
А девиз у нас такой:
«То, что знаешь - не скрывай, на вопросы отвечай!»

- Как понимаете смысл этих слов? (ответы детей)

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Создание проблемной ситуации, целеполагание

- Отгадайте загадку:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый Грамотей
Собрать слово из частей.

- О чем идет речь? Какая тема урока?

Зачем надо уметь «собирать» слова? А надо ли уметь их разбирать? Зачем?

Какие задачи поставим на урок?

(- Учиться находить части слов;
- Образовывать новые слова;
- Повторить части слова.)

III. Актуализация знаний

Какие слова называются родственными? Рассмотрите картинки: Что их объединяет? Объясните смысл каждого слова. (Ключ) Будут ли эти слова родственными? (Такие слова называются - ОМОНИМЫ). Что можно сказать про это слово? (Оно многозначное)

К какому слову будет родственное слово - ключик, ключевая? Разобрать их по составу.

- Из каких частей может состоять слово?

Расставить значки по порядку:

Подписать названия частей слова:

Суффикс, корень, основа, окончание, приставка

Работа с карточками. (Шарады) Работа в группах. Мозговой штурм.

1)

Его корень в слове «снежинка».
Его приставка в слове «подбежал».
Его суффикс в слове «лесник».
А окончание в слове «ученик». (подснежник)

2)

Приставка такая же, как в слове «полёт»,
Корень такой же, как в слове «дарить».
Суффикс такой же, как в слове «дружок».
Окончание такое же, как в слове «лес». (подарок)

3)

Корень находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке», все встречали.
Окончание в слове «зима».
Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)

Проверка: Называют слово, доказывают разбором слова по составу.

Запишите разные формы полученных слов. (подарки, подснежники, оценки)Что изменилось?

Что такое окончание? Придумайте устно родственные слова.(подарочек, снежинка, оценочка и т.д.). С практическими заданиями справились хорошо, а теперь проверим, как знаете вы теорию.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Выполнить упр.19 на с.12 в рабочей тетради (Работа в паре)

Проверка коллективно.

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Какие мы ставили задачи на урок? Какие вопросы оказались трудными?

Игра «Да-нетки»

  1. Может ли слово существовать без корня?(нет)
  2. Слова стол и стул - родственные (нет)
  3. В слове шоссе нет окончания(да)
  4. Чтобы изменить форму слова, надо изменить его окончание (да)

При проверке - доказывать правилами и примерами.

VI. Рефлексия

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

Задайте вопрос своим одноклассникам по данной теме. Как оцените свое участие в работе урока?

VII. Информация о домашнем задании

Дома вам предлагается составить шпаргалку по теме «Состав слова».

Что такое шпаргалка? На следующем уроке проведем конкурс: «Самая полная шпаргалка»

(Шпарга́лка (жарг. шпо́ра) - носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить.)