Класс: 2 класс (учебник «Русский язык» Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева)
Тема: «Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла». (Урок обобщения и систематизации знаний)
Цель урока: обобщение и систематизация знаний о частях слова, об образовании родственных слов.
Задачи урока:
- Образовательные: закрепить знания обучающихся по теме «Состав слова» и научить самостоятельно проводить анализ образования родственных слов;
- Развивающие: развивать познавательный интерес, научить анализировать и систематизировать имеющиеся знания, учить сравнивать слова по смыслу, учить образовывать группы родственных слов и формы одного слова;
- Воспитательные: создать условия для формирования способностей к преодолению трудностей, умению слушать и слышать других, уважению к личности других, пробудить любознательность.
I. Мотивационно-организационный этап
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
А девиз у нас такой:
«То, что знаешь - не скрывай, на вопросы отвечай!»
- Как понимаете смысл этих слов? (ответы детей)
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Создание проблемной ситуации, целеполагание
- Отгадайте загадку:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый Грамотей
Собрать слово из частей.
- О чем идет речь? Какая тема урока?
Зачем надо уметь «собирать» слова? А надо ли уметь их разбирать? Зачем?
Какие задачи поставим на урок?
(- Учиться находить части слов;
- Образовывать новые слова;
- Повторить части слова.)
III. Актуализация знаний
Какие слова называются родственными? Рассмотрите картинки: Что их объединяет? Объясните смысл каждого слова. (Ключ) Будут ли эти слова родственными? (Такие слова называются - ОМОНИМЫ). Что можно сказать про это слово? (Оно многозначное)
К какому слову будет родственное слово - ключик, ключевая? Разобрать их по составу.
- Из каких частей может состоять слово?
Расставить значки по порядку:
Подписать названия частей слова:
Суффикс, корень, основа, окончание, приставка
Работа с карточками. (Шарады) Работа в группах. Мозговой штурм.
1)
Его корень в слове «снежинка».
Его приставка в слове «подбежал».
Его суффикс в слове «лесник».
А окончание в слове «ученик». (подснежник)
2)
Приставка такая же, как в слове «полёт»,
Корень такой же, как в слове «дарить».
Суффикс такой же, как в слове «дружок».
Окончание такое же, как в слове «лес». (подарок)
3)
Корень находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке», все встречали.
Окончание в слове «зима».
Вся же в дневнике я и в журнале. (оценка)
Проверка: Называют слово, доказывают разбором слова по составу.
Запишите разные формы полученных слов. (подарки, подснежники, оценки)Что изменилось?
Что такое окончание? Придумайте устно родственные слова.(подарочек, снежинка, оценочка и т.д.). С практическими заданиями справились хорошо, а теперь проверим, как знаете вы теорию.
IV. Обобщение и систематизация знаний
Выполнить упр.19 на с.12 в рабочей тетради (Работа в паре)
Проверка коллективно.
V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Какие мы ставили задачи на урок? Какие вопросы оказались трудными?
Игра «Да-нетки»
- Может ли слово существовать без корня?(нет)
- Слова стол и стул - родственные (нет)
- В слове шоссе нет окончания(да)
- Чтобы изменить форму слова, надо изменить его окончание (да)
При проверке - доказывать правилами и примерами.
VI. Рефлексия
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.
Задайте вопрос своим одноклассникам по данной теме. Как оцените свое участие в работе урока?
VII. Информация о домашнем задании
Дома вам предлагается составить шпаргалку по теме «Состав слова».
Что такое шпаргалка? На следующем уроке проведем конкурс: «Самая полная шпаргалка»
(Шпарга́лка (жарг. шпо́ра) - носитель информации, используемый на экзаменах, тестах, контрольных работах и других проверках знаний с целью подсмотреть или списать то, что испытуемый должен был запомнить.)