Статистика и дизайн информации

Разделы: Математика

Класс: 9


Тема «Статистика и дизайн информации» рассматривается в 9 классе в курсе «Алгебра». Данная тема рассматривается в главе «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности». Цель данного урока: формировать умение использовать методы обработки статистических данных.

Урок начинается с постановки практической задачи. В ходе решения задачи учащиеся приходят к выводу, что им не хватает для ответа на поставленный вопрос понятия «среднее арифметическое». Значит, нужны для решения задачи еще какие-то средние величины. Учащимся для ответа на этот вопрос предлагается поработать с кейсом. Учащиеся получают "кейсы", в которых содержится необходимая информация: что представляет собою статистика, где, как и когда она оформилась как наука, какие виды средних величин существуют и используются в статистике - даются определения этих величин и приводятся примеры их вычисления. Это - содержание кейса. Ученики в течение определенного времени знакомятся с этим содержанием, а затем класс делится на группы, каждой из которых предлагается сюжет (3 различных задачи). И начинается процесс поиска решения. После того как все группы представили свою задачу с решением. После обсуждения и разбора данных задач мы вернулись к поставленной в начале урока проблеме, решение которой находим совместно.

Технические и программные средства:

  • компьютер;
  • проектор;
  • презентация, созданная средствами Microsoft Office PowerPoint 2007,
  • кейс «Статистика - дизайн информации»

Пояснительная записка

Место урока в образовательной области и предмете: урок по алгебре в 9 классе, глава 5 «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей», §19 тема «Статистика - дизайн информации».

Тип урока. Изучение и закрепление новых знаний.

Вид урока. Исследовательская работа в малых группах (кейс-технология)

Профиль школы, класса. Урок разработан для учащихся общеобразовательной школы

Объем урока. 2 часа.

Принцип отбора содержания учебного материала: содержание отобрано в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.

Цели урока:

  • ввести основные понятия статистики: общий ряд данных, ряд данных, объём измерения, варианта измерения, кратность измерения, частота варианты, сгруппированный ряд данных;
  • на конкретных примерах рассмотреть алгоритм нахождения указанных понятий;
  • научиться систематизировать полученную информацию;
  • формировать умение использовать методы обработки статистических данных;
  • научить обрабатывать статистические данные.

Информационные ресурсы учителя и ученика. Учебник. Алгебра 9 класс в 2 ч., автор А.Г.Мордкович, Л.А.Александрова, Т.Н.Мишустина, Е.Е.Тульчинская, П.В.Семенов.

1. Модель урока

1.1 Мотивационный этап

Нет ни одной области математики,
которая когда-нибудь не окажется
применимой к явлениям действительного мира.
Н.И.Лобачевский

1.2 Создание проблемной ситуации

На место токаря претендуют двое рабочих, для которых был установлен испытательный срок. В течение этого срока они должны были изготовить по одинаковому количеству деталей. Результаты этой работы представлены в таблице

День недели

Дневная выработка

1-й рабочий

2-й рабочий

Понедельник

52

61

Вторник

54

40

Среда

50

55

Четверг

48

50

Пятница

46

44

2. Выберите лучшего претендента

В результате поиска ответа на поставленный вопрос, учащиеся пытаются сравнить то первое, что приходит на ум - найти среднее арифметическое, но оно одинаковое. Значит, необходимы для решения задачи еще какие-то средние величины.

2.1 Работа с кейсом

Все учащиеся получают печатные кейсы по теме "Статистика- дизайн информации", в которых содержится необходимая информация: что представляет собою статистика, где, как и когда она оформилась как наука, какие виды средних величин существуют и используются в статистике - даются определения этих величин и приводятся примеры их вычисления. Это - содержание кейса. Ученики в течение10 минут знакомятся с его содержанием. (Приложение 1)

2.2 Групповая работа (20 минут)

Учащиеся класса делятся на группы, каждой из которых предлагается один из сюжетов (3 различных задачи):

  • изучение покупательского спроса;
  • изучение пассажиропотока на некотором маршруте метрополитена;
  • доказать, что «о» - самая распространенная гласная в русском языке на примере отрывка из петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник».

Начинается процесс поиска решения поставленных задач. (Приложение 2)

2.3 Представление и обсуждение поставленных задач.

Результаты своей работы учащиеся доводят до сведения одноклассников. И так, теперь мы с Вами готовы для решения главной задачи сегодняшнего урока.

2.4 Решение поставленной в начале урока задачи:

Вот тут и начинается процесс поиска решения: поначалу учащиеся считают среднее арифметическое количества деталей, производимое каждым рабочим в день, средняя производительнось труда у обоих рабочих оказывается одинаковой (50 деталей в день). Понятно, что возникает предположение проверить данные по другим средним, оказывается, что и они не приводят к ответу. Так, например, мода, т.е. число, наиболее часто встречающееся в ряду данных, просто отсутствует. При испытании медианы (если ранжировать ряд данных, то медиана - это среднее число в ряду) получаем, что в обоих случаях медианы одинаковы. Здесь учитель может выступить в роли консультанта и посоветовать посчитать отклонения от среднего арифметического. Учащиеся при подсчёте убеждаются, что сумма этих отклонений и в первом, и во втором случае 0, тогда возникает идея о том, что если бы не было знаков "минус", то нуля бы не получилось. Возникает попытка посчитать квадраты отклонений, т.к. при возведении в квадрат минусы исчезают, и вот достигается результат: для первого рабочего это будет 40, а для второго 282, что означает, что второй рабочий имеет нестабильную производительность труда: в какие-то дни работает не в полную силу, а в какие-то дни навёрстывает упущенное, а это наверняка сказывается на качестве производимой продукции.

Вывод: на работу принимаем 1 претендента.

3. Подведение итогов урока

3.2 Рефлексия