Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы формирование творческой и активной личности ученика. Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.
Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию
Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые создаются, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми знаниями.
Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:
уметь выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, уметь адаптироваться в реальных условиях;
проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации.
Цель, поставленная мной, заключается в том, чтобы сформировать у учащихся личностные УУД на уроках математики через включение в образовательный процесс самостоятельных видов деятельности.
Научить самостоятельно ставить цель для выполнения работы.
Сформировать умение выбора способов выполнения самостоятельной работы.
Научить добывать недостающую информацию.
Данная система работы будет способствовать формированию у учащихся умения проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщение, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях
(УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УДД состоит из следующих блоков:
- ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник», «пешеход» и др.).
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД - это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
- КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД - способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Одна из задач школы в современных условиях развития общества - формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью", - сказал Л.Н.Толстой".
Поэтому задача учителя - не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания
В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению, способствующие формированию УУД.
В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.
Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может сам вырабатывать пути решений поставленных проблем. Одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная деятельность.
Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельной деятельности на качество знаний, развитие мышления, формирования УУД и воспитания положительных сторон психики учащихся. Одним из видов самостоятельной деятельности является самостоятельная работа.
Что же такое самостоятельная работа?
Самостоятельная работа - это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями.
Самостоятельная работа в обучении математике не самоцель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние обучающегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя за их усвоением. Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления обучающихся, воспитания самостоятельности и познавательной активности обучающихся, привития навыков учебного труда.
Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяться на различных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством преподавателя.
Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.
На этапе осмысления изучаемого материала самостоятельные работы на уроках математики могут занимать около 5-6 мин, на этапе формирования умений по применению изучаемого материала - до 10-15 мин, а на этапе формирования навыков - до 30 мин.
При обучении математике применяются устные и письменные самостоятельные работы; классные и домашние; групповые, фронтальные и индивидуальные.
Самостоятельные работы на уроках математики по формированию УДД в 5-6 классах
Как с помощью математики можно сформировать универсальные учебные действия? Для этого рассмотрим одно задание по теме: «Умножение обыкновенных дробей».
«Умножение обыкновенных дробей»
Найдите значение выражения: 2 ½·4.
При традиционном обучении задание можно давать на разных этапах. Учитель может использовать его как при введении и закреплении материала, так и при повторении. Можно решить данное задание несколькими способами.
Покажем, как это задание, сделав его математической моделью решения задачи, можно усовершенствовать с помощью метода встроенных дополнительных наводящих вопросов. Заложим в условие самого задания обучение ее решению.
С помощью специально разработанных вопросов организуется ДИАЛОГ, воздействуя в комплексе на развитие различных УУД.
Задание. Умножение обыкновенных дробей (Л) (Р) (П) (К)
Вы решили помочь родителям делать ремонт в комнате, постелить новый линолеум.
Что для этого вам нужно знать?
Надо узнать:
- Сколько линолеума нужно купить?
- А для этого надо найти площадь пола.
Вы измерили и выяснили, что:
- ширина комнаты равна 4 м;
- длина комнаты 2 ½ м от ширины комнаты.
Перед решением ответьте письменно на следующие вопросы:
- Какой формы имеет пол в комнате? ____________________________
- Чему равна площадь прямоугольника?__________________________
- Следовательно, чему будет равна площадь пола?
- Составьте выражение: _______________________________________
- Замените произведение суммой одинаковых слагаемых и вычислите эту сумму.
Решение запишите:
Ответ: площадь пола равна _________________ .
Из условных обозначений ((Л) (Р) (П) (К)), видно, что задание рассчитано на формирование у учащихся всех видов УУД.
1. Задание направлено на развитие личностных действий.
Учение становиться осмысленным, ученик видит значимость решения данной задачи, увязывая ее с реальными жизненными целями и ситуациями, в нашем случае ремонт квартиры.
Развиваемые личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненного смысла, позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении себя, людей и своего будущего.
Ведь если учащиеся не захотят помогать родителям в ремонте квартиры или сами в дальнейшем делать ремонт своей собственной квартиры, то о каких ценностях может идти речь.
2. Развиваются регулятивные действия.
Например, целеполагание, т.е. происходит соотнесение того, что известно и усвоено и того, что неизвестно (также при помощи письменного диалога учителя).
3. Данное задание также развивает познавательные действия.
Происходит структурирование знаний, от того что имеем до того, что нужно найти. Формулируем проблему (сделать ремонт, постелить линолеум) и самостоятельно создаем способы ее решения (нужно узнать, сколько линолеума необходимо, вычислить площадь пола). Происходит развитие логических познавательных действий, выстраиваются логические цепи рассуждений. Перед учащимися возникает вопрос: «Возможно ли, найти значение полученного выражения не зная правила умножения обыкновенной дроби на натуральное число?»
4. Данное задание можно проделывать совместно с учителем, а при домашнем его выполнении предполагается общение (консультация) с родителями, следовательно, оно развивает и коммуникативные действия, которые в свою очередь развивают у учащихся способность выражать свои мысли.
Происходит постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Среди таких вопросов:
- что нужно знать, чтобы постелить линолеум?
- а как найти площадь пола?
- какое выражение можно составить для решения задачи?
- сможем ли мы найти значение этого выражения?
- каких знаний нам не хватает?
Также учащимся можно выполнять аналогичные задания самостоятельно. Так как все задания рассчитаны на то чтобы учащийся самостоятельно додумался до правильного решения задачи, каждое задание сопровождается вспомогательными вопросами или комментариями.
В задании имеется иллюстрация, что дает визуальную информацию о ситуации.
Данная задача позволяет подойти учащемуся самостоятельно к возможности сформулировать правило умножения смешанного числа (или дроби) на натуральное число.
Подводя итог можно отметить, что используемая организация диалога даёт учителю инструмент, направленный на активизацию самостоятельной работы учащихся и позволяет учащимся на уроках математики при решении заданий, разработанных по данной методике, формировать универсальные учебные действия, необходимые каждому человеку в современном мире.
Предлагаю еще ряд заданий, решение которых приводит к решению главной задачи самостоятельная работа как средство формирования УУД.
Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля
Важное условие организации самостоятельных работ - необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого дается детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использовать взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.
Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:
- Знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения);
- Уровня сформированности личностных УУД;
- Степени усвоения приемов самостоятельной деятельности, навыков рационального учебного труда.
В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.
В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие ее формы: текущая, тематическая, периодическая и итоговая.
Формы проверки могут быть классифицированы по способу деятельности: письменная, устная, практическая.
В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:
- внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
- взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
- самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Вывод:
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики при формировании УУД
- Позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;
- Быть контактным в различных социальных группах;
- Уметь отстаивать собственное мнение;
- Быть терпеливым к мнению других;
- Работать в коллективе;
- Предотвращать конфликтные ситуации;
- Быть социально успешной личностью.
- Работать с учебником, выполнять тренировочные задания.
- Самостоятельно добывать знания.
- Приобретать навыки, необходимые для жизни в обществе.
Жизнь человека - это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, и благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение. Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.
Как будет вести себя человек, столкнувшись с незнакомым, неизведанным и непонятным? Один обойдет стороной, другой понаблюдает издалека, а кто-то попробует проникнуть в глубину и разобраться. Вот тут-то ему и пригодятся воля, навыки, мужество и самостоятельность. Чтобы дойти до конца. Чтобы найти выход.