Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела.
По мнению психологов, игра - ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы.
Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
С игрой неразрывно связано детское творчество.
Детское творчество - это одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.
Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в школьном возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
В наше время появилась серьёзная проблема - это проблема общения между людьми. Реальное общение сегодня заменяется общением в социальных сетях. Все меньше и меньше уделяется внимания взаимодействию в социуме и решению творческих задач. Это в совокупности и закладывает фундамент взаимодействия с миром. И как в следствие, этот фундамент не очень прочный.
Эта проблема коснулась и наших детей. Дети очень много времени проводят за компьютером, они общаются с помощью интернета. В результате этого возникает озабоченность, почему у детей не развиваются навыки непосредственного общения. Возникает трудность в выражении своих мыслей, словарный запас становится пассивным. Дети не могут выразить свои эмоции, плохо развивается внимание. Что же делать в сложившейся ситуации.
На помощь могут прийти игра и детское творчество. Они неразрывно связаны друг с другом. Между процессом творчества и игрой нет границы.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Воспитание творчества в игре мы понимаем как развитие у детей инициативы, активности, творческой фантазии, умения придумать игру, осуществить задуманное.
Одним из современных способов взаимодействия с миром является арт-терапия. Она заключает в себе использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий. Предполагает использование определенных приемов, помогающих ребёнку осознать отраженное в его "изобразительной продукции" содержание своего внутреннего мира.
Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того обучался он каким-либо видам искусства или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Привнося в работу частичку себя, человек создает не просто арт-продукт, а образ своего "Я".
Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний. Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с детьми, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова.
Другим, немаловажным способом взаимодействия с миром является игра. Игра заменяет ребёнку необходимый для него труд.
Основные задачи, которые реализуются в игре: пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитывать элементарную культуру поведения.
Игра должна отвечать следующим требованиям:
- Игра должна содействовать сплочению коллектива.
- Иметь познавательное значение.
- Активизировать общественную деятельность детей.
- Обеспечивать мыслительную активность участников игр.
- Создавать условия для детского творчества.
- Соответствовать принципу: "Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц".
Универсальность детской игры определяется тем, что в ней находят свое отражение совокупность основных форм активности человека. Действительно, в игре осуществляется деятельность, хотя и в неполной ее структуре, как продуктивная целенаправленная деятельность. В игре имеют место общение и взаимоотношения (как ролевые, так и реальные). Игра является также формой проявления и развития сознания, познания и мышления. Например, замещение реальных персонажей и объектов деятельности условными предметами. Такое замещение является одним из центральных механизмов умственной деятельности.
Усваивая технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка и это обуславливает её развивающий эффект.
Таким образом, можно говорить о детской игре, как способе моделирования внешнего мира при наличии, совмещении в ней таких форм активности как деятельность, общение и взаимоотношения.
Подводя итоги, можно сказать, что игра и творчество становится универсальным способом взаимодействия человека с миром. Они просто необходимы в жизни ребёнка. Педагогам необходимо в своей работе обращать на это внимание, тогда взаимодействия с миром наших детей будет стабильным и уверенным.