Речь - основа всей умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логическая, чёткая, доказательная, образная, устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития.
Как свидетельствуют данные, полученные в процессе изучения широкой практики, наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку и самым уязвимым местом уроков чтения, грамматики и орфографии является работа по развитию связной речи учащихся. Поэтому из основных видов работ по развитию связной речи школьная программа называет изложение.
В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагировать от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.
Изложение формирует умения в различных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой - умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно.
Ошибки в письменной речи учащихся можно разделить на речевые (словарные, грамматические и пр.) и неречевые (композиционные, логические искажение фактов).
Речевые ошибки можно разделить на:
- лексико-стилистические
- морфолого-стилистические
- синтаксико-стилистические
На первом месте по частоте стоят словарные или лексико - стилистические ошибки.
Пять наиболее частых ошибок этой группы
1. Повторение одних и тех же слов, например: У нас есть котёнок. Нашего котёнка зовут Пух. Пух ловит мух, мышей не ловит, мышей у нас нет. Наш Пух очень ласковый, всё время ласкается.
Причины ошибок типа «повторы».
Во-первых, малый объём внимания пишущего. Ученик забывает о том, что он только что употребил слово котёнок и использует его вновь.
Вторая причина повторов - бедность словаря: у пишущего или говорящего нет достаточного выбора, он не владеет синонимикой, не умеет гибко пользоваться местоимениями; он включает в текст то слово, которое первым извлечено из наличного словарного запаса.
Младшие школьники относительно легко обнаруживают и устраняют повторы, если они, получив соответствующее указание учителя, внимательно перечитывают текст (лучше вслух).
Тем не менее повторы слов и словосочетаний - очень стойкая ошибка, она встречается в старших классах, и у взрослых.
2. Употребление слов в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания его.
Например: Охотник «одел» (надо надел) шапку и вышел. Альпинисты перешли через горный «курган» (надо хребет), и начался спуск.
Ошибки такого типа - следствие низкого общего речевого развития, узкого кругозора, недостаточной начитанности, бедности словаря.
3. Нарушение сочетаемости употребляемых слов: Ветер постепенно «принимал силу» (надо: набирал силу). Марине «выдали» благодарность (надо: объявили благодарность).
Причины ошибок данного типа: бедность фразеологии, малый языковый опыт, иногда влияние близких по смыслу и по составу оборотов речи.
4. Употребление слова без учёта его эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: «Он почувствовал, что утопает в болоте» ( лучше тонет в болоте или его засасывает болото; слово утопает уместно в поэтической речи).
Ошибки такого типа тоже связаны с недостаточным опытом языка, с отсутствием языкового чувства, с непониманием стилистической характеристики слова.
5. Употребление просторечных и диалектных слов и сочетаний: Петя шёл «взади» (нужно: сзади).
«Обратно» пошёл дождь (нужно: опять пошёл дождь).
Подобные слова дети употребляют обычно под влиянием речи родителей, своего семейного окружения.
Устранить диалектизмы и просторечные слова можно только на основе формирующего понятия о литературном языке. Младшие школьники уже могут понять, что наряду с литературным языком существуют местные говоры, встречаются отклонения от нормы.
К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование слов и особенно форм слов.
1. В начальных классах ещё встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова в соответствии со словообразовательной системой русского языка: На стройке работают бетонщики, «штукатурщики» и «малярщицы»(нужно: штукатуры и маляры), монтажники.
2. Образование просторечных или диалектных форм общелитературного языка: «они хочут (вместо они хотят), «их мама» или «ихняя мама» (вместо их мама), «иёный мяч» (нужно: её мяч).
3. Пропуск морфем, например: «пришёл к ему (вместо пришёл к нему), «выглядал в окно» (вместо выглядывал в окно), «я решила скипятить чай» (нужно: вскипятить).
Для предупреждения данных ошибок нужна работа над дикцией, артикуляцией звуков, нужно развивать и гибкость, и подвижность речевого аппарата.
4. Образование форм множественного числа существительных, употребляемых согласно правилам грамматики только в единственном числе: «В магазине продавали разные хлеба»( нужно: разный хлеб). Съел «две сметаны» (нужно две порции сметаны).
К синтаксико-стилистическим ошибкам относятся:
1. Нарушение управления, чаще всего предложного: «Смеялись с него (нужно: смеялись над ним). «Все радовались красотой природы» (нужно: радовались (чему? красоте).
Глагольное управление не регулируется правилами. Дети усваивают его по образцам, в живой речи, в читаемых текстах. Поэтому ошибки в употреблении могут быть предупреждены на основе анализа образцов и путём составления словосочетаний.
2. Нарушение согласования, чаще всего сказуемого с подлежащим, нередко определения с определяемым словом (т.е. согласование глагола с именем существительным или местоимением, прилагательного с именем существительным). Например: Вся семья радостно встретили Новый год. Кате очень понравилось ёлка; В марте началась подготовительные работы; Туманная поле.
Причина первой ошибки - логический, смысловой подход ученика к построению предложения ( а не грамматический): ведь семья - это не один человек, а несколько, поэтому школьник употребляет сказуемое, выраженное глаголом в форме множественного числа.
3. Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла:
«Только равнодушным оставался пёс Барс» (нужно: Равнодушным оставался только пёс Барс).
Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение целиком, прежде чем его записать.
4. Нарушение смысловой или грамматической связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают: «Когда Андрей прощался с отцом, он не плакал. (кто: отец или Андрей?).
Пишущему ясно, о ком идёт речь в предложении. Взглянуть же на текст глазами читателя пока не умеет, этому нужно учить. Нужна практика самопроверки и взаимопроверки.
5. Местоименное удвоение подлежащего: «Сергей - он был самый сильный из ребят».
Можно указать две причины подобных ошибок: во - первых, ученик начинает писать предложение, не зная как закончит его; во - вторых, влияние разговорного языка, где двойное подлежащее встречается довольно часто и признаётся правомерным. В письменном же тексте оно считается ошибкой.
6. Употребление глаголов в несоотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид. «Надвигалась тёмная туча, и полил дождь» (смещение вида). «Мужчина входит в комнату и поздоровался» (смещены и вид, и время).
7. Неумение находить границы предложений. Встречаются в двух вариантах:
1) неоправданное деление сложного предложения на простые: «Когда ребята пришли в лес. Там было много грибов». «Дворник когда подметал двор. Сломал ростки тополя».
2) неумение делить текст на предложения: «Охотник однажды шёл по лесу из чащи вышла медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве и т.д.»
Основа исправления таких ошибок - работа над предложением.
Таковы основные типы речевых ошибок. Кроме речевых, встречаются неречевые ошибки - композиционные, логические, а также искажения фактов.
Типичная композиционная ошибка - несоответствие текста изложения плану, т.е. нарушение последовательности в изложении событий.
К числу логических ошибок относятся:
1. Пропуск необходимых слов, а иногда важных фактов, целых эпизодов: «Она схватила зубами за шиворот и давай окунать его» (изложение рассказа В. Бианки «Купание медвежат»). «Из-за кустов вышла бурая медведица с двумя медвежатами. Когда медведи ушли домой в лес, то охотник слез с дерева и пошёл домой» (Пропущено главное - вся сцена купания медвежат).
Чтобы понять причины таких пропусков, нужно проследить психологическое состояние пишущего ученика. Пишет он медленно, но мысль его спешит, обгоняя процесс письма. Он, конечно, хорошо знает содержание всего рассказа, но он проходит в его воображении, не находя отражения на письме. Потом, когда учитель показывает ему текст его изложения, ученик сам удивляется, как мог пропустить столь важный эпизод.
2. Детской речи свойственны иногда нелепые, парадоксальные суждения, связывание понятий разных уровней. «Утро клонилось к вечеру», «Вода освежила медвежат, а охотник пошёл домой».
Общая причина таких ошибок - слабое внимание школьников, недостаточная подготовка к его записи.
От речевых и логических ошибок следует отличать искажение фактического материала:
«Пришёл осенний месяц апрель».
Речевые ошибки детей - это ошибки взрослых. Ведь, исходя из психологических особенностей ребенка, мы знаем, что он спешит во всем подражать родителям, старшим. А отсюда и подражание в речи, и речевые ошибки. Поэтому очень важными в формировании речи ребёнка являются правильные, ясные, четкие высказывания взрослых.
А для учителя, конечно же, самое главное - это система в работе по исправлению и предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. А успех в овладении речью - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни.