Российская школа, как и все современные общественные институты страны, вышла в XXI век - век бума новых технологий. В настоящее время, когда в России происходит смена образовательной парадигмы и становление новой системы образования, необходим иной уровень знаний и профессиональной компетентности учителя. Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Кроме того, изучение ИЯ должно обеспечить приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами ИЯ, включение школьников в диалог культур. В современных условиях востребован человек, хорошо владеющий иностранным языком.
Актуальность данной темы подвела меня к вопросу: как научить школьников иноязычному общению, как сделать так, чтобы на моих уроках все детские глаза сияли, чтобы интерес моих учеников не пропадал ни на минуту, чтобы они понимали и принимали цели, поставленные учителем, чтобы они были активными участниками реализации этих целей.
Основой в решении моей методической проблемы послужили работы по вопросам коммуникативного обучения Пассова Е.И., Китайгородской Г.А., Кузовлева В.П., Мильруд Р.П. и других. «Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе. Сущностью коммуникативного обучения является модель процесса общения». Коммуникативный подход - стратегия, "моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а также на осознание требований к эффективности высказывания».
Над проблемой Развитие коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка я работаю несколько лет и опираюсь на принципы обучения ИЯ в школе, которые находят свое отражение в «авторских принципах» Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. в их учебнике Enjoy English, а также «авторских программах» по УМК «Английский в фокусе» для начальной школы.
Хотелось бы выделить ряд наиболее эффективных, на мой взгляд, подходов, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового стандарта:
- создание на каждом уроке реальной возможности коммуникации
- использование компьютерных технологий
- создание и защита проектов с применением информационно-коммуникационных технологий, и создание ситуаций, имитирующих языковую среду
- применение личностно ориентированного подхода, где ученик - в центре учебного процесса
- включение учащихся в игровую деятельность, что приводит к естественному желанию говорить на языке
- сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой и коллективной, самостоятельный поиск учащимися нужной информации,
- развитие творчества, умения работать и различными источниками информации.
- внедрение аутентичного материала на уроках
- проведение внеклассной работы по предмету как шаг развития творческих, коммуникативных способностей учащихся.
1. Коммуникативная направленность в обучении ИЯ. Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении. Уроки ИЯ - уроки общения. Но при отсутствии языковой среды условия обучения находятся в противоречии с сущностью предмета, что составляет огромную трудность для учителей ИЯ. На своих уроках я стараюсь создать естественные условия для общения, насколько это возможно: задания ролевых игр, создание игровых ситуаций, использование занимательного материала, физкультминуток - всё это приближает речевую деятельность школьников к естественным нормам, активизирует ранее изученный материал. Н-р, использую ситуацию «В международном лагере», реальные звуковые письма учащихся.
2. Соблюдение деятельностного характера учебного процесса. Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, интереса к предмету, повышению качества знаний, навыков и умений.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста - игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Не случайно в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, считается важнейшей ключевой задачей современной системы образования.
Этот принцип реализуется через применение игровых технологий и проектной деятельности. Что касается проектов, то выполняются они с большим желанием учащимися, особенно младшими. Так, дети изготавливают матрешку-подарок иностранному другу в парах; ведут диалог знакомство. В старших классах занимаемся рекламой. Удачный вариант получился о школе (буклет был переведен на русский язык, издан в типографии местной газеты «Знамя» для ознакомления со школой будущих первоклассников и их родителей), выпуском газет (этот прием был заимствован у преподавателей Мордовского пединститута), занимаемся проведением анкетирования среди учашихся школы, выпуском радиопередач и т.д.
3.Личностно-ориентированный характер обучения проявляется в осознании школьниками их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, теряется интерес к языку. Настраиваю детей не бояться говорить на языке, не давая им усомниться в их успехе на уроке. Даже слабый может проявить себя, это все зависит от учителя. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. По окончании каждой четверти я награждаю ребят грамотами за достигнутые успехи.
4.Учет ведущей деятельности (игровой) учащихся начальных классов. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Применяю также лексические, грамматические, фонетические игры. Часто формой моих уроков бывает - игра-путешествие. Данная технология является основой моей системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или мною выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере, все это приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления. Мною собран большой материал по игровым технологиям.
5. Доступность и посильность изучаемого материала по содержанию и объему отбираются с учетом возрастных особенностей школьников. Следуя программе, строю уроки английского языка так, чтобы они затрагивали темы, близкие интересам учеников: «Моя школа». «Я и моя семья», «Мои друзья», «Я и моё здоровье» и др. Ученик, его проблемы, интересы, жизнь находятся в центре изучаемого. Много дополнительного материала по нужной теме беру из Интернета. Н-р, Блоги о России.
Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках: родителях, дедушках и бабушках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним.
6. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая моих уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки-раскладушки, рисунки детей - вот, что затрагивает эмоции. Использую следующий прием введения лексики - ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие. Этот прием включаю при введении слов ЧАСТИ ТЕЛА. А также - использование презентаций, видео материалов, символики англоговорящих стран, плаката «Дерево успеха» и смайлики для рефлексии, листочки успеха, макетов русской матрешки все это и многое другое присутствует у меня на том или ином на уроке.
7. Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку проявляется в использование в разумных пределах лингвострановедческие сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках. Урок должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном, технологическом уровне. Особое внимание уделяю тематике, связанной с нашей страной. Стараюсь привить любовь к своей стране посредством английского языка. Например, урок по теме «Английский - как международный язык», провожу беседу «Английские слова в русском языке». При изучении темы «Еда» мы выясняем, что некоторые слова не переводятся в английский язык, являются неизменными: blihi, borshch, . Важными считаю, привитие любви к Родине большой и малой через иностранный язык, привлекаю внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России. /Путин знает немецкий, изучил английский язык /.
Знакомство с реалиями англоговорящих стран начинается с первого урока. При этом не забываю о родной культуре, привлекая ее элементы для сравнения. Так, на моих уроках: изготовление Матрешки, знакомство с флагами, гимнами своей и англоговорящих стран, этикетные диалоги, знакомство с пословицами и т.д.
8. Преобладание аутентичного материала происходит за счет отбора языкового материала, текстов, песен, ситуаций общения проигрываемых ролей, иллюстраций, звукозаписи, видеосюжетов и др. Я подбираю для чтения и аудирования тексты из аутентичных источников разных типов: стихотворения, реальные письма детей из стран изучаемого языка. В будущем планирую приобщить ребят к реальному общению через скайп, небольшой опыт со старшеклассниками имеется. Включаю в урок материалы сегодняшней жизни. Несколько раз приглашала на уроки выпускницу нашей школы, которая в совершенстве владеет языком, прожила 2 года в Америке, и ей было, что рассказать моим ученикам. Мы заранее готовимся к этим встречам. На уроках царит атмосфера общения.
С самого начала обучения я начинаю знакомство с песенками на английском языке. Когда я включаю ту или иную песенку, глаза у детей загораются. Исполнение песен под фонограмму благоприятно сказывается на произношении, говорении, аудировании. Слова песен ксерокопирую, раздаю на уроке, делаем перевод, отвечаем на вопросы по содержанию. На каждый праздник, случай, тему мы разучиваем подходящую песенку. Подбираю несложные в языковом исполнении песни по темам , чтобы их было легко понять. Мои дети знают много песен (Jingle Bells, Silent Night, Yesterday и др.). Далее в средних и старших классах разучиваем современные песни (My Heart Will Go On, I Feel Good, What A Wonderful Worldи др.). При изучении той или иной темы, н-р, «Друзья», я обязательно включаю песниAnytime you need a friend или - по теме «Мой мир», «Защита окружающей среды» - нет равных Майклу Джексону - Earth Song, We are the world. Разученные песни исполняем на уроках, внеклассных мероприятиях, Неделях иностранного языка.
Работа над стихотворением - прием обучения, позволяющий заинтересовать ребят творческой деятельностью, позволяет увеличить словарный запас учащихся, развивает коммуникативные умения. Начинаю с простых рифмовок, стишков в сопровождении движений.
Работа над газетным материалом в 10-11 классах является хорошим подспорьем для чтения, обсуждения различных актуальных тем с учащимися.
9. Использование информационных технологий на уроках ИЯ.
Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука Систематическое применение квизов после прохождения страноведческой темы развивает творческие, познавательные умения младших школьников, повышают интерес к ИЯ. Например, после изучения тем «Рождество», «Визит в Лондон», «Визит в Вашингтон», «США», «Великобритания», «Знаменитости Америки» и т.д. с помощью квиза осуществляются фронтальный опрос, проверка по ключу, высказывания учащихся в форме микромонолога.
Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться - это могут дать друг другу только учитель и ученик.
10. Формирование информационной компетентности учащихся.
С внедрением в школы компьютеров, Интернета, я стараюсь идти в ногу со временем. Интернет помогает в этом: я подбираю видео материалы к урокам и использую на разных этапах урока. Аутентичный материал Интернета языковой, культуроведческий, страноведческий - неоценимая основа практики языка. Мною собраны достаточно много интернет-ресурсов по темам, особенно полезны ресурсы Британского Совета. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Основная задача учителя - направлять ученика, учить выбирать необходимый материал в огромной сети Интернет.
Я убеждена, что участие школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня является одним из путей повышения интереса к английскому языку. Не так важно победить в олимпиаде, как выйти на уровень победителей. Это помогает молодому человеку приобрести уверенность в своих силах и способностях, сознательно выбрать жизненный путь.
11. Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя скуку на уроке и положительно влияя на развитие коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося.
Созданию творческой атмосферы на уроке помогают мне специальные приемы. Так, например, элементы неожиданности или сюрпризы на уроке могут развивать творческую активность обучающихся. Все экспромты на уроке должны быть заранее подготовлены и продуманы. Может появиться почтальон-ученица с письмом, если речь идет о младших школьниках, или можно пригласить на урок сказочного персонажа - фею Или вдруг заходит заранее подготовленный «an English student» или студенты, которые учатся на ин язе или бывшие студенты, побывавшие заграницей и начинается разговор о школе и любимых предметах и т.д. Важным приемом творческой деятельности является чувство удивления, неожиданности, новизны.
Я использую в своей практике следующие формы работы над развитием творческих способностей:
- фонетическая зарядка
- игровые технологии
- практические задания с применением пословиц и поговорок
- защита рефератов и проектов
- использование песен и стихов
- домашние задания с творческой направленностью
- применение компьютерных технологий
- внеклассная работа
- участие в творческих конкурсах
Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: устроить так называемый фонетический конкурс среди школьников.
Ролевые игры успешно пробуждают и развивают фантазию школьников, выполняя важную роль в развитии творческих способностей детей. На различных этапах урока можно использовать ролевые игры. Игра формирует устойчивый интерес к дальнейшему изучению английского языка, позволяет преодолеть скуку, развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся.
Еще одним эффективным приёмом является использование пословиц, поговорок и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Заучивание и сочинение небольших по объёму поговорок и рифмовок не требует от детей больших усилий для усвоения языкового материала. Учащиеся с удовольствием изменяют или дополнят известными поговорками или высказываниями свои сочинения.
Домашние задания с творческой направленностью
Кроме того, уделяю большое внимание практике письменной речи. Составляем свои высказывания по разным темам, пишем письма разного характера зарубежным друзьям, делаем переводы английских стихотворений, заполняем анкеты, поздравительные открытки к праздникам, и т.д. Включаю в итоговый контроль по изученным разделам одно задание творческого характера.
Внеклассная работа по предмету - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких уроков-праздников, как День Святого Валентина, Рождество или День Всех Святых, требуется детальная проработка соответствующих тем.
Такие английские праздники как "Halloween", "Christmas", "St. Valentine's Day" все больше внедряются в нашу жизнь. Ученики не хотят оставаться в стороне и активно принимают участие в проведении праздничных мероприятий в школе на английском языке. Цель таких мероприятий - расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.
Также мы проводили ежегодные открытые мероприятия совместно с учителем немецкого языка, например «Мы живем на одной планете», «Возьмемся за руки, друзья», «Love is never ending», где принимали участие как младшие, так и старшие школьники. В будущем году планируем провести «Шоу талантов», так как желающих поучаствовать увеличивается. Изготавливаем своими руками наглядный материал для этих мероприятий, костюмы к сценкам, украшаем сцену, приглашаем гостей. Ко многим праздникам готовим открытки, поздравления, читаем, обсуждаем темы, делаем стенгазеты, газеты и рекламные буклеты.
Например, интересно проходил «Праздник английской поэзии», где ученики и учителя читали английские стишки, знакомые всем нам с детства в переводе С.Я. Маршака. Здесь подчеркивалась мысль, что на наших книжных полках находятся много книг зарубежных авторов, а задумывались вы когда-нибудь об искусстве наших переводчиков! «Робин Бобин Барабек» перевод Маршака или Чуковского. Проведение уроков и внеклассных мероприятий в оригинальной, нетрадиционной форме направлено не только на развитие основных видов речевой деятельности, но и на формирование творческой инициативы школьников.
12. Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей.
Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка. Стимулом привлечения внимания учащихся является и новизна структуры урока.
Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил в непринужденной обстановке. Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка . Во 2-5 классах я провожу по 2 физкультминутке за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками. Используются различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, приседания, прыжки, бег на месте, ходьба и т.д.).
Очень часто на уроке солирует учитель. Давайте позволим и ученику спеть хотя бы одну арию. И давайте петь с ним в унисон. И тогда нам, учителям, все реже и реже придется словами известной английской песенки "Are you sleeping, are you sleeping, brother James?" будить ученика, заснувшего от тоски на уроке.