Одним из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения является речевое развитие детей. Это объясняется сензитивностью периода дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, к овладению основами культуры речи. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):
- «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению как между собой, так и с окружающими людьми. Чтобы ребёнок овладел механизмами эффективного игрового общения, к нему на помощь должен прийти взрослый. Именно он может и должен создать условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям можно отнести, во-первых, обогащение детей впечатлениями об окружающем мире; во-вторых, привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, обсуждение событий из жизни, организация наблюдений, совместное чтение, просмотр и т.д.); в-третьих, активную позицию ребёнка в деятельности, прежде всего совместной. «Освоение» мира взрослых, принятие или непринятие их педагогических установок и отношения к жизни происходит у дошкольников в ходе совместной предметной и предметно-игровой деятельности. Согласно ФГОС ДО, сегодня нужны новые формы работы, которые позволяли бы педагогам, образно говоря, так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже не догадывались. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Для развития полноценного речевого развития педагоги могут использовать такую нетрадиционную форму речевой работы с детьми как игровые обучающие ситуации (ИОС). Что же такое ИОС? Форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Её задачи:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.
Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера.
Игровые ситуации основаны на следующих принципах:
- отсутствие принуждения;
- поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
- взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Ельцова О.М. отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом.
Видами игровых обучающих ситуаций могут быть:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-проблемы,
- ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социальных норм и поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Кроме того, успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Теперь ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС начинает использоваться со средней группы.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их.
В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Николаева С.Н выделяет несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи:
1. Игровые обучающие ситуации с игрушками - аналогами. Аналоги - это игрушки, которые изображают объекты. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.
2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их роль увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.
3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Путешествия - это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания. В каждом конкретном случае сюжет игры придумывается таким образом, чтобы дети посещали новые места, знакомить с новыми явлениями и объектами в качестве путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д.
Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.
Игровая обучающая ситуация (ИОС) в условиях реализации ФГОС ДО выступает как форма НОД с чередованием видов детской деятельности, с физкультминуткой, с переключением внимания, с шуткой-прибауткой, с игрой, с соревновательным моментом, с кооперацией, с наглядностью, с метафорами и аналогиями, с опорой на спонтанный опыт ребенка, с познавательным интересом, с удивлением.
Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов НОД для развития коммуникативной компетентности детей».
Итак, градация ИОС здесь зависит от возраста дошкольников. Типы ситуаций усложняются в зависимости от сформированности тех или иных качеств воспитанников - зрелости мыслительных процессов и прочих психических функций. Так от простого восприятия показа (иллюстрации) со временем дети переходят к активному повторению по образцу (упражнению), а затем и к решению проблем и оценке ситуаций.
Итак, ИОС - это специально организованная форма совместной деятельности детей и педагога, отличающаяся от обычной детской игры подконтрольностью со стороны воспитателя и имеющая четкую дидактическую цель. По форме ИОС делятся на манипуляции с игрушками-аналогиями, работу с литературным героем и путешествия. По степени полноты включения мышления детей в ИОС проводится различие между иллюстрацией, упражнением, проблемой и ситуацией оценки.
В заключение можно сделать следующие выводы:
- Поскольку ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, игровая обучающая ситуация является логичным и действенным способом обучения и воспитания дошкольников.
- Чем старше становятся дети, тем сложнее ИОС, в которую помещает их воспитатель, тем чаще обращение к проблемным ситуациям, требующим самостоятельной оценки дошкольника. ИОС могут и должны использоваться педагогом не эпизодически, а органично включаться в образовательный процесс, НОД.
- Как показывает образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение, 1987.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 1983.
- Гришина Г.Н. Любимые детские игры.- М.: 1997.
- Игра дошкольника / Под ред. Новоселовой С.Л./- М.: Просвещение, 1989.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2000.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Просвещение, 1982.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком.- М.: 1990.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991, 160с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. - М., "Педагог", 1999.
- Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры, Москва "Просвещение" 1987.
- Усова А. // Роль игры в воспитании детей. - М., 1976. - С. 9-18.