Методические рекомендации к проведению профориентационной игры "Круговорот работ"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: профориентация, Профориентационная игра


Цели игры:

  • создание условий для повышения уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
  • повышение эффективности реализации программ социализации и профессиональной ориентации обучающихся;
  • повышение качества организации профориентационной деятельности образовательных организаций Адмиралтейского района.

Задачи игры:

  • актуализировать и расширять знания о профессиях;
  • развивать умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
  • акцентировать внимания учащихся на проблеме выбора профессии;
  • проверить умения обучающихся высокоэффективно работать в непривычной для них ситуации;
  • развивать навыки работы в команде;
  • расширять кругозор учащихся о мире профессий;
  • повышать культуру общения.

Форма работы: групповая.

Форма проведения игры: квест.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и систематизировать знания учащихся о профессиях;
  • формировать интерес к профессиям.

Развивающие:

  • развивать коммуникативные способности при работе в группе;
  • развивать внимание, познавательные процессы, наглядно-образное мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к труду и к людям разных профессий;
  • организация активного отдыха обучающихся.

В обычном формате команды проходят жеребьевку путем получения капитанами уже специально подготовленных маршрутных листов, которые составлены с учетом того, чтобы все команды шли по этапам параллельно.

Перед началом квеста ведущий приветствует участников, представляет членов жюри, которые будут работать на этапах игры, проговаривает правила.

ВЕДУЩИЙ:

Кто и какой счастливый человек?
Я лично так бы на вопрос ответил:
Счастливец тот, кто получил на век
Две песни - две любви на белом свете.
Не надо шуток и «уймите страсти»!
Не двоеженство! Не об этом речь!
Да, две любви. И каждую сберечь
Как раз и будет настоящим счастьем!
Нет, далеко не все и не всегда
Могли б сказать: «Люблю свою работу,
Готов трудиться до седьмого пота
И счастлив от любимого труда! »
И я уверен, даже твердо знаю,
Что в этой самой светлой из страстей
Есть что-то от любви к родному краю,
К своим друзьям и к родине своей.

- Добрый день. Я рада нашей встрече. Сегодня мы поиграем и поучимся! «Как?» - спросите вы. «Интересно и насыщенно!» - отвечу я.

Мир профессий очень изменчив разнообразен. И в процессе игры нужно будет и загадки отгадать, и анаграммы расшифровать, и на шуточные вопросы ответить и много еще чего сделать! А для успешной работы вам нужно стать настоящей командой, единым целым и продвигаться к победе! Поведут вас за собой капитаны команд. Прошу их подойти ко мне и выбрать маршрутный лист.

/ Капитаны команд выбирают маршрутные листы/

На этапах квеста вас будут встречать наши судьи (представление судей). После выполнения задания каждый судья указывает количество баллов за прохождение этапа, ставит подпись и выдает слово. После выполнения всех заданий у вас будет 6 слов, из которых нужно составить фразу.

Варианты пословиц

  • Славен человек делам, а не словами.
  • Кто любит труд, того люди чтут.
  • Землю красит солнце, а человека-труд.

Итак, объявляется минутная готовность! (за это время судьи должны прийти на свои этапы)

Этап №1 «Найди профессию»

Ребята собирают название профессий по ломаным прямым (2 минуты)

Понадобятся листА4 с напечатанным заданием и маркеры. Нужно найти 9 названий профессий. Задание не очень сложно, но поможет участникам настроиться на игру, почувствовать ответственность и выстраивать командную работу.

Начинать со звёздочки.

о

о

о

л

г

е

в

е

о

щ

е

ф

а

е

т

н

о

г

о

л

т

в

о

в

а

г

х

к

и

л

е

г

о

е

р

д

о

р

р

н

и

к

н

с

б

г

о

и

р

г

г

о

н

о

м

и

к

и

о

л

н

а

е

о

Начинать со звёздочки.

р

ь

п

о

в

п

л

ь

с

л

ь

л

ч

а

л

а

с

о

с

е

т

г

е

д

е

у

т

е

р

р

д

и

т

а

о

л

о

т

ч

и

к

и

у

о

х

и

с

т

о

в

а

х

а

м

с

к

л

в

п

т

а

е

р

т

е

р

э

к

г

о

о

с

о

м

н

е

р

Начинать со звездочки.

р

т

и

м

у

е

л

р

а

с

т

а

ф

р

у

х

т

с

к

з

в

и

в

т

и

л

р

с

о

д

о

ж

н

и

ы

ю

р

а

о

н

а

г

к

т

о

к

т

н

а

к

р

р

т

р

р

ф

о

у

п

м

п

о

з

и

т

о

е

с

ж

у

о

т

л

ь

Хаос профессий (ответы)
Карточка № 1

Зоотехник

Ветеринар

Кинолог

Геолог

Агроном

Биолог

Лесник

Овощевод

Географ

Хаос профессий (ответы)
Карточка № 2

Врач

Воспитатель

Тренер

Учитель

Психолог

Парикмахер

Экскурсовод

Следователь

Стоматолог

Хаос профессий (ответы)
Карточка № 3

Артист

Композитор

Журналист

Художник

Ювелир

Фотограф

Музыкант

Реставратор

Скульптор

Этап № 2 «Профессия на букву…»

Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.

Понадобятся лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.) В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.

  1. Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».
  2. Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей - букву «м»
  3. Заполните колонку №1 - профессии на букву «к» за отведенное время.
  4. Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 - для буквы «м». Должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.
  5. Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке - «крановщик», во второй колонке - «управляет краном».
  6. То же самое проделайте с профессиями на букву «м».
  7. Ведущий задает время - 5 минут.

Этап № 3 «Профи-тест»

Выбери те правильный ответ из 4-х вариантов.

1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?

  • Джанни Родари;
  • Владимир Маяковский;
  • Агния Барто;
  • Сергей Михалков.

2. Кто на съемках кинофильма вместо актера прыгает из окна третьего этажа дома?

  • гример;
  • режиссер;
  • каскадер;
  • сценарист.

3. Где работает брокер?

  • в банке;
  • на бирже;
  • на базаре;
  • на ипподроме.

5. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациентов?

  • физиотерапевт;
  • анестезиолог;
  • рентгенолог;
  • гипнотизёр.

6. Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?

  • летчик;
  • автогонщик;
  • аквалангист;
  • космонавт (цена костюма - около 9 млн. долларов).

7. Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?

  • хранитель;
  • реставратор;
  • экскурсовод;
  • ресторатор (занимается ресторанным бизнесом).

8. Что делает визажист?

  • визы;
  • макияж;
  • пластические операции;
  • художественные фотографии.

9. Кто такой статист?

  • специалист по статистике;
  • человек со статной фигурой;
  • автор газетных или журнальных статей;
  • актер, исполняющий второстепенные роли.

10. Как называется профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале?

  • носитель;
  • несун;
  • носильщик;
  • передвижник.

11. Как называется прибор, который медики используют в работе?

  • тонометр;
  • камертон;
  • баритон;
  • криптон.

12. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?

  • монтажер;
  • монтажист;
  • монтер;
  • монтажник.

13. С представителем какой профессии сравнивают грязнулю?

  • трубочист;
  • шахтер;
  • нефтяник;
  • дворник.

Этап №4 «Конкурс анаграмм по профессиям»

Анаграмма - слово, полученное путем перестановки букв другого слова или группы слов.

Командам нужно отгадать зашифрованные профессии:

Время выполнения - 5 минут

Перо+рота

оператор

Ас+титр

артист

Кит +род

диктор

Кантузмы

музыкант

Овод+экскурс

экскурсовод

Ор+композит

композитор

Гео+раф+хор

хореограф

Бал+тестер+мей

балетмейстер

Архипова

повариха

Кулон

клоун

Сопло

посол

Тёрка

актёр

Этап № 5 «Самая-самая…»

Задание с элементами юмора.

Командам выдаются листы, на которых в левом столбце уже напечатаны необычные характеристики профессий. Командам необходимо написать как можно больше профессий, подходящих под эти характеристики. За каждую правильную профессию команда получает 1 балл.

Назовите профессии:

  1. Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
  2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
  3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
  4. Самая волосатая (парикмахер...)
  5. Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
  6. Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
  7. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
  8. Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик).

Этап № 6 «Бюро находок» или «Профсловарь»

На столе или на слайдах презентации (в зависимости от формы проведения игры) участники видят наборы орудий труда, по которым нужно определить, к какой профессии они относятся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

  1. Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
  2. Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
  3. Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
  4. Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
  5. Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
  6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
  7. Градусник, шприц (врач)
  8. Расческа, ножницы (парикмахер)
  9. Парик, костюм (актер)

Этап № 6 «Профсловарь»

Ведущий предлагает определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые он зачитывает, а участники видят на экране.

  1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
  2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
  3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
  4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
  5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
  6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
  7. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)
  8. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)
  9. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
  10. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)
  11. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)

Этап № 6 «Веселая викторина о профессиях»

  1. Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
  2. Назовите самого известного во всём мире парикмахера (цирюльника). (Фигаро.)
  3. Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Кучеру, а теперь шофёру.)
  4. Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)
  5. Кто погружается в работу с головой? (Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
  6. Человек, работающий с огоньком, - это… Кто? (Пиротехник.)
  7. Врач, который видит пациентов насквозь, - это... (Рентгенолог.)
  8. Кто из учёных ворон считает? (Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
  9. Кто без понукания свою работу не делает? (Кучер, который понукает коня, чтобы заставить его идти быстрее.)
  10. Самый сладкий мастер - это... Кто? (Кондитер.)
  11. Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара. (Айболит, ведь он лечил зверей.)
  12. Носильщик в ресторане - это… Кто? (Официант.)
  13. Запряжённый извозчик в восточных странах - это... Кто? (Рикша.)
  14. Врач «переломного» («гололёдного») периода - это... Кто? (Травматолог.)
  15. Постовой вместо светофора - это… Кто? (Регулировщик уличного движения.)
  16. Реаниматор машины - это… Кто? (Автомеханик.)

Этап №7 «Кроссворд»

Участникам выдается бланк с кроссвордом. За 5 минут команде необходимо его, вписывая слова в клетки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи.
  2. Специалист по составлению и оформлению композиций из растительных и других природных материалов.
  3. Специалист, который занимается лечением, устранением и профилактикой дефектов внешности (кожи, волос и ногтей). Он проводит хирургические и нехирургические манипуляции и процедуры, оказывающие благотворное влияние на человеческий облик: укрепляющее, релаксирующее, стимулирующее, тонизирующее, очищающее.
  4. Дизайнер или художник по макияжу, мастер косметического и живописного украшения лица.
  5. Ревизор, финансовый контролер, занимающийся независимым контролем финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций.
  6. Рабочий, выполняющий обработку металлов, древесины и других твердых материалов на специальных станках: многолезвийным режущим инструментом с вращательным движением.
  7. Мастер приготовления пищи.
  8. Специалист, ведающий разрешением правовых вопросов.

После прохождения всех этапов игры определяется победитель. Команда, набравшая наибольшее количество баллов на основании правильных ответов, побеждает. Второе и третье место присуждается командам на основании заработанных баллов.

Ведущий объявляет итоги. Победителям и призерам вручают грамоты, кто остался вне пьедестала получает сертификат участника.

Презентация

Приложение

Используемые источники

  1. https://steblyankina-e.ucoz.ru/Vneur-deyat/klass-4as/zanimatelnaja_proforientacija-igry-zadanija-golovo.pdf
  2. https://portal2011.com/kvest-igra-proforientatsii-puteshestvie-mir-tvor/
  3. http://tat-anat.ucoz.ru/load/vneklassnye_meroprijatija/proforientacija/intellektualnyj_konkurs_mnogo_professij_khoroshikh_i_raznykh/17-1-0-619
  4. https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/konkursnaia_proghramma_po_proforiientatsii_vsie_raboty_khoroshi
  5. https://videouroki.net/razrabotki/kviest-ighra-po-proforiientatsii-profiessii-vokrugh-mienia.html