Цели игры:
- создание условий для повышения уровня готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
- повышение эффективности реализации программ социализации и профессиональной ориентации обучающихся;
- повышение качества организации профориентационной деятельности образовательных организаций Адмиралтейского района.
Задачи игры:
- актуализировать и расширять знания о профессиях;
- развивать умения выделять общее в различных видах трудовой деятельности;
- акцентировать внимания учащихся на проблеме выбора профессии;
- проверить умения обучающихся высокоэффективно работать в непривычной для них ситуации;
- развивать навыки работы в команде;
- расширять кругозор учащихся о мире профессий;
- повышать культуру общения.
Форма работы: групповая.
Форма проведения игры: квест.
Задачи:
Образовательные:
- расширить и систематизировать знания учащихся о профессиях;
- формировать интерес к профессиям.
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности при работе в группе;
- развивать внимание, познавательные процессы, наглядно-образное мышление.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду и к людям разных профессий;
- организация активного отдыха обучающихся.
В обычном формате команды проходят жеребьевку путем получения капитанами уже специально подготовленных маршрутных листов, которые составлены с учетом того, чтобы все команды шли по этапам параллельно.
Перед началом квеста ведущий приветствует участников, представляет членов жюри, которые будут работать на этапах игры, проговаривает правила.
ВЕДУЩИЙ:
Кто и какой счастливый человек?
Я лично так бы на вопрос ответил:
Счастливец тот, кто получил на век
Две песни - две любви на белом свете.
Не надо шуток и «уймите страсти»!
Не двоеженство! Не об этом речь!
Да, две любви. И каждую сберечь
Как раз и будет настоящим счастьем!
Нет, далеко не все и не всегда
Могли б сказать: «Люблю свою работу,
Готов трудиться до седьмого пота
И счастлив от любимого труда! »
И я уверен, даже твердо знаю,
Что в этой самой светлой из страстей
Есть что-то от любви к родному краю,
К своим друзьям и к родине своей.
- Добрый день. Я рада нашей встрече. Сегодня мы поиграем и поучимся! «Как?» - спросите вы. «Интересно и насыщенно!» - отвечу я.
Мир профессий очень изменчив разнообразен. И в процессе игры нужно будет и загадки отгадать, и анаграммы расшифровать, и на шуточные вопросы ответить и много еще чего сделать! А для успешной работы вам нужно стать настоящей командой, единым целым и продвигаться к победе! Поведут вас за собой капитаны команд. Прошу их подойти ко мне и выбрать маршрутный лист.
/ Капитаны команд выбирают маршрутные листы/
На этапах квеста вас будут встречать наши судьи (представление судей). После выполнения задания каждый судья указывает количество баллов за прохождение этапа, ставит подпись и выдает слово. После выполнения всех заданий у вас будет 6 слов, из которых нужно составить фразу.
Варианты пословиц
- Славен человек делам, а не словами.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Землю красит солнце, а человека-труд.
Итак, объявляется минутная готовность! (за это время судьи должны прийти на свои этапы)
Этап №1 «Найди профессию»
Ребята собирают название профессий по ломаным прямым (2 минуты)
Понадобятся листА4 с напечатанным заданием и маркеры. Нужно найти 9 названий профессий. Задание не очень сложно, но поможет участникам настроиться на игру, почувствовать ответственность и выстраивать командную работу.
Начинать со звёздочки.
*з |
о |
о |
о |
л |
г |
е |
в |
е |
о |
щ |
е |
ф |
а |
е |
т |
н |
о |
г |
о |
л |
т |
в |
о |
в |
а |
г |
х |
к |
и |
л |
е |
г |
о |
е |
р |
д |
о |
р |
р |
н |
и |
к |
н |
с |
б |
г |
о |
и |
р |
г |
г |
о |
н |
о |
м |
и |
к |
и |
о |
л |
н |
а |
е |
о |
Начинать со звёздочки.
*в |
р |
ь |
п |
о |
в |
п |
л |
ь |
с |
л |
ь |
л |
ч |
а |
л |
а |
с |
о |
с |
е |
т |
г |
е |
д |
е |
у |
т |
е |
р |
р |
д |
и |
т |
а |
о |
л |
о |
т |
ч |
и |
к |
и |
у |
о |
х |
и |
с |
т |
о |
в |
а |
х |
а |
м |
с |
к |
л |
в |
п |
т |
а |
е |
р |
т |
е |
р |
э |
к |
г |
о |
о |
с |
о |
м |
н |
е |
р |
Начинать со звездочки.
*а |
р |
т |
и |
м |
у |
е |
л |
р |
а |
с |
т |
а |
ф |
р |
у |
х |
т |
с |
к |
з |
в |
и |
в |
т |
и |
л |
р |
с |
о |
д |
о |
ж |
н |
и |
ы |
ю |
р |
а |
о |
н |
а |
г |
к |
т |
о |
к |
т |
н |
а |
к |
р |
р |
т |
р |
р |
ф |
о |
у |
п |
м |
п |
о |
з |
и |
т |
о |
е |
с |
ж |
у |
о |
т |
л |
ь |
Хаос профессий (ответы)
Карточка № 1
Зоотехник |
Ветеринар |
Кинолог |
Геолог |
Агроном |
Биолог |
Лесник |
Овощевод |
Географ |
Хаос профессий (ответы)
Карточка № 2
Врач
|
Воспитатель |
Тренер |
Учитель |
Психолог |
Парикмахер |
Экскурсовод |
Следователь |
Стоматолог |
Хаос профессий (ответы)
Карточка № 3
Артист
|
Композитор |
Журналист |
Художник |
Ювелир |
Фотограф |
Музыкант |
Реставратор |
Скульптор |
Этап № 2 «Профессия на букву…»
Упражнение используется для актуализации и расширения знаний о профессиях.
Понадобятся лист А4, ручка, секундомер или таймер (на часах, телефоне, плеере и т.д.) В результате выполнения этого упражнения вы можете оценить свои знания о существующих профессиях, их содержании, проверить свой темп деятельности.
- Выберите на ваше усмотрение две буквы русского алфавита, с которых, как вам кажется, начинается много слов. Например, «к» и «м».
- Возьмите лист А4, разделите его на 4 одинаковые колонки. Над первой колонкой поставьте букву «к», над третьей - букву «м»
- Заполните колонку №1 - профессии на букву «к» за отведенное время.
- Повторите еще раз инструкции № 3 и 4 - для буквы «м». Должно было получиться две колонки с профессиями, чередующиеся с двумя незаполненными колонками.
- Во второй колонке, напротив каждой профессии напишите словосочетание, которое указывает на основную деятельность этой профессии. Например, в первой колонке - «крановщик», во второй колонке - «управляет краном».
- То же самое проделайте с профессиями на букву «м».
- Ведущий задает время - 5 минут.
Этап № 3 «Профи-тест»
Выбери те правильный ответ из 4-х вариантов.
1. Какой писатель познакомил детишек всего мира с тем, чем пахнут ремесла?
- Джанни Родари;
- Владимир Маяковский;
- Агния Барто;
- Сергей Михалков.
2. Кто на съемках кинофильма вместо актера прыгает из окна третьего этажа дома?
- гример;
- режиссер;
- каскадер;
- сценарист.
3. Где работает брокер?
- в банке;
- на бирже;
- на базаре;
- на ипподроме.
5. Кто в больнице погружает в глубокий сон пациентов?
- физиотерапевт;
- анестезиолог;
- рентгенолог;
- гипнотизёр.
6. Кто надевает во время работы самый дорогой в мире костюм?
- летчик;
- автогонщик;
- аквалангист;
- космонавт (цена костюма - около 9 млн. долларов).
7. Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?
- хранитель;
- реставратор;
- экскурсовод;
- ресторатор (занимается ресторанным бизнесом).
8. Что делает визажист?
- визы;
- макияж;
- пластические операции;
- художественные фотографии.
9. Кто такой статист?
- специалист по статистике;
- человек со статной фигурой;
- автор газетных или журнальных статей;
- актер, исполняющий второстепенные роли.
10. Как называется профессиональный переносчик чемоданов на железнодорожном вокзале?
- носитель;
- несун;
- носильщик;
- передвижник.
11. Как называется прибор, который медики используют в работе?
- тонометр;
- камертон;
- баритон;
- криптон.
12. Как называется специалист по монтажу в кинематографии?
- монтажер;
- монтажист;
- монтер;
- монтажник.
13. С представителем какой профессии сравнивают грязнулю?
- трубочист;
- шахтер;
- нефтяник;
- дворник.
Этап №4 «Конкурс анаграмм по профессиям»
Анаграмма - слово, полученное путем перестановки букв другого слова или группы слов.
Командам нужно отгадать зашифрованные профессии:
Время выполнения - 5 минут
Перо+рота |
оператор |
Ас+титр |
артист |
Кит +род |
диктор |
Кантузмы |
музыкант |
Овод+экскурс |
экскурсовод |
Ор+композит |
композитор |
Гео+раф+хор |
хореограф |
Бал+тестер+мей |
балетмейстер |
Архипова |
повариха |
Кулон |
клоун |
Сопло |
посол |
Тёрка |
актёр |
Этап № 5 «Самая-самая…»
Задание с элементами юмора.
Командам выдаются листы, на которых в левом столбце уже напечатаны необычные характеристики профессий. Командам необходимо написать как можно больше профессий, подходящих под эти характеристики. За каждую правильную профессию команда получает 1 балл.
Назовите профессии:
- Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...)
- Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
- Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
- Самая волосатая (парикмахер...)
- Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...)
- Самая смешная (юморист, клоун, пародист...)
- Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
- Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик).
Этап № 6 «Бюро находок» или «Профсловарь»
На столе или на слайдах презентации (в зависимости от формы проведения игры) участники видят наборы орудий труда, по которым нужно определить, к какой профессии они относятся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
- Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
- Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
- Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
- Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
- Письма, газеты, сумка (почтальон)
- Градусник, шприц (врач)
- Расческа, ножницы (парикмахер)
- Парик, костюм (актер)
Этап № 6 «Профсловарь»
Ведущий предлагает определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые он зачитывает, а участники видят на экране.
- Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. (Архитектор)
- Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной)
- Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. (Cтоляр)
- Белый халат, больной, поликлиника, диагноз. (Врач)
- Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (Журналист)
- Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. (Агроном)
- Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность. (Машинист локомотива)
- Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. (Контролер банка)
- Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. (Артист)
- Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма (лопаточка с изящно изогнутой ручкой), стена, кладка. (Строитель)
- Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент. (Слесарь-сантехник)
Этап № 6 «Веселая викторина о профессиях»
- Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером.)
- Назовите самого известного во всём мире парикмахера (цирюльника). (Фигаро.)
- Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Кучеру, а теперь шофёру.)
- Кто на все руки мастер? (Перчаточник.)
- Кто погружается в работу с головой? (Водолаз, а ещё и дрессировщик, засовывающий свою голову в пасть тигра.)
- Человек, работающий с огоньком, - это… Кто? (Пиротехник.)
- Врач, который видит пациентов насквозь, - это... (Рентгенолог.)
- Кто из учёных ворон считает? (Орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение.)
- Кто без понукания свою работу не делает? (Кучер, который понукает коня, чтобы заставить его идти быстрее.)
- Самый сладкий мастер - это... Кто? (Кондитер.)
- Назовите имя самого известного в нашей стране ветеринара. (Айболит, ведь он лечил зверей.)
- Носильщик в ресторане - это… Кто? (Официант.)
- Запряжённый извозчик в восточных странах - это... Кто? (Рикша.)
- Врач «переломного» («гололёдного») периода - это... Кто? (Травматолог.)
- Постовой вместо светофора - это… Кто? (Регулировщик уличного движения.)
- Реаниматор машины - это… Кто? (Автомеханик.)
Этап №7 «Кроссворд»
Участникам выдается бланк с кроссвордом. За 5 минут команде необходимо его, вписывая слова в клетки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи.
- Специалист по составлению и оформлению композиций из растительных и других природных материалов.
- Специалист, который занимается лечением, устранением и профилактикой дефектов внешности (кожи, волос и ногтей). Он проводит хирургические и нехирургические манипуляции и процедуры, оказывающие благотворное влияние на человеческий облик: укрепляющее, релаксирующее, стимулирующее, тонизирующее, очищающее.
- Дизайнер или художник по макияжу, мастер косметического и живописного украшения лица.
- Ревизор, финансовый контролер, занимающийся независимым контролем финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций.
- Рабочий, выполняющий обработку металлов, древесины и других твердых материалов на специальных станках: многолезвийным режущим инструментом с вращательным движением.
- Мастер приготовления пищи.
- Специалист, ведающий разрешением правовых вопросов.
После прохождения всех этапов игры определяется победитель. Команда, набравшая наибольшее количество баллов на основании правильных ответов, побеждает. Второе и третье место присуждается командам на основании заработанных баллов.
Ведущий объявляет итоги. Победителям и призерам вручают грамоты, кто остался вне пьедестала получает сертификат участника.
Используемые источники
- https://steblyankina-e.ucoz.ru/Vneur-deyat/klass-4as/zanimatelnaja_proforientacija-igry-zadanija-golovo.pdf
- https://portal2011.com/kvest-igra-proforientatsii-puteshestvie-mir-tvor/
- http://tat-anat.ucoz.ru/load/vneklassnye_meroprijatija/proforientacija/intellektualnyj_konkurs_mnogo_professij_khoroshikh_i_raznykh/17-1-0-619
- https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/konkursnaia_proghramma_po_proforiientatsii_vsie_raboty_khoroshi
- https://videouroki.net/razrabotki/kviest-ighra-po-proforiientatsii-profiessii-vokrugh-mienia.html