Коммуникативная площадка «Практика идей» (педагогический проект)

Разделы: Общепедагогические технологии, Руководство учебным проектом


1. Обоснование актуальности проекта с точки зрения развития

Бытует мнение, что сегодня, в век цифровых технологий, гуманитарная составляющая образовательного процесса, не имея прямого прикладного, утилитарного назначения, теряет свою значимость в глазах современного школьника. Познавательная активность обучающихся снижена в таких дисциплинах как: литература, история, обществознание. Попробуем рассмотреть эту проблему с точки зрения самого обучающегося. Понятие «гуманитарный» определяется через словосочетание: «имеющий отношение к человеческой личности». [1]. Чтобы действительно ответить на вопрос: существует ли у детей запрос на «личностное»? - необходимо их услышать, но возможность такая возникает, если мы готовы предметные рамки коммуникации на занятии сделать чуть более подвижными. Что это значит?

Сегодня школа - это прежде всего пространство образования, где основная задача коммуникации - развитие. Контент для коммуникации обеспечивает наука. Несмотря на то, что современное школьное образование личностно-ориентировано, ценность «индивидуального, субъектного» в школьном пространстве часто значительно снижена по сравнению с предметными навыками. «Личностное» понимается как «уважительное отношение» к учащемуся. Но если «личностное» коррелирует с «миром вокруг», познавательная активность довольно высока, познание вкупе с осмыслением его результатов становится составляющей мировоззрения, инициативной позицией обучающегося.

Процесс познания и процесс самопознания неотделимы друг от друга, чтобы эти процессы были динамичны, чтобы противоречия находили выход к созидательным идеям, а не саморазрушению, необходима продуктивная коммуникация, которая может вывести внутренний диалог в плоскость творчества, где сопровождающий педагог понимает уникальность пути каждого школьника и в то же время не теряет из виду зону ближайшего развития ребёнка. В контексте учебного общения реализуется успешное совместное творчество. Как замечает исследователь И.П. Соловьёва: «совместная деятельность имеет не только внешние атрибуты, но и внутреннее содержание сотрудничества (творчество), которое ведёт к саморазвитию субъектов (педагог, ученик) образовательного процесса, проявлению их личностных функций. Такая деятельность приводит не к воспроизведению знаний в форме стандартных решений, а к «познавательной интеллектуальной инициативе»» [2].

В результате осознания необходимости включения в рамки школы «личностного» возникла идея создать в учебном пространстве коммуникативную площадку, которая будет объединять детей не только по возрастному критерию, но прежде всего по познавательной активности. Коммуникативная площадка «Практика идей» была предложена как метод работы в урочной и во внеурочной деятельности.

Тематика коммуникативной площадки меняется в соответствии с возникающими вопросами. Но на этапе самоопределения в деятельности от модератора в ходе коммуникации участник может услышать вопросы: это действительно тебя волнует, какой именно факт? Что ты вкладываешь в это понятие? Какие ещё понятие с ним связаны? Каким ты хотел бы видеть будущее (взаимоотношения и т.д.)? Каким ты видишь выход из этого противоречия? Если бы у тебя была возможность, что бы ты изменил, исправил, создал в первую очередь? Почему для тебя это важно? Так ли это важно? Самоопределение-ключевой шаг в самостоятельной познавательной деятельности, в деятельности проектной.

Ещё Сократ говорил о том, что человек узнаёт себя в диалоге: в диалоге с другими, в диалоге с прекрасным. Методической основой для коммуникативной площадки стал метод сократического диалога, посредством участия в котором обучащийся получает возможность самоактуализации. Как утверждает исследователь О.Э. Иванова: «… сократический диалог обучает совместному решению проблем. «Учитель», беседуя с «учеником», организует коммуникативный запуск критического и творческого мышления: стимулирует проявление любознательности, выработку собственного суждения, логически обоснованного, верифицируемого, нестандартного по отношению к предшествующему личному опыту собеседника. Это позволяет «подняться» над проблемой, подходя к ее решению осмысленно и релевантно поставленным целям.» [3]

2. Цель и задачи проекта

Цель: формирование школьного сообщества, которое будет реализовывать познавательную активность и осуществлять личностное становления в процессе работы над гуманитарными проектами, исследованиями.

Задачи проекта:

  1. Организовать коммуникативную площадку для обучающихся.
  2. Сформировать команду учителей, которая будет методически обеспечивать функционирование школьной коммуникативной площадки «Практика идей» в урочной и внеурочной деятельности.

3. Коммуникативная площадка «Практика идей» начала свою работу

Приведём фрагменты деятельности.

2019-2020 гг. На уроках литературы ребята (9-е классы) в процессе ознакомления с произведениями, после самостоятельного просмотра спектакля озвучивали «личностные» вопросы. Посредством учебного диалога выяснилось, что соприкосновение с системой авторского мышления помогло им увидеть себя «как в зеркале», обнаружить запрос на развитие. Иногда, озвучивая «частные» вопросы в дискуссии, обучающиеся помогали другим более внимательно пойти по пути «самопознания».

Так «Личностный вопрос» о феномене чтения был обращен в практику осмысления и совместную работу над проектами: «Журнал «Young to young»» (см. фото фрагментов) и «Буктрейлер для тебя».

(фото фрагментов журнале «Young to young»)


https://rutube.ru/video/01bb6790b8cc299ed780f352ff62a668/ (rutube канал «Практика идей»). Эффект данных проектов в том, что статьи, буктрейлеры стали инструментом для мотивации чтения (как собирания личностных смыслов) у других ребят.

Участники совместной проектной деятельности смогли презентовать свои работы на конференциях разного уровня.

2021-2022 гг. На уроках литературы (6-7 классы) обучающиеся заметили, что у слов есть свойство «вдохновлять» Педагог остановился на открытии детей и в ходе учебного диалога вывел их к вопросу о природе слова, текста. Каждый из обучающихся для исследования остановился на словах, которые, как им кажется, их воодушевляют, и пытался исследовать «вдохновляющую силу» этих слов, их культурный портрет: звучание в поэзии, в поговорках, в названиях картин. В процессе работы нашёлся текст, который объединял все слова, «Летний вечер» А.С.Блока. В соответствии с выявленными коннотациями подобрали музыку, выбрали иллюстрации из числа тех, которые нарисовали их одноклассники к данному стихотворению и совместно с учителем создали ролик. Ролик продемонстрировали одноклассникам https://rutube.ru/video/private/219ab88be715527f2b2de93e61c1f9d7/?p=dZ_5piUJKfsGstyTPtRv8Q, В ходе обсуждения выяснилось, что характеристики восприятия зрителями «продукта (ролика)» отражают выявленные коннотации. Рефлексия показала, что юные исследователи пришли к пониманию коннотации слова.

Замысел коммуникативной площадки «Практика идей» также реализуется на уроках курса «Индивидуальный проект» для старшеклассников. Форма учебного диалога позволяет активизировать внутреннюю мотивацию. Именно учебный диалог может актуализировать вопросы личного становления, самореализации обучающегося, поиска ответов на острые вопросы. В таком случае рамки проектной, исследовательской деятельности могут не совпадать с рамками научной, понятийной системы какого-либо школьного предмета. Обучающийся имеет возможность выйти на метауровень. Например, ученица 11-го класса призналась, что её беспокоит такое явление, как насилие над женщинами в семье. В результате она исследовала правовой контекст этой проблемы и наметила план выхода из подобных ситуаций на государственном уровне. Нужно отметить, что старшеклассники часто обозначают в качестве приоритетной для себя познавательной траектории - исследование личностных качеств, социальных явлений, особенности взаимодействия с родителями. В таком случае выявляется необходимость диалога со школьным психологом, который всегда отзывается на запрос детей.

4. Краткая характеристика предполагаемых изменений (основная идея проекта) с описанием предполагаемой и реальной ситуации

Коммуникативная площадка «Практика идей» - это способ развития сообщества юных исследователей, проектировщиков, созидателей, творческих личностей. Коммуникация стимулирует познавательную активность и созидающую деятельность обучающихся. Основная задача сократического диалога - вывести диалектику познания в продуктивное русло, тем самым, намечая траекторию деятельного развития обучающегося. Создаётся школьная среда, где созидание приравнивается к важному поступку.

Список литературы

  1. Словари и энциклопедии на Академике
    URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/
    894/%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%
    B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%
    B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9
  2. Соловьева Ирина Петровна Личностный подход как методология и технология научно-методического сопровождения педагогических коллективов // Вестник ЛГУ им. А.С.Пушкина. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnyy-podhod-kak-metodologiya-i-tehnologiya-nauchno-metodicheskogo-soprovozhdeniya-pedagogicheskih-kollektivov (дата обращения: 20.06.2022).
  3. Иванова Ольга Эрнстовна, Точилкина Татьяна Григорьевна Сократический диалог как обучение совместному решению проблем // АНИ: педагогика и психология. 2017. №3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sokraticheskiy-dialog-kak-obuchenie-sovmestnomu-resheniyu-problem (дата обращения: 20.06.2022).