Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.3 части 3)

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: ОГЭ, сочинение-рассуждение


Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

  • образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; о композиции сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, о способах толкования слова, о правилах написания аргументов.
  • развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текст публицистического характера;
  • воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; анализ, умение доказывать;
  • личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, способность к самооценке действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф. Как вы его понимаете? О каком чувстве мы будем сегодня говорить?

II. Актуализация знаний

Слово учителя: слова древнего китайского философа

Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 9.3). Ребята, давайте сформулируем задачи урока.

  • Мы будем анализировать текст,
  • Сформулируем тезис-определение,
  • Прокомментируем его, приведём примеры-аргументы,
  • Напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

Учитель: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Признать свои ошибки?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один - из прочитанного текста, второй - из вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказ или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивает 0 баллов. Сочинение пишите разборчивым почерком

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения. Мозговой штурм.

Ответ ученика: Тезис, аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика: Тезис − это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы − это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения.

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

Ответ ученика:

  • Вступление. Определение предложенного в задании слова.
  • Комментарий определения.
  • Первый пример - аргумент из текста
  • Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта
  • Заключение-вывод

III. Работа по сбору материала к сочинению

Предлагаю поразмышлять над понятием «уважение», определить лексическое значение этого слова. Для этой работы мы проведем «Мозговой штурм».

Ответьте на вопросы на листочках. Работаем в парах.

Беседа с использованием приема Мозговой штурм

Вопросы учителя

Примерные ответы учащихся

Что значит признать ошибки

Почему важно признавать ошибки

Слово учителя: Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика: Синонимы: Признать ошибки.

Ответ ученика: Антонимы

Обратимся к словарю:

IV. Слово учителя: Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

Ответы учащихся:

  1. Описательный
  2. Синонимический

Памятка №2

Способы
толкования слов

Выражается

Примеры

Описательный

Jписательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Синонимический

Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Слово учителя: Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису - 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

V. Творческая практическая деятельность

Чтение текста.

Слово учителя: Обратимся к тексту Веллера Михаила Иосифовича (род. в 1948 г.) - современный российский писатель, лауреат литературных премий.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Беседа

Слово учителя: Какую проблему поднимает в тексте автор?

Ответ ученика: Проблему признания ошибок

Слово учителя: Какова основная мысль текста? Запишем.

VII. Включение в систему знаний

Слово учителя: Следующий этап - аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров - аргументов (Памятка №1) и речевые клише.

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «уважение», приведу пример из жизни.

Слово учителя: Обратимся к тексту В.Белова и сформулируем аргумент. В конце работы подсчитайте количество слов, включая предлоги, союзы, частицы и сделайте пометку на полях своей тетради. Проверьте при помощи словаря, есть ли у вас ошибки, пользуясь памяткой «Критерии оценивания сочинения-рассуждения» оцените свою работу. (Самопроверка). Можете дать устные или письменные рекомендации друг другу для улучшения работ.

Учитель: Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Аргументы из жизни:

  • исторические факты;
  • высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.
  • СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)
  • примеры из читательского опыта
  • результаты личных наблюдений
  • биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)
  • культурные, национальные традиции (народная мудрость).

Речевые клише:

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…
…(автора)
В жизни мы часто наблюдаем...
Однажды я был свидетелем события, которое…
Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

Выступления учащихся:

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение
(вывод)

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что...
Таким образом, можно заключить, что...
В заключение я хочу сказать, что...
Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, почему необходимо признавать ошибки?

Ответ ученика:

Слово учителя: Молодцы! Перед нами - почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII. Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

  • Я научился …
  • Было трудно ..
  • У меня получилось...
  • Теперь я могу …
  • Урок дал мне для жизни ..

IX. Итог урока

Ребята, уважайте и любите окружающих вас людей, мир вокруг вас и вы будете уважать самого себя.

Вопросы

ответы

Что значит признать свои ошибки?

Почему важно признавать свои ошибки?

Вопросы

ответы

Что значит признать свои ошибки?

Почему важно признавать свои ошибки?

Вопросы

ответы

Что значит признать свои ошибки?

Почему важно признавать свои ошибки?

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..

Я научился …
Было трудно ..
У меня получилось...
Теперь я могу …
Урок дал мне для жизни ..