Одна из моих сторон "Я" – темперамент"

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: темперамент, темперамент человека


Цель урока

Формирование первоначального представления о темпераменте и его типах. Осознание своего типа темперамента. Понимание положительных сторон каждого темперамента.

Задачи урока

Обучающие - развитие познавательного интереса к правилам эффективного общения, конструктивного сотрудничества, включение в познавательную деятельность, овладение учащимися навыками эффективного общения, приобретение психологических знаний по теме «Темперамент.
Воспитательные - формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме, развитие способности осознавать и выражать свои чувства.
Развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии,

Планируемый результат

Первый уровень результатов - приобретение гимназистами социальных знаний (теоретические аспекты изучаемого вопроса), первичное понимание материала по теме «Темперамент».
Второй уровень результатов - получение гимназистами опыта переживания полученных знаний через тренинговые упражнения, анкетирование, совместное выполнение заданий; ценностное отношение к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов - использование полученных знаний в самостоятельном общественном действии.

Основные понятия

«Темперамент», «тип нервной деятельности», «холерик», «сангвиник», «меланхолик», «флегматик», Гиппократ

Межпредметные связи

Основы религиозных культур и светской этики, окружающий мир

Ресурсы:
- основные
- дополнительные

Отрывок мультфильма «Золотой ключик». Иллюстрации персонажей сказки "Золотой ключик или приключения Буратино"

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, тренинговая

Планируемый результат

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- уважительное отношение к иному мнению, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, и планирование сотрудничества;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

- готовность и способность учащихся к самопознанию и саморазвитию;
- сформированность ценностно-смысловых установок, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
- развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

- освоение личностной рефлексии;
- определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Эпиграф

Единственная известная мне роскошь -
это роскошь человеческого общения.

А.С.Экзюпери

Этапы урока

Деятельность педагога- психолога

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Организационный момент.
Самоопределение к деятельности

Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Сегодня мы с Вами окунемся в мир человеческого общения и узнаем что-то новое о себе. Для начала я хотела бы, чтобы Вы улыбнулись друг другу, а я улыбнусь Вам и начнем урок на позитивной нотке. Приветствуют педагога-психолога и сверстников

Регулятивные УУД:
освоение личностной рефлексии; определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества; умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ЛичностныеУУД: самоопределение, развитие мотивов учебной деятельности, развитие этических чувств, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Познавательные УУД:
развитие операции сравнения, установления аналогий.

Упражнение «Настрой»
Кто хочет сегодня на занятии узнать, что-нибудь новое о себе, поднимите две руки вверх.
Кто постарается быть внимательным, хлопните 3 раза в ладоши.
И наконец, кто будет активным на занятии, поднимите большой палец правой руки.

Осуществляют самооценку готовности к уроку.

Подготовка к восприятию
Цель: при просмотре отрывка мультфильма и размышлению над вопросами подвести к определению темы
- Ребята, посмотрите на слайд. Вам знакомы эти герои? Давайте сначала вспомним знакомых вам сказочных героев из известной вам сказки.
Показ отрывка мультфильма «Золотой ключик». (Приложение 1)
Психолог демонстрирует детям иллюстрации персонажей сказки "Золотой ключик или приключения Буратино" - изображения Буратино, Артемона, Черепахи Тортиллы, Пьеро. (Презентация, слайд 2)
- Ребята, давайте вспомним и назовем, как ведут себя эти персонажи в различных жизненных ситуациях, какие качества поведения для них характерны?
Отвечают на поставленные вопросы, смотрят отрывок мультфильма

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; готовность слушать собеседника и вести диалог; уважительное отношение к иному мнению, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Регулятивные УУД: определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Познавательные УУД:
развитие операции сравнения, классификации, анализа, установления аналогиий

Актуализация
знаний
Ребята, какие черты поведения характерны для Буратино, какой он?
Дети отвечают с места, психолог, дополняя и поправляя их ответы, записывает качества в таблицу, предлагает детям также заполнить их собственную таблицу, в начале, первый столбик. (Приложение 2) (Презентация, слайд 3)
- веселый
- энергичный
- подвижный
- возбудимый
- настойчивый
- общительный
- раздражительный
- не умеющий сдерживать свои эмоции
Место в таблице около знака "+" не заполняется
Отвечают на вопросы,
работают с индивидуальными карточками-таблицами
Ребята, вспомните, а какой Артемон?
- спокойный
- оптимистичный
- устойчивый
- уравновешенный
- подвижный
- уверенный
Отвечают на вопросы,
работают с индивидуальными карточками-таблицами, заполняют второй столбик таблицы.
Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста, Черепаху Тортиллу.
- малоподвижная
- неэмоциональная
- спокойная
- терпеливая
- мудрая
- сосредоточенная
- внимательная
Отвечают на вопросы, заполняют третий столбик таблицы.
А что мы можем сказать о Пьеро, вспомните, какой он?
- впечатлительный
- ранимый
- робкий
- обидчивый
- плаксивый
- необщительный
Отвечают на вопросы, заполняют последний столбик таблицы.
- Ребята, как вы думаете, обладаем ли мы с вами, обыкновенные не сказочные люди, перечисленными нами качествами? Отвечают на вопрос
Определение темы занятия - Конечно, все эти и многие другие черты характерны для людей. Ребята, ученые давно подметили, что разные люди на одни и те же события реагируют по-разному. Знаменитый древнегреческий врач Гиппократ еще 2,5 тысячи лет назад разделил человечество на 4 основных типа и назвал их -? М.б кто-то уже знает, на какие 4 группы Гиппократ разделил всех людей?
Если дети ответят правильно сами, похвалить их и подтвердить правильность ответа. Если дети затрудняются ответить, произнести термин "Темперамент".
Определяют тему внеурочного занятия

Знакомство с классификациями темперамента

- Гиппократ в неповторимом многообразии человеческих черт увидел 4 основных типов нервной деятельности. Он выделил следующие типы темперамента: ? Вопрос к детям, м.б. они уже знакомы с типами темперамента, если ответить затрудняются - названия произносит педагог-психолог. (Презентация, слайд 4)

- холерик (записываем термин в пустую верхнюю ячейку первого столбца таблицы)
- сангвиник (делаем то же для второго столбца)
- флегматик
- меланхолик

- Итак, темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том, насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко переживает разные события. (Презентация, слайд 5)

Работают с индивидуальными карточками-таблицами

Динамическая пауза

Цель: создание ситуации расслабления, активизация концентрации внимания

Упражнение-разминка «Дружно встать»
Психолог отвернувшись, показывает определенное количество пальцев на руке. Затем считает до 3 и поворачивается. Детям нужно встать по количеству показанных пальцев.

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД:
установление простых причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, и планирование сотрудничества;
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные УУД:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Продолжение знакомства с классификациями темперамента, выделение положительных качеств в каждом типе.

- Ребята, каждый темперамент обладает положительными качествами, которые каждый человек может с успехом использовать в своей деятельности. Давайте выделим эти качества и занесем их в нашу таблицу в особую графу под знаком "+"(Презентация, слайд 6)
Для холериков это: энергичность, общительность, настойчивость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой
Для сангвиников это: быстрая реакция, способность длительно и напряженно работать, перестраиваться с одного вида деятельности на другой
Для флегматиков это: приняв решение, доводят его до конца, "труженики жизни"
Для меланхоликов это: чувствительность, способность сочувствовать, сопереживать, хорошо выполнять тонкую работу

Отвечают на вопросы,
работают с индивидуальными карточками-таблицами, заполняют столбики таблицы под знаком «+»

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли; готовность слушать собеседника и вести диалог; уважительное отношение к иному мнению, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Регулятивные УУД: определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
Познавательные УУД:
развитие операции сравнения, классификации, анализа, установления аналогий

Рефлексия деятельности
Цель: проверить способность самооценки, оценка своеобразие каждого учащегося для взаимодействия друг с другом.
- Ребята, предлагаю вам провести небольшое исследование. (Презентация, слайд 7-11)

Регулятивные УУД:
освоение личностной рефлексии;
Личностные УУД:
готовность и способность учащихся к самопознанию и саморазвитию

Регулятивные УУД:
установление простых причинно-следственных связей; освоение личностной рефлексии

Коммуникативные УУД:
умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Личностные УУД:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
Познавательные УУД:
овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

Знакомство с явлением смешанного темперамента

Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.
1. Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
А) Легко включаешься в работу;
Б) Активно действуешь;
В) Действуешь спокойно, без лишних слов;
Г) Действуешь робко, неуверенно.

2. Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?
А) Говоришь, что больше так делать не будешь;
Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;
В) Выслушиваешь молча;
Г) Молчишь, обижен, переживаешь.

3. Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя ситуациях?
А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;
Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;
В) Медленно, спокойно, но уверенно;
Г) С большой неуверенностью.

4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?
А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;
Б) Активен, очень возбужден;
В) Спокойно рассматриваешь окружающее;
Г) Робок, растерян.

Работают с карточками "Мой идеальный характер"

Отвечают на вопрос.

Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.
А - сангвиник.
Б - холерик.
В - флегматик.
Г - меланхолик.

Ответы детей.

Определяют свой

- А сейчас мы проведем еще одно интересное исследование. Найдите на рабочем столе карточку с надписью "Мой идеальный характер" и прикрепленными к ней терминами различных качеств человека. Разложите данные вам термины и выберите из них те качества, которые вы хотели бы видеть у себя. Приклейте выбранные вами термины на вашу карточку. (Приложение 3)
Термины с качествами человека напечатаны на цветной бумаге, цвет которой совпадает с выбранным учителем "цветом" темперамента уже заполненных ранее таблиц.
- Ребята, выбирая идеальные черты своего характера, вы невольно продемонстрировали свои настоящие качества или качества, значимые для вас, которые могут проявиться позже. А теперь, давайте обратим внимание на цвет выбранных вами терминов. Все качества одного темперамента я расположила на бумаге одного цвета, который совпадает с соответствующим цветом на нашей таблице темпераментов. Поднимите все свои "идеальные черты", что мы можем сказать о цвете ваших карточек? (Приложение 4)
(Предполагается, что они будут разноцветными.)
- Они разноцветные. О чем говорит данный факт?
(О том, что у нас наблюдаются черты сразу нескольких типов темперамента.)
- Действительно, не бывает чисто выраженного одного типа темперамента, он всегда смешанный и состоит из признаков всех 4-х темпераментов. Один или два типа темпераментов могут наиболее ярко выражаться, а другие проявляться незначительно.
- А теперь, ребята, на основе уже полученных знаний, определим свой собственный темперамент.

темперамент

Заключение.

Цель: Подведение итогов, обобщение нового материала.

Притча

Жило-было одно племя. Однажды ночью на них, тихо подкравшись, напали враги-соседи. И перебили ли бы они всех спящими, если бы от шороха не проснулся самый возбудимый и чувствительный - ХОЛЕРИК. Он быстро вскочил и, не одеваясь, без оружия бросился на врага. Конечно, он был убит, и, причем очень быстро. Но услышав, как убежал холерик, проснулся тоже чувствительный, но более адекватный САНГВИНИК. Он понял, что произошло, быстро схватил дубину и побежал сражаться. Он сражался более продолжительное время, нежели холерик, но из-за явного преимущества противник также был убит. Пока сражался сангвиник, проснулся ФЛЕГМАТИК. Он разбудил своих соплеменников, они оделись, вооружились и включились в борьбу. Сражение продолжалось долго, но из-за малой численности почти все были уничтожены.
И племя вымерло бы совсем, если бы за камень не спрятался и благодаря этому выжил бы МЕЛАНХОЛИК. Языком образов данная притча говорит нам, что в каждом из темпераментов есть + качества, свои преимущества. Их надо уметь видеть и использовать, для пользы дела, например, активность для спорта. Исходя из своей природы, человек может достигнуть определенных высот в том деле, которым занимается.
- Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своих одноклассников, друзей и его особенностях. Надеюсь, это поможет Вам избежать ссор, обид и конфликтных ситуаций.
- Вспоминайте чаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций.
- Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.
- Спасибо за урок.

Регулятивные УУД:
установление простых причинно-следственных связей.

Регулятивные УУД:
определение общей цели и путей ее достижения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

Личностные УУД:
сформированность ценностно-смысловых установок, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;