Дидактическая игра как один из способов включения детей в учебную деятельность

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании привело к появлению новых методов и форм проведения занятий. Также это значительно расширило круг возможностей традиционных форм обучения путем использования продуктов, разработанных на основе ИКТ - электронных средств обучения (учебно-методических мультимедиа материалов, удаленных лабораторных практикумов, компьютерных тестов, тренажеров, электронных учебных пособий (ЭУП) и т.д., а также компьютерных дидактических игр).

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности - учащийся, т.е. непосредственный участник одной из форм общественно значимой деятельности, требующей большого напряжения сил. К детям в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Психологи считают, что в целом уровень психического и физического развития детей позволяет им успешно справляться с систематической учебной работой в условиях общеобразовательной школы. В то же время приходится учитывать, что дети отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания, ситуативностью поведения. Многие исследователи пишут, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживается в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществляется формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д.

Родоначальником теории игры в науке считается К.Д.Ушинский. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания. К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Сегодня одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, признаётся дидактическая игра. Она может выступать как превосходный мотиватор, обеспечивающий внимание обучаемых в ходе получения нового материала, его закрепления, либо при контроле полученных знаний.

Дидактическая игра является одним из лучших средств для формирования у детей умственной активности. Это связано с тем, что такая игра способствует активизации психических процессов и вызывает у детей неподдельный интерес к процессу познания.

С помощью игры гораздо проще сделать любой учебный материал более увлекательным, при этом обучающиеся с удовольствием будут стараться преодолеть все возникающие трудности. В результате дети учатся преодолевать трудности, развивают различные умения и способности, а при прохождении в игре очередного уровня и у них возникает чувство удовлетворения, которое облегчает процесс усвоения знаний.

Кроме того, игра - один из лучших способов включения детей в учебную деятельность, а также возникновения у детей эмоционального отклика на предлагаемые им воспитательные и учебные технологии.

Под дидактической игрой принято понимать метод обучения, форму либо средство организации образовательного процесса. Однако от других форм имеется ключевое отличие - присутствие игрового действия и дидактической задачи, решение которой должен найти игрок в ходе игры.

Также имеется отличие от традиционной компьютерной игры. Оно состоит в том, что компьютер является непосредственным участником игры, так как он может выполнять различные функции:

  • выступать в роли ведущего игры, игрока-партнера, архитектора игрового пространства;
  • контролировать ход игры и определять ее результаты;
  • организовывать игровое взаимодействие.

Основной нюанс, который следует учитывать при разработке дидактической компьютерной игры, состоит в том, что разработчики необходимо изначально четко представлять структуры игры и ее ключевые компоненты, определяющие игру одновременно в качестве формы обучения и игровой деятельности.

Основные характеристики дидактической компьютерной игры:

  1. Игра является программой закрытого типа, то есть игроку предлагается в игровой форме решить несколько дидактических задач.
  2. В содержании дидактической компьютерной игры может присутствовать материал из различных тем, также могут включаться задания на логику.
  3. Жанр игры может быть абсолютно любым - квест, головоломка.

Большинство дидактических компьютерных игр характеризуются сложной иерархической структурой, где каждый элемент дополнительно может содержать в себе множество мелких единиц. При этом нельзя забывать, что основное предназначение дидактических игр - обучение ребенка, а не организация его досуга, поэтому к ним предъявляются более строгие требования. Основными из них являются:

  1. Наличие положительной нравственной направленности, то есть в играх не допускается создание сцен насилия и жесткости.
  2. Отсутствие агрессивного (жесткого) содержания, то есть события на экране не должны развиваться в стремительном темпе. Оптимальный вариант - у ребенка имеется возможность самостоятельно задать темп игры и при необходимости внести определенные корректировки.
  3. Обеспечение связи с педагогическим процессом, то есть дидактические игры не должны заменять традиционные формы обучения, а дополнять их и органически вписываться в структуру урока, обогащая тем самым педагогический процесс.

Фрагмент урока по информатике

Тема: «Алгоритмы и исполнители»

Цели:

  • предметные - формирование понимания смысла понятия «алгоритм»; умения анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; понимания терминов «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умения исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • метапредметные - развитие понимания смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимания ограничений, накладываемых средой на исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
  • личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.

Задачи:

  • обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
  • рассмотрение свойств алгоритма;
  • формирование навыков записи алгоритмов на формальных языках.

Этап урока - Этап закрепления

Дидактическая игра «Сядь на поезд»

Цель игры: создать условия для закрепления понятий алгоритм, способы записи алгоритмов, исполнитель.

Задача: Теперь немножко поиграем. На станцию прибыл поезд. Вам необходимо выбрать поезд и сесть в него. Если вы отвечаете правильно, то двигаетесь дальше. Если же нет, то придется сделать остановку и пересесть на другой поезд.

Ссылка на игру: https://www.umapalata.com/zexpo/game.html?LANG=RU&idGames=29254

Анализ фрагмента урока

Для проведения игры использовались наглядные средства. Это способствовало привлечению внимания учащихся к выполнению игрового задания. В процессе игры, учащиеся повторили понятия, изученные на уроке, тем самым, закрепив эту тему у себя в памяти. В процессе игры знания усваиваются значительно лучше, а их закрепление идет намного продуктивнее.

Игра была проведена на завершающем этапе урока, что способствовало активизации учащихся в конце урока, стимулированию их деятельности, игра способствовала также снятию напряжения, усталости, т.к. на этом этапе усталость учащихся особенно ощущается, они хуже работают, внимание становится рассеянным. Игра же, в свою очередь, способствует концентрации внимания на учебной задаче, позволяет учащимся сосредоточиться на сложном материале даже в конце урока, не требуя от них особого напряжения (процесс игры позволяет это осуществить).

Таким образом, данная игра способствует развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Игра способствует формированию учащихся интереса к предмету, т.к. игра создает более непринужденную обстановку на уроке, учащимся, при использовании такого средства обучения, проще высказать свое мнение, игра не требует от учащихся напряжения, они не испытывают чувство вины если сделают ошибку. Игра позволяет активизировать весь класс, в работу включаются слабые ученики, в процессе игры они чувствуют уверенность в своих силах.

Дидактические игры положительно влияют на повышение интереса к изучаемому предмету. Дидактические игры, использованные на занятиях, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои возможности, более полно пользоваться своими способностями. Дидактические игры на уроках создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам.

Используемая литература

  1. Андреева, Л.А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08: защищена 22.04.99: утв. 15.10.99 / А.Л.Андреева - Орел, 1999. - 228 с.
  2. Балыкина, Е.Н. Компьютерная дидактическая игра как компонента современных педагогических технологий / Е.Н.Балыкина, А.А.Приборович // Развитие методологических исследований и подготовка кадров историков в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Польша: сб. науч.ст.; под науч. ред. проф. А.Н.Нечухрина. - Гродно: ГрГУ, 2012. - С. 303-312.
  3. Дергачева, Л.М. Методические аспекты использования дидактических игр при организации учебного процесса в школе / Л.М.Дергачева // Применение новых технологий в образовании: материалы XVI Междунар. конф., Троицк, 28-29 июн. 2005 г. / МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - Троицк: «Тровант», 2005. - С. 24-25.
  4. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей/ М.В.Короткова, М.Т.Студеникин . - М., 1999. - С. 78-84.
  5. Леонюк, Н.П. Применение элементов игрового процесса в системах контроля знаний/ Н.П.Леонюк, Р.Е.Сердюков // Высшая школа: проблемы и перспективы: материалы 9-й Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 11-12 нояб. 2009 г. В 2 ч. Ч. 1 / Республ. ин-т высшей школы; редкол.: М.И.Демчук [и др.]. - Минск, 2009. - С. 301-303.
  6. Треков, А. Проектирование и разработка игр в образовании/ А.Треков, С.Мащенко // Российский неофициальный сайт Game Maker [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа: http://gmrus.ru/download/proektirovanie.doc. - Дата доступа: 16.11.2009.
  7. Чернова, Е.Н. Современные психолого-педагогические технологии обучения/ Е.Н.Чернова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/310937. - Дата доступа: 10.09.2009.
  8. Ссылка сайта для разработки дидактических игр: https://www.umaigra.com/