Социально значимый экологический проект "Берёзка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Авторы:
Семья Дробитько М.А.,
7 лет
подготовительная группа

Мама: Дробитько И.В.

Руководитель:
Ляшенко И.В.

Введение

Березку называют люди красавицей русских лесов. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «Счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи.

В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело - мир освещать, второе - крик утешать, третье - больных исцелять, четвертое - чистоту соблюдать. Нет дерева более близкого русскому человеку, чем береза. Вроде бы ничего особенного - ни ярких цветов, ни особенных размеров, но, тем не менее, это дерево по-особенному родное и теплое.

В нашем посёлке есть детский сад №1 «Берёзка», и в этом детском саду есть такая традиция, каждый раз, когда ребята ещё в маленьком возрасте приходят в детский сад они выращивают из семян берёзки, сажают их на территории, за территорией детского сада, чтобы, когда они выпускались, и о них помнили.

Тема моей работы актуальна, так как, проходя каждый раз мимо нашего детского сада с моей мамой, очень больно смотреть, как количество белоствольной берёзы уменьшилось вдвое. Я задалась вопросом: почему гибнут русские красавицы? И как предотвратить эту гибель?

Цель проекта: изучить влияние экстремально высоких температур и засухи на березы, дать оценку степени повреждения деревьев и найти оптимальные методы предотвращения гибели берез.

Задачи проекта:

  • Изучить информацию о березе с точки зрения различных областей наук.
  • Исследовать и описать экспериментальную площадку.
  • Провести исследование по изучению устойчивости березы к экстремально высоким температурам и засухе на территории детского сада Берёзка.
  • Провести акции: по очищению березовой аллеи на территории детского сада Берёзка

Гипотеза: Если о берёзе написано много стихов, песен, картин, значит, люди очень любят берёзу, и она чем-то полезна им. А свою Родину надо любить и беречь, значит, надо любить и беречь русскую берёзку.

Планируемый результат: Мы надеемся, что после нашей проектной работы люди обратят внимание на красоту окружающей природы и начнут относиться к ней бережно.

Этапы работы:

  1. Обсуждение проекта с руководителем, составление плана.
  2. Работа с литературой, подбор информации об истории развитии березы, её разновидностях.

Обзор литературы. Прежде чем приступить к выполнению экспериментальной работы, мы с моей мамой Ириной Владимировной и воспитателем Ириной Викторовной, подобрали и очень внимательно изучили соответствующую литературу.

Материал и методика исследования.

  • Время исследования: 2019-2022 год.
  • Объект наблюдения: берёза повислая.
  • Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опыты.
  • Объект наблюдения и место исследования: Детский сад №1 «Берёзка».

Краткая характеристика региона исследования. Экспериментальная площадка расположена на территории детского сада «Берёзка».

Результаты исследования. Наша группа сотрудничает с экологами нашего района, мы обратились с просьбой помочь нам семенами берёзки.

Сбор информации о берёзе

Береза единственное дерево, которое имеет настоящий белый цвет и выделяет белое вещество бетулин (по латыни береза - бетула). У других деревьев такой краски нет. Как известно, белый цвет хорошо отражает солнечные лучи. Бетулин помогает березе выжить ранней весной, не давая коре сильно нагреваться. В это время солнце днем уже пригревает, а ночью еще стоят морозы. Без этого вещества березе не выжить, оно защищает ее от солнечных ожогов. Белый цвет отражает солнечные лучи, поэтому береза такая прохладная на ощупь. Почти все виды светолюбивы, малотребовательны к богатству почвы, но плохо переносят уплотнение и отаптывание.

Предельная высота березы - 30 метров, а толщина - 80 сантиметров. Живет до 150 лет. На земном шаре насчитывается до 120 видов берез, а в России произрастает около 70 видов. Береза в диком состоянии встречается почти по всей территории нашей страны. Такое широкое распространение ее объясняется тем, что она очень неприхотлива по отношению к климату. Малотребовательна береза и к почвенным условиям. Она может расти на самых разнообразных почвах - начиная от очень сухих и бедных песков и кончая низинными болтами, где избыток воды и питательных веществ. Весной мы легко узнаем березу по появляющимся на ней сережкам. Это соцветия берез. Большие и длинные, красиво свисающие - мужские соцветия. Женские соцветия - короткие, прямостоячие, во время цветения они краснеют и становятся мохнатыми. Листочки блестят словно лакированные.

Они покрыты смолой, которая оберегает молодые листочки от частых перепадов погоды и затрудняет испарение влаги. Плоды у березы очень мелкие 1,5-4 мм и правильно называть их орешками. Созревают они поздней осенью и легко разносятся ветром на многие километры. Помогают им «летать» маленькие крылышки. С помощью крылышек плоды легко скользят и по зимнему снежному насту. Благодаря такой «летучести» береза быстро распространяется на большие территории и в почве содержится огромный запас семян березы. Весна начинается с распускания почек на березе. В этот период происходит обильное движение сока. Белая береза всегда была связана с весенним церковным праздником - Троица. Девушки украшали березу лентами, водили хороводы, плели венки. На праздник украшали березовыми ветками дома и церкви.

Исследование и описание экспериментальной площадки

Саженцы расположены по типу в ряд друг за дружкой, березы посажены в один ровный ряд через 3м друг от друга. Стволы оставшихся берез будто вычерчены по линейке и стремительно тянутся вверх. Диаметр ствола около 25-30 см.

Мы с моей мамой решили дать комплексную оценку планировки берёзовой аллеи. Для этого составили карту, на которой отметила расстояние до ближайшего жилого дома, магазина, автодороги. Расстояние измерялось с помощью шагов.

Таким образом, расстояние до магазина - 60м. Санитарно-гигиеническая норма -50м. Расстояние от аллеи до жилых домов 50м - норма 10м. Расстояние от аллеи до автодороги -40м - норма от25 до 100м.

Следующим этапом моей работы стал подсчёт количества берёз и пустых ямок в сравнении с прошлым годом. Пронумеровала ряды от 1 до 4: 1 и 2 - ряды, идущие от Общежития (права сторона), 3 и 4 - левая сторона.

Из таблицы видно, что количество берёз в 1 и 2 рядах уменьшилось на 4,3-4 -на 5, в сравнении с прошлым годом. Деревья сохнут и гибнут на глазах у местного населения. Проанализировав планировку аллеи можно сделать вывод о её соответствии санитарно - гигиеническим нормам, однако количество берёз за год уменьшилось на 9 деревьев.

И тогда мы обратились к ребятам нашей группы «Почемучки», рассказали им проблемную ситуацию. И ребята предложили помочь вырастить много саженцев берёзки и посадить их на территории детского сада и за ним. Провели с Машей мастер-класс ребятам, как правильно сажать из семян.

Так же и откликнулись другие родители наших воспитанников группы «Почемучки».

Заключение

Изучив и проанализировав собранную информацию по теме, результаты проведенных исследований, опытов, можно сделать несколько выводов:

  • Я узнала о происхождении слова «Берёза», о биологических особенностях, разновидностях, местах произрастания и значении берёзы в русском фольклоре, искусстве, музыке и повседневной жизни;
  • Я считаю, что нужно заниматься охраной существующих и посадкой новых деревьев, особенно белоствольных красавиц-берез, чтобы они в любое время года радовали нас своей красотой.

Приложение

Список используемой литературы

  1. 1. https://tsvetyzhizni.ru/uroki_s_mamoy/lyublyu-beryozu-russkuyu-rasskazhem-detyam-pro-berezu.html#:~:text=Береза%20-%20дерево%20лиственное.%20Всего,любит%20она%20и%20солнечный%20свет
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Берёза
  3. http://rus-priroda.narod.ru/index11.htm
  4. https://otvet.mail.ru/question/27298421
  5. http://biofile.ru/bio/16717.html
  6. http://www.uznayvse.ru/voprosyi/chto-delaut-iz-berezi.html