Понятие дроби. Обыкновенная дробь

Разделы: Математика, Администрирование школы

Ключевые слова: обыкновенные дроби


Предмет: Математика.

Класс: 5.

Учебник: Никольский С.М., Потапов М.К. и др. Математика: 5 класс. - М.: Просвещение, 2015.

Тема урока: «Понятие дроби» (Урок №1)

Цель урока: сформировать понятие дроби.

Планируемые результаты:

  • Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач; формировать представления о математике как способе познания, сохранения и гармоничного развития мира, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; формировать умение работать в группах;
  • Предметные: развивать умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию); развивать представления о числе.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, раздаточный материал для групповой работы, тестовые задания, текст вкусного домашнего задания.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Настрой на работу.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Ну-ка, проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Толька лишь оценку пять. (Слайд 1)

Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

2. Этап
актуализации и пробного учебного действия
Активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); Активизирует знания учащихся и подготовку мышления учащихся и организации осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Логические:формулирование проблемы.
- Считать
Разные варианты ответов
Устный счёт по цепочке:
33 * 2 = + 6 = *7 = - 419 = : 4 = ? (Слайд 2)

Самостоятельно выполнить практическое задание и зафиксировать, что практически можно 1:4.

Проблема: какой результат в действии 1:4.

Задача.
1. Разделить поровну одно яблоко на четверых детей.
Как называется каждая часть яблока, полученная ребёнком?
2.Разделить поровну один апельсин на двоих человек.
Как называется часть апельсина, которая досталась каждому?
3.Практическое задание: разделите один лист бумаги на 4 равные части.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Проанализировали, зафиксировали, какого знания или умения не достает для решения исходной задачи (причина затруднения). Отгадывают ребус

Анализирует причины затруднений и помогает в выборе знания, которого недостает
- Натуральные числа вы умеете записывать? А кто-нибудь сможет записать результат действия натуральным числам? Чтобы узнать, какие числа существуют для записи результата таких действий, отгадаем ребус: (Слайд 3.)

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

4. Этап постановки темы урока и учебной цели В коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
предложили и согласовали тему урока.
- Понятие дроби.
Консультирует, проверяет, согласовывает, уточняет тему урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные: планирование учебной деятельности

- Познакомиться с дробями, научиться записывать и читать дроби, решать задачи.

- А как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
(Слайд 4)

- Какие задачи стоят сегодня перед нами?
Подвести промежуточный итог.

5.Этап открытия новых знаний Найти значение слова «дробь» в словаре и энциклопедии. Где можно найти значение слова «дробь»?
Давайте познакомимся со значением слова «дробь» в толковом словаре Ожегова С.И. («Дробь - число, состоящее из частей единицы».)
В Большой Российской энциклопедии («Дробь арифметическая - число, состоящее из одной или несколько равных частей единицы»).
(Слайд 5)
Коммуникативные: развитие умения работать в группе
Познавательные: построение логических цепей, анализ, умение структурировать и работать с текстом и дополнительными источниками информации.

Работа в группах по изучению новой темы, используя инструкцию.
зафиксировать новые знания в заполнении конспекта.
Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать).

Изучение новой темы по тексту из различных учебников в группах.

Инструкция к изучению новой темы:
1. Прочитать текст.
2. Заполнить краткий конспект:

Для записи дроби используют ….
Число под чертой называют … и оно показывает ….
Число над чертой называют … и оно показывает ….(Слайд 6.)
Подвести промежуточный итог после выступлений из каждой группы:

Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой - числитель, знайте,
Под чертою - знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.

- Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.

6.Этап первичного закрепления

Решили (устно) несколько типовых заданий на новый способ действия;
при этом проговаривали вслух.

Организовывает решение типовых заданий (фронтально).
- Назвать числитель и знаменатель дроби. (слайд 7) (закрепить знание числителя и знаменателя)
- Учимся читать дроби (слайд 8-9).
- Задание на интерактивной доске (устно). Какая часть закрашенная на рисунке?
(соотнеси рисунок с дробью).

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Предметные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач.
Личностные.
Развитие навыков взаимопроверки и самооценки.

Работа в парах. - Работа в тетрадях с печатной основой №270, (работа в парах - цель отработать навык определения части по рисунку и умение записать это в виде дроби. (Слайд 10)
Даёт ключ к взаимопроверке и шкалу к самооценке.

7.Этап релаксации

Выполняют физические упражнения и упражнения для глаз.

Учитель принимает участие.

Личностные: забота о своём здоровье.

8.Этап диагностики качества освоения темы

Работа индивидуальная при выполнении диктанта в тетрадях.
Взаимопроверка +самооценка
Работа в группах. Готовый результат работы представить классу (анализировать, систематизировать).

Работа в парах. Выполняют задания из учебника с применением новых знаний.

Выполнение теста, взаимопроверка+самооценка.

Математический диктант. (слайд 12)
Запишите в виде обыкновенной дроби.
1. Две седьмых
2. Четыре девятых.
3.Одна сотая.
4.Шесть восьмых.
5. Три двадцать пятых.
6.Половина.
Даёт ключ для проверки.

Решение задач из учебника ,
Цель - применить новые знания (Слайд 13.)
№ 744 (а,б,в)
№ 741 (б,в)
Проверка - фронтально
Тестовая работа, содержит задания разного уровня (цель - первичный контроль знаний, умений и навыков по теме).
Организует проверку по ключу и оценивание (1б. - за каждое верно решенное задание) (слайд17)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: контроль, оценка, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Предметные: развитие представлений о числе х, умение применять изученный материал
Личностные.
Развитие навыков взаимопроверки и самооценки.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

Определяют ключевые слова урока и их значение.
Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, подсчитывая баллы в листе учёта знаний, заработанные при выполнении самостоятельных видов работ, соотносит цель и результаты
Выбирают утверждение, соответствующее настроению на уроке
Намечают перспективу последующей работы

Запись домашнего задания

С помощью интерактивного задания (анаграммы)определяют ключевые слова урока и их значение.
Организует обсуждение по выполнению поставленных задач.
Организует самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке по рейтинговой шкале (слайд 15).
Организует рефлексию с учащимися (слайд 16.)
Намечаются цели дальнейшей деятельности.

Комментирует домашнее задание:
п.4.1, № 737, 744 (г, д, е) и вкусное домашнее задание по выбору.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению
Познавательные: умение структурировать знания
Личностные: смыслообразование.