Дистанционное обучение становится все более и более востребованным в современном образовании. Эта востребованность связана не только с современными событиями в мире, но и с доступностью современных телекоммуникационных технологий, возможностью реализации индивидуального подхода в образовании. Дистанционное обучение (ДО) - это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения учащегося. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном отдалены от преподавателя, но в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Основу дистанционного обучения составляют дистанционные уроки. Такая номинация в конкурсе «Мой урок иностранного языка» была предложена в этом году учителям. Дистанционные уроки - очень увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного! Классно-урочная система существует уже несколько столетий, но и в ней обнаруживаются новые стороны. Поле для исследований в сфере дистанционного образования огромно, и начинать их нужно как раз с практики. Интернет вместо доски, виртуальное пространство вместо парты, самообразование вместо обучающих инструкций, неформальное общение вместо дидактики - таковы реалии получения знаний в дистанционных уроках. Урок в режиме дистанционного обучения позволяет индивидуализировать обучение, сделать это процесс интенсивным и качественным.
Предполагаем, что материалы данного конкурса могут стать началом в создании базы лучших дистанционных уроков в нашем педагогическом сообществе города Сургут, но и необходимых современным учителям и ученикам. Представление и популяризация педагогического опыта работников образования по созданию дистанционных уроков способствуют мотивации педагогов к активному использованию мультимедиа технологий в образовательном процессе. В нашем регионе это чрезвычайно важно. Каким образом применение дистанционных технологий во время актированных дней и карантина сделать качественным? Необходимо не только освоение технологии дистанционных уроков российскими педагогами, но и формирование информационной культуры педагогов, повышение их профессионального уровня и педагогического мастерства, повышение уровня ИКТ-компетентности, распространение грамотности педагогов в области дистанционного обучения.
В настоящее время существует три типа дистанционных уроков:
- Дистанционный урок, где учитель и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.
- Дистанционный урок, где учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются, находятся в информационном пространстве.
- Дистанционный урок, учебная информация которого размещена на учебном сайте.
Структура дистанционного урока содержит следующие этапы:
1. Мотивационно-целевой
Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока. Задача сетевого учителя - не передать ученику определенный объем знаний, а организовать его самостоятельную познавательную деятельность, научить его самостоятельно добывать знания и применять их на практике, для этого в каждом материале дистанционного урока должна быть четко определенная цель перед учениками, которую они должны достичь.
Учащиеся являются не пассивными "потребителями" знаний, а выступают в качестве активных участников образовательного процесса, приобретают опыт межличностного взаимодействия. Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний. Вследствие этого включение такого ребенка в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала и формированию "жизненной компетентности".
Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
Цель урока должны быть тщательно продумана. Важно, чтобы и преподаватель, и дети имели ясное представление о предстоящих задачах.
2. Информационный
При создании плана дистанционного урока не обязательно разрабатывать все с нуля, можно использовать заготовки из интернета. И это не значит, что вы копируете чьи-то наработки, - вы просто наполняете существующие схемы и матрицы собственными материалами. Так учитель на основе шаблонов создает индивидуальную среду обучения и самостоятельно разрабатывает план работы с конкретными детьми.
Большое внимание при подготовке ресурса должно уделяться оформлению, которое служит наилучшему усвоению материала. Зрительные и психологические аспекты восприятия дистанционного урока для удобства восприятия обучаемым текста веб-сайта при создании урока необходимо учитывать некоторые особенности: информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным каналом информации является визуальный. Материал должен выглядеть привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз. Вместе с тем нужны и игровые, и занимательные моменты, позволяющие разнообразить характер деятельности ученика.
3. Контрольный (дискуссионный)
При планировании дистанционного урока следует учитывать, что осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. должно происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и "обученности". Если этим пренебречь, то произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, для сильных учащихся участие в уроке может быть бесполезным. В связи с этим, при планировании урока, важно предусмотреть различные варианты контроля полученных знаний обучаемыми, в т.ч.: письменного опроса, решения задач, контрольных и самостоятельных работ разноуровневого подходя, схожих с принципами компьютерных игр. Т.е. переход к следующему материалу должен быть возможен при правильном ответе на вопросы предыдущего уровня. Можно задействовать онлайн-доску и организовать обсуждение, дискуссию. Ученик должен последовательно отвечать на вопросы. Оформляя доску, ребятам нужно взаимодействовать друг с другом, отвечая на комментарии, - это вовлекает в процесс обсуждения каждого из них. Важно, чтобы преподаватель контролировал дискуссию, пояснял непонятные моменты и корректировал ответы.
Во время школьных уроков учитель может стимулировать дискуссии, задавая наводящие на размышления вопросы. Преподаватель дистанционного урока не всегда может сделать это так же органично, потому что всё зависит от способа представления информации. Например, кто-то использует LMS (Learning Management System) - систему для управления дистанционным обучением. Это своего рода онлайн-университет, где собраны все учебные материалы, к которым имеют доступ все участники курса. Платформа позволяет проводить тестирования, отслеживать результаты и проводить консультации.
4. Коммуникативно-консультативный
Есть мнения, что на создании учебного ресурса функции учителя заканчиваются - ученику достаточно найти в Интернете хорошо прописанный учебный ресурс, и он всему научится сам. Может ли дистанционный учитель повлиять на создание учеником образовательного продукта не через содержание учебного ресурса, а путем непосредственных коммуникаций?
С одной стороны, нужно очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке.
С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.
Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается.
Так, например, чат можно использовать для решения оперативных вопросов, не терпящих отлагательства, для обсуждения интересных всем вопросов можно использовать форум, а индивидуальных консультаций - электронную почту или программы Skype и Zoom.
Ученику на дистанционном обучении легко запутаться в заданиях и дедлайнах, поэтому регулярное общение с одноклассниками играет важную роль. Учитель в классе постоянно видит ребят и может следить за их вербальным и невербальным поведением, ему легко понять, кому и в какой момент нужна его помощь.
На дистанционном обучении такое взаимодействие невозможно. Занятия могут проходить ежедневно, а могут и не проходить вообще. Но?если не следить за успеваемостью регулярно, возникают пробелы в освоении материала, которые будет сложно восполнить в дальнейшем. Поэтому важно регулярно поддерживать связь - например, в виде еженедельных отчетов - и помогать ученикам, когда им это необходимо.
5. Инструктивно-методический
Дистанционный урок - это не просто презентация в PowerPoint. Материал обязательно должен быть интерактивным и занимательным. Например, можно использовать Quizlet для создания карточек, чтобы устраивать опросы и проверять изученное. Или «Образовариум», который интегрирован с системой «Сетевой город» и электронным журналом. Помимо учебных материалов, на сайте есть методические рекомендации для проведения уроков, сценарии и конструкторы. В интернете много ресурсов, которые помогут стать настоящим профессионалом дистанционного образования, понадобится лишь немного практики и терпения.
Методика организации (построение) дистанционного урока с применим ресурсов сети Интернет заключается в следующем:
- Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.
- Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.
- Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы сети, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.
- Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. В дальнейшем может быть составлена "Памятка полезных ссылок в помощь при изучении темы...".
- Объяснение материала урока происходит под руководством учителя с непосредственной работой учащихся с материалами урока, подготовленными учителем. Задания урока и домашнее задание выполняются учащимися самостоятельно (ученики используют составленный учителем список ссылок и самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации в сети Интернет). Учителем оговаривается сложность задания, сроки выполнения, этапы и особенности выполнения задания и критерии его оценивания.
- Задания, выполняемые в течение урока, и домашнее задание учащиеся представляют классу (здесь используется "психологическая хитрость" - материал учащимися лучше воспринимается и усваивается, если этот материал они готовят для одноклассников и его объясняют одноклассники).
- По окончании урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.
- Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное - продуктивная деятельность учащихся).
Таким образом, критериями оценки материалов Конкурса в данной номинации являются:
- Мотивационный блок урока (мотивация - необходимая составляющая, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель и выбранная сетевая платформа)
- Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению заданий, указание временных рамок урока)
- Информационный блок (система информационного наполнения, описание технологического процесса)
- Контрольный блок (система тестирования и контроля)
- Коммуникативный и консультативный блок (система интерактивного взаимодействия участников дистанционного урока с учителем и между собой)
- Соответствие ожидаемых результатов методической разработки ее цели, задачам и содержанию
- Наличие метапредметных связей
- Интеграция дистанционных технологий и цифровых образовательных платформ
- Оригинальность идеи и содержания работы, новизна представленного материала
- Практическая ценность и социальная значимость методической разработки
- Список литературы и источников, использованных для подготовки и проведения урока
- Оформление конкурсной работы согласно требованиям
Может показаться, что проведение дистанционного урока - простая задача, с которой уже справляется любой учитель. Еще и времени на него уходит меньше, чем обычно. Но это не так. Только заранее продуманный план, терпение и общение помогут сделать удалённое занятие познавательным и интересным. Надеемся, что в следующем году количество участников конкурса в данной номинации увеличится. Давайте обмениваться идеями и шаблонами проведения дистанционных уроков!
Список использованных источников
- https://urok.1sept.ru/articles/643950 Феофанова Л.Г. Дистанционный урок как инновационная образовательная среда.
- http://www.curator.ru/method.html В.Канаво Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет.
- https://mel.fm/ucheba/uchitelya/9176354-prepare_online_lesson Прохорова Е. Как подготовить дистанционный урок: пять простых шагов.