Цель: познакомить участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОС НОО.
Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.
Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога - создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.
Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения .
ВОСПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня мы познакомимся с одним один из способов воспитания детской души - использование притч на классных часах.
Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением.
«Поиграем в ассоциации»
Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:
- Если притча - геометрическая фигура, то это...
- Если притча - цвет, то это ...
- Если притча - это название фильма, то это ...
- Если притча - настроение, то это ...
- Если притча - музыка, то это ...
- Если притча - животное, то это ...
Всем вам известны строки из стихотворения В.С.Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.
Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.
Основные функции притчи
- Функция зеркала (отражает восприятие) - Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
- Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов) - Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
- Функция опосредования (посредник между учеником и учителем) - Между двумя людьми (учеником - учителем, взрослым - молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.
Способы использования притч в учебном процессе:
- Обсуждение основной идеи и смысла истории;
- Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
- Притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться;
- Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
- Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
- Выделить ключевые понятия;
- Инсценировка по рассказу (истории);
- Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);
- Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
- Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
- Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);
- Сравнение нескольких притч.
Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций. Именно поэтому притчи являются активной формой обучения в духовно-нравственном воспитании.
Остановимся на нескольких способах использования притч в учебном и внеучебном процессе.
Начнём с базового метода работы
- ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ.
Послушайте притчу, которая называется Сын и старик-отец
Албанская притча
В старые времена в оном городе бытовал такой обычай: топить стариков. Состарится хозяин дома, сын берёт его за руку, ведёт и сбрасывает с берега в воду.
У одного юноши состарился отец, и юноша сказал ему:
- Идём со мной, отец, ты уже состарился, и пришло время тебя утопить.
Делать нечего, оправился несчастный старик в свою последнюю дорогу. Привёл его сын на высокий берег реки. Но едва лишь он собрался столкнуть отца с обрыва в воду, как тот взмолился:
- Прошу тебя, сын, не топи меня на этом же месте.
Услышав эти слова, юноша задумался и сказал себе:
- Мой отец тоже утопил своего отца, да ещё на этом же самом месте. Стало быть, когда я состарюсь, мой сын тоже здесь утопит меня?
И он пощадил отца, отвёл обратно домой и стал кормить и заботиться о нём до самой смерти. Об этом случае вскоре узнал весь город, и его жители перестали топить своих стариков.
Работа в группах. У каждой группы своё задание.
Задание для 1 группы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!
ЮНОША |
СТАРИК |
Беспечность |
Мудрость |
Бездумье |
Спокойствие |
Практичность |
Смирение |
Бессердечность |
Незлобивость |
Доброжелательность |
Самоуверенность |
Уважительность |
Рассудительность |
Благоразумие |
Страх |
Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.
- Что ты даешь своим родителям - завтра получишь от своих детей.
- Что посеешь то и пожнешь.
- Не делай другим того, чего не желаешь себе.
- Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
- Жадность подталкивает на подлость
Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).
Притчи, которые можно использовать |
«О добре и зле», «Мудрый отец», «Уважение к матери», «Чужая мать», «Почему одному плохо», «Кто нежнее», «Кто больше любит» |
«О воспитании» «Притча о мудреце», «Праведное поведение», «О воспитании», |
«Притча о смелости», «Притча о смелости», «Притча о победе» |
«Уважение к матери», «Чужая мать». |
Выступление групп.
- 1 группа -
- 2 группа -
- 3 группа -
Ещё один способ работы над притчей.
Притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться.
Основной приём - это незавершённость повествования.
Притчи - это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ - облегчённый, потому что притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце.
Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам, но только при правильном педагогическом воздействии.
Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме.