Духовно-нравственное воспитание младших школьников через активные формы обучения на уроках и во внеурочное время

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники


Цель: познакомить участников мастер-класса с активными формами обучения, направленные на формирования нравственных ценностей.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является методологической основой разработки и реализации ФГОС НОО.

Главной целью современного отечественного образования становится воспитание высоконравственной, творческой, компетентной, социально-ответственной личности, принимающей как ценность духовные и культурные традиции своей страны.

Известно, что мир духовных ценностей личности не может быть привнесен кем-то извне, это результат активной деятельности самого ребенка. Задача педагога - создать условия для присвоения ценностей, организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы обеспечить их высокую активность, эффективное общение друг с другом.

Идея активного воспитания лежит в основе социокультурного системного подхода, ключом, к реализации которого являются активные формы обучения .

ВОСПИТАНИЕ - это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) - это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня мы познакомимся с одним один из способов воспитания детской души - использование притч на классных часах.

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением.

«Поиграем в ассоциации»

Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

  1. Если притча - геометрическая фигура, то это...
  2. Если притча - цвет, то это ...
  3. Если притча - это название фильма, то это ...
  4. Если притча - настроение, то это ...
  5. Если притча - музыка, то это ...
  6. Если притча - животное, то это ...

Всем вам известны строки из стихотворения В.С.Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

Притчи - это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Основные функции притчи

  • Функция зеркала (отражает восприятие) - Человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что в данное время соответствует его собственному психическому образу.
  • Функция модели (образцы решения проблем и конфликтов) - Отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов.
  • Функция опосредования (посредник между учеником и учителем) - Между двумя людьми (учеником - учителем, взрослым - молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории. Благодаря ситуативной модели какой-либо истории можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании.

Способы использования притч в учебном процессе:

  • Обсуждение основной идеи и смысла истории;
  • Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
  • Притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться;
  • Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);
  • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
  • Выделить ключевые понятия;
  • Инсценировка по рассказу (истории);
  • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);
  • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;
  • Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);
  • Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);
  • Сравнение нескольких притч.

Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и ее основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает ее осмысление. Они являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи. С одной стороны, обобщенные, массовые истории порождают множество индивидуальных интерпретаций. Именно поэтому притчи являются активной формой обучения в духовно-нравственном воспитании.

Остановимся на нескольких способах использования притч в учебном и внеучебном процессе.

Начнём с базового метода работы

- ОБСУЖДЕНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ И СМЫСЛА ПРИТЧИ.

Послушайте притчу, которая называется Сын и старик-отец

Албанская притча

В старые времена в оном городе бытовал такой обычай: топить стариков. Состарится хозяин дома, сын берёт его за руку, ведёт и сбрасывает с берега в воду.

У одного юноши состарился отец, и юноша сказал ему:

- Идём со мной, отец, ты уже состарился, и пришло время тебя утопить.

Делать нечего, оправился несчастный старик в свою последнюю дорогу. Привёл его сын на высокий берег реки. Но едва лишь он собрался столкнуть отца с обрыва в воду, как тот взмолился:

- Прошу тебя, сын, не топи меня на этом же месте.

Услышав эти слова, юноша задумался и сказал себе:

- Мой отец тоже утопил своего отца, да ещё на этом же самом месте. Стало быть, когда я состарюсь, мой сын тоже здесь утопит меня?

И он пощадил отца, отвёл обратно домой и стал кормить и заботиться о нём до самой смерти. Об этом случае вскоре узнал весь город, и его жители перестали топить своих стариков.

Работа в группах. У каждой группы своё задание.

Задание для 1 группы: Выберите из предложенных только те качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили!

ЮНОША

СТАРИК

Беспечность

Мудрость

Бездумье

Спокойствие

Практичность

Смирение

Бессердечность

Незлобивость

Доброжелательность

Самоуверенность

Уважительность

Рассудительность

Благоразумие

Страх

Задание для 2 группы: Выберите пословицу, которая точнее других передает смысл притчи.

  • Что ты даешь своим родителям - завтра получишь от своих детей.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
  • Жадность подталкивает на подлость

Задание для 3 группы: Вспомните и обсудите, приходилось ли вам читать подобные произведения, либо было в вашей жизни событие, которое подходит по смыслу к притче (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

Притчи, которые можно использовать

«О добре и зле», «Мудрый отец», «Уважение к матери», «Чужая мать», «Почему одному плохо», «Кто нежнее», «Кто больше любит»

«О воспитании» «Притча о мудреце», «Праведное поведение», «О воспитании»,

«Притча о смелости», «Притча о смелости», «Притча о победе»

«Уважение к матери», «Чужая мать».

Выступление групп.

  • 1 группа -
  • 2 группа -
  • 3 группа -

Ещё один способ работы над притчей.

Притча без окончания - обсуждение, чем она могла бы закончиться.

Основной приём - это незавершённость повествования.

Притчи - это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ - облегчённый, потому что притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце.

Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам, но только при правильном педагогическом воздействии.

Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме.