Эффективные приемы педагогической деятельности на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Эпиграф

«Эффективное преподавание - это искусство. В любом виде искусства - будь то живопись, скульптура, литература - великие мастера, превращая сырье (холст, камень, чернила) в бесценные достояния человечества, используют, помимо знаний и навыков, базовые инструменты».
Дуг Лемов, книга «Мастерство учителя»

Каждый учитель стремиться сделать урок интересным, увлечь и развить индивидуальность ученика, увидеть его способности и дать прочную базу знаний. Универсальным инструментом и помощником для учителя в достижении образовательных и воспитательных задач становятся новые технологи и приемы. Придание современному уроку с помощью приемов и методов творческого характера дает высокий познавательно-мотивирующий потенциал.

Одним из приемов учебной мотивации обучающихся это прием Enter/Exit ticket (Входной/ выходной билет)

Энтер тикет/ экзит тикет

Направленность его в том, чтобы скрепить пройденный и новый материал и задействовать в образовательный процесс на уроке каждого ученика.

Прием Enter/Exit ticket дает возможность учителю провести экспресс диагностику знаний по пройденному материалу. Лист-таблица «Enter/Exit ticket» заранее лежат на столах текстом вниз, либо выдается учащимся при входе в класс. В листах все выполняют работу одновременно в течение определенного периода времени. В это время учитель отслеживает работу класса, когда время завершено, начинается обсуждение написанного целым классом в графе Enter ticket.

Enter ticket позволяет уточнить учителю, с одной стороны, имеют ли знания ребята по изученному материалу, что в свою очередь педагог отметил для себя визуально во время самостоятельной работы учащихся, а с другой, обсуждение дает еще раз возможность, уже в устной форме пересмотреть ключевые понятия и приобретенные знания.

Также можно расширить данную работу применением знаний на практике, например, предложить учащимся задание по ключевым словам придумать предложения или небольшой рассказ.

Если же тема незнакома учащимся, нет достаточного опыта и знаний, то Enter ticket можно использовать как стадию вызова к работе, то есть вызвать «на поверхность» имеющиеся знания или предположения учащихся. Пусть их различные отзывы будут неверными, важно, поощрять учащихся, чтобы они их фиксировали в листах. Это станет для них стимулом, который вызовет их на дальнейшую работу, а именно размышлять и отыскивать информацию, оспаривать или опровергать свои предположения.

Например, при изучении темы «Индустриализация. Великий перелом» в 10 классе, можно попросить учащихся дать определения ключевых терминов, с которыми они уже встречались в 9 классе.

Вторая часть Exit ticket

Перед изучением новой темы учитель предлагает учащимся ответить на вопросы: Что хочу узнать? После обмена мнениями совместно с учащимися формулируется проблемный вопрос. Затем предложить записать вопрос или проблему в графе Exit ticket.

После чего в графе Exit ticket выполняется изучение нового материала, вносятся необходимые сведения. Знакомство с новой информацией может происходить в процессе её изложения учителем, через работу с учебником, просмотр мультимедийного материала. На этом этапе учащиеся самостоятельно работают с новой информацией. Также определяется время для заполнения Exit ticket.

После истечения времени необходимо учителю отследить понимание учениками изученного материала. Именно данный этап становится основным, где ученики высказывают свое мнение, подтверждая или опровергая предположение, которое они озвучили в начале урока. На данном этапе можно включить прием размышления о прочитанном, что дает возможность еще раз повторно просмотреть материал параграфа и выбрать информацию с разными контекстами по тому или иному суждению. Это нацеливает учащихся на вдумчивое чтение и размышление о прочитанном. Главная задача учителя поддержать активность учащихся.

Exit ticket помогает учащимся объединить и систематизировать информацию, полученную в классе.

Exit ticket можно использовать в качестве рефлексии.

Предложить ребятам подобрать причинно-следственные связи, найти противоречивые стороны развития того или иного события, задать тонкие и толстые вопросы, перечислить события в хронологической последовательности и т.п.

Exit ticket можно использовать как инструмент быстрой оценки.

В конце урока учащиеся, выходя из класса, сдают листы учителю, можно собрать работы выборочно. К следующему уроку учитель готовится исходя из результатов мониторинга.

По поводу эффективного использования приёма «Выходной билет».

  1. Выходной билет должен быть кратким: один - три вопроса. Главная цель - в результате 10-минутного анализа оценить, в какой мере учащиеся достигли главной цели конкретного урока.
  2. Выходные билеты предназначены для сбора данных. Поэтому вопросы должны быть довольно простыми и решать поставленные цели урока, чтобы, если дети ответят на них неправильно, можно было без труда определить причину ошибки. (А если вы предложите им сложную работу, то вряд ли можно будет быстро выявить правильность выполнения). Формат выходных билетов можно изменять, например, задавать один вопрос с несколькими вариантами ответов и один, требующий развернутого ответа. Действенное использование приема требует, чтобы «выходные билеты» были короткими (не более трех вопросов).
  3. Заканчивать урок продуктивно через практическое упражнение. Во-первых, учащиеся привыкают, что в конце занятия их знания будут проверены. Причем проверят всех, так что отвлекаться на уроке и не работать себе дороже. Во-вторых, после каждого урока у учителя остается информация о том, насколько хорошо дети запомнили и поняли материал. В каких заданиях больше всего ошибок? Почему они сделали такую ошибку?
  4. Если результаты оказались низкими, то вы знаете, с чего стоит начать следующий урок. На следующий день начните урок с анализа полученных результатов.

Преимущество данного приема в том, что все учащиеся задействованы в учебный процесс. В рамках требований ФГОС происходит развитие познавательных УУД устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы. В рамках регулятивных УУД учащиеся учатся осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия, оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Тема: «Великий перелом. Индустриализация»

Enter Ticket

1.Дайте определения терминов:
Индустриализация - _______________________________
Налогообложение - ________________________________
Ударник производства - ____________________________
Госплан СССР -
2. Каковы главные задачи индустриализации? ________________________

Exit Ticket

Перечислите источники финансирования индустриализации:

Каковы особенности индустриализации в преодолении пятилетних планов?

В чем противоречивый характер советской индустриализации?

Таблица рабочего листа учащегося - пример использования Enter/Exit ticket.

Прием «Снежный ком» или «Клубок»

Прием можно использовать на этапе проверки домашнего задания или при закреплении материала.

Условия этого приема в том, что каждый ученик поочередно произносит по одному предложению по пройденной теме, но с условием, что первый начинает, другой повторят им сказанное предложение и добавляет свое. Следующий должен повторить предложения товарищей и произнести своё, таким образом, проводится не только повторение материала, что в свою очередь формирует умение слушать товарища и работать в команде, способствует развитию памяти, а также позволяет решить вопрос с накопляемостью оценок.

Можно, к примеру, перед учащимися заранее поставить условие, у какого ряда будет последовательный и логически выстроен пересказ, то этот ряд получает дополнительную оценку на уроке. Это хороший стимул для мотивации учеников, а также способствует созданию ситуации успеха для всех за счет работы в команде.

Больше всего данный прием нравится учащимся 5-6 классов. Этот прием позволяет в работу увлечь всех учащихся. Как ни странно ребята других рядов пытаются подсказывать говорящим, они еще активнее запоминают то, что было сказано предыдущим товарищем. Работу можно проводить у доски, пригласив весь ряд, либо с места.

Формируются коммуникативные УУД, которые включают в себя сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми и, тем самым, обеспечивают общую социальную компетентность.

Использование активных приемов на уроке позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • повысить включение в образовательный процесс всех учащихся класса;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • повысить эффективность урока.

Литература

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных школ / Изд. 2-е. и дораб. М.: Просвещение, 2011. 223с.
  2. Дуг Лемов. Мастерство учителя. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-knig.com/read_480245-1#, свободный доступ. - (дата обращения 15.11.2021)
  3. Долгина Т.Г. Современный урок истории как основная форма реализации требований ФГОС. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/93/20695/ свободный доступ. - (дата обращения 13.11.2021)
  4. Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева// Творческие задания «Золотого ключика». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm ,свободный доступ. - (дата обращения 13.11.2021)
  5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://5psy.ru/knigi/priemy-pedagogicheskoi-tehniki.html. - (дата обращения 19.11.2021)