Еще великий Иоганн Себастьян Бах своими Инвенциями и пьесами из «Нотных тетрадей Анны Магдалены Бах» заложил добрую традицию создания педагогического репертуара, цель которого - освоение детьми конкретных жанровых моделей и разнообразных технических приемов. Позднее появились «Альбом для юношества» Шумана, циклы детских пьес Чайковского, Грига, Прокофьева, «Микрокосмос» Бартока, тетради Кабалевского, Гаврилина - все эти произведения давно переросли рамки инструктивной нотной литературы, доставляя эстетическое удовольствие людям всех возрастов.
В течение своей полуторавековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в классической музыке. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детского альбома" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей.
Творчеству современного композитора посвящается проект «В.Коровицын «Детский альбом»». Подготовленный преподавателями и учащимися МБУ ДО «Детская школа искусств имени Н.А.Римского-Корсакова».
Слайд 1
Слайд 2
Обращение Владимира Коровицына к детскому музицированию продолжает указанную традицию. Его «Детский альбом»- оригинальная сюита из 27 пьес, с богатым образным миром и мелодическими откровениями, в которых обнаруживается яркая художественная личность автора. Пьесы Коровицына должны послужить исключительно ценным материалом для приобретения учениками пианистических навыков.
Что мы знаем о профессиональных композиторах, живущих и творящих сегодня? Почти ничего. Между тем в России много новых и интересных композиторов, именно они - лицо современной России. К сожалению, новые музыкальные произведения практически отсутствуют в нашем пространстве, до музыкальных школ российской глубинки в абсолютном большинстве произведения этих композиторов просто не доходят. Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей. Множество причин делают эту задачу трудновыполнимой. Но самая важная причина, на мой взгляд, заключается в том, что мы мало знаем об авторах современной музыки. Чтобы изменить это положение мы сегодня познакомимся с творчеством Коровицына. Новые имена Ю.Весняк, Ю.Савалов, Ю.Савельев, В.Коровицын, И.Парфенов - они живут и сочиняют в настоящее время. Почему эта музыка так нравится детям?.. В музыке современных композиторов раскрывается перед нами мир детства - особый мир, близкий нашим детям, в котором нет места серости, унынию и будничности, где живут эмоциональная открытость, бесхитростность, внутренняя приподнятость, мечтательность и детская непосредственность. "Дюймовочка", "Гавот Чебурашки и Буратино", "Бал в замке принца", "Кот Василий", «Мужичок с гармошкой», «Куклы сеньора Карабаса»… Такая музыка не приемлет скуки и зубрежки, дети становятся её подлинными соавторами. Музыка, написанная Владимиром Коровицыным, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам, и подросткам.
Композитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году. Выпускник Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н.А.Римского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России. В настоящее время живет в родном городе. В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына являются, безусловное преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармоническому языку.
Сегодня мы познакомимся с музыкой Владимира Коровицына, будем слушать и немного расскажу о его произведениях.
Сборник пьес для фортепиано "Детский альбом"
Представляемый сегодня «Детский альбом» предназначен для детей младшего и среднего возраста. Сборник состоит из пьес, написанных в разных музыкальных стилях: классическом, романтическом, джазовом. Все произведения несут в себе современный интонационно-гармонический комплекс. Пьесы очень вдохновенные, атмосфера музыки волшебная. Благодатный материал для работы над звуком (его тембром и краской), над тонкой и чуткой педализацией, над фактурой, которая многослойна, мудра и очень пианистична, гармонический язык разнообразный, модуляции каждый раз застают врасплох, удивляют и восхищают, а мелодии льются неиссякаемым потоком, не успеваешь насладиться одной, как из неё вытекает другая, более восхитительная.
Пьесы, представленные в сборнике, будут хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДШИ. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: «Русская тетрадь", "Джазовая коллекция", "Обаяние ушедших эпох". Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.
(слайд 3)
Я на балу никогда не бывала.
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
Туфельку я потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?
«Вальс Золушки» - мечтательная, простая мелодия в оживлённом темпе.
(слайд 4 - картинка)
На щеках горит румянец,
Мы для вас танцуем танец.
Он подвижный, четкий, бойкий,
И зовется танец полькой.
Полька - быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки - 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем. Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.
Полька "Деревянные башмаки" - написана в характере народного немецкого танца и как бы передает постукивание деревянных башмаков по булыжной мостовой.
В «Детский альбом» так же вошла пьеса «Жуткий детектив».
Слайд 5
Пьеса построена на хроматизмах. Внушает страх/
Слайд 6
«Весёлый марш»
Марш - (итал. marcia, фр. marche, от marcher - идти) - род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска. Одной из важных функций военных маршей вплоть до конца XIX века являлась синхронизация шага наступающих колонн. Марш пишется в размере четыре четверти или 2/4.
Ритм должен быть ясный, простой, характер энергичный.
И опять загадка:
Появилась девочка
В чашечке цветка.
И была та девочка - не больше ноготка.
Кто читал такую книжку
Знает девочку-малышку.
Конечно, это Дюймовочка.
Слайд 7
Пьеса "Дюймовочка" - в подвижном темпе. Лёгкая и изящная музыка на штрих стаккато передает портрет сказочной героини.