Методическая разработка для формирования запланированных образовательных результатов программы развития «Петролеум+ - центр компетенций»
1. Повышение уровня родительской компетенции как условие успешной социализации школьников с ОВЗ
2. Информация
3. Раскрытие потенциала
4. В работе описаны формы взаимодействия с родителями, эффективные при работе с семьями, имеющими детей ОВЗ.
5. Повышение уровня родительской компетентности
6. Учителя НОО
7. Использованные источники:
- Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитиии, СПб., 2006
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. - М, 1999
- Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта, СПб., 2005
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3. - С. 77-81
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн. людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума.
Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Федеральный закон №273 «Об образовании в РФ».
Одним из важных направлений в психолого-педагогическом сопровождении является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества. Но многочисленные исследования (Г.Л.Аксарина, Н.Ю.Иванова, В.Н.Касаткин, Н.Л.Коваленко, А.Г.Румянцев и др.) свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи: меняются психологический климат семьи, супружеские отношения.
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Безусловно, выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Следует также отметить, что психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений.
Согласно исследованию были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ.
- Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
- Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
- Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение родительской компетенции и помощь семьям по адаптации, интеграции и социализации детей с ОВЗ
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ОВЗ проходит поэтапно.
Общие этапы:
- Первичная диагностика ребёнка и его семьи. На этом этапе первое знакомство родителей со специалистами, которые в дальнейшем будут проводить коррекционные мероприятия. На данном этапе важно создание доверительного отношения к специалисту, заинтересованности родителей в участии в процессе развития и воспитания ребёнка в школе и семье.
- Более глубокое знакомство специалиста с родителями, налаживание тесного контакта. На этом этапе происходит ознакомление родителей с формами работы с семьёй.
- Далее в рамках комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ составляется программа индивидуального сопровождения для каждого учащегося. В данной программе специалистами может определяется индивидуальный образовательный маршрут каждого ребёнка.
- Составление плана работы специалистов с родителями детей с ОВЗ.
- Непосредственная работа с родителями. Формы рассмотрим ниже.
Выполнение поставленных задач по этапному выполнению работы по повышению родительской компетенции наиболее эффективно при условии учета типологических особенностей родителей учащихся с ОВЗ.
Используются различные формы работы с родителями детей с ОВЗ.
- Тематические консультации педагога и узких специалистов по запросу семьи: коллективные и индивидуальные, запланированные и оперативные. Цель: информирование родителей об этапах психологического развития ребёнка, организации предметно-развивающего пространства для ребёнка в семье, закономерностях аномального развития.
- Родительские собрания в форме: тренинга, «круглых столов», «Педагогической гостиной».
- В ходе тренинга решаются многие задачи: выработка активной родительской позиции, снятие чувства вины, повышение самооценки участников, приобретение навыков решения конфликтных ситуаций с ребёнком, осознание и коррекция родительской позиции.
- Кроме того, во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки».
- На детско-родительских занятиях участники учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.
- Включение ребенка в образовательное пространство класса , школы участие в совместных праздниках, конкурсах, событиях.
«Мой прекрасный ребенок». Цель упражнения: формирование у родителей положительного настроя на занятия по детско-родительским отношениям, повышение самооценки родителей, умение проявлять чувство принятия и любви к ребенку.
Каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди каждый представляет своего ребенка.
Начиная каждую характеристику со слов: «Мой ребенок прекрасен потому что…». После того, как каждый родитель презентует своего ребенка.
Начинается рефлексия упражнения. Было ли сложно отыскать положительные характеристики в своём ребенке? Как Вы можете объяснить трудности, которые возникли во время выполнения этого упражнения? Искренние ли Ваши характеристики, или же вы включили в список характеристики, которые Вы скорее хотели бы видеть в своём ребенке?
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.