Создание ситуации успеха на уроке в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4


Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
в себе качества, о которых не подозревал раньше.
Джойс Бразерс

В современных условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов главная задача школы - воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно.

Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.

Тема, связанная с созданием ситуации успеха давно волнует и меня. Одной из важных целей обучения в начальной школе является развитие личности каждого ребенка. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха.

Что такое успех?

Успех - понятие неоднозначное, многогранное. С психологической точки зрения успех, как считает А.Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия "успех" и "ситуация успеха". Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;
  • стимулировать работоспособность;
  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;
  • развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Что ведёт к успеху?

Нетрадиционные формы урока

  • Урок-диалог, урок-соревнование
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки творчества
  • Уроки-аукционы
  • Уроки-конкурсы
  • Уроки-игры

Нетрадиционные формы обучения

  • Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой;
  • Комбинированные занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала;
  • Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. Поэтому педагогически оправдано создание для такой категории школьников ситуации успеха - субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и не вербальными средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

Технологические операции создания ситуаций успеха:

  1. Снятие страха - помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
  2. Авансирование успешного результата - помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
  3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности - помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания.
  4. Внесение мотива - показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
  5. Персональная исключительность - обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
  6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий.
  7. Высокая оценка детали - помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Система методов создания ситуации успеха на уроке.

Деятельность учителя - преподавание, строится на основе системы методов. Вот методы, оперируя которыми я могу создать условия для переживания учащимися ситуации успеха. Это прежде всего системно-деятельностный подход, который положен в основу реализации ФГОС.

Системно-деятельностный подход к обучению предусматривает:

  • наличие у детей познавательного мотива, желания учиться и преодолевать трудности конкретной учебной цели;
  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания, добиваться успеха;
  • формирование у школьников умения контролировать свои действия;
  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы: проектный, ролевые \ деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач,коллективной творческой деятельности, поисковый метод. Все эти методы помогают учителю создать ситуацию успеха в обучении.

Я очень люблю использовать на уроках сюжетно-ролевые игры. Это уникальная форма работы на уроке, секрет её в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности, заставить играть нельзя, а увлечь игрой можно. Она превращает учебный процесс в занимательную деятельность. Игра - неиссякаемый источник развития ребёнка, которая позволяет ему раскрыться всеми гранями своей личности, только в ней возможны высшие достижения ученика, которые завтра станут его реальностью.

Например, на уроках окружающего мира и литературного чтения очень интересно проходит игра «Папарацци». Класс делится на «отделы», в которых журналисты работают по определённой теме. Журнал мы называем по теме урока, например, «Города Золотого кольца России». Задача учеников - журналистов подобрать интересный по теме материал, обсудить его в группах, проанализировать, потом «представить материал в номер». Такая форма организации урока настолько увлекает ребят, что в группах часто возникают споры по поводу отбора материала, его оформлении, для того чтобы его «приняли в печать». Для таких уроков возможности информационно-компьютерных технологий просто незаменимы.

Важно, чтобы в каждую группу входили учащиеся с разным уровнем подготовки, и каждому нашлось занятие по интересам. На последней стадии мы обсуждаем получившийся журнал, каждый проводит самооценку и самоанализ своей деятельности.

В процессе такой игры учащиеся учатся критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать эмоциональное поведение друг друга, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам.

Методы дифференцированного обучения

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Моя задача осознать свои способности, поверить в себя. С 1-го класса я приучаю учеников начинать свой ответ со слов: «Я думаю…», «Я считаю…», таким образом, ребёнок подчеркивает свою индивидуальность.

В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учебе. Я использую приёмы, которые могут активизировать ученика, приободрить его, вселить веру в собственные силы, содействовать изменению низкой самооценки.

На уроках математики я часто даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый прилетит на Луну». А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Например, каждый получает карточку с заданием-задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к ее решению для каждого ученика разная.

Хорошо подготовленным ученикам предлагаю решить задачу по краткой записи, а слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.

Карточки

Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя удачно приземлившимся на Луну.

Используя такие задания, я ставлю цель привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть «лунатиками».

Ещё на уроках математики и русского языка, особенно на уроках закрепления и применения усвоенных знаний, я часто использую игры-викторины.

Правила игры: Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски я записываю баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», её я заранее сообщаю классу. Например, вопрос, проверяющий знание определений, оценивается в один балл, задача - в два балла, нестандартное задание - в три балла. Задания я готовлю заранее. Эти игры хорошо идут при организации групповой работы.

Игра «Угадай-ка» заключается в следующем. Один из учеников (лучше "слабый") выходит за дверь, он - угадывающий. С остальными ребятами мы выбираем объект для обсуждения (геометрическая фигура, часть речи и т.д.). Об объекте ребята должны вспомнить всё, что знают. Называть "объект" своим именем нельзя. Его заменяют словами "она, "он", "это" и т.д. Определение даётся в последнюю очередь. После быстрого обсуждения "угадывающий" приглашается в класс, и ребята описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте». Конечно, после 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все желающие. Эта игра позволяет повторить в полном объёме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.

В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», « замечательно» «молодец», «умница». В конце концов, ребёнок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова, и всё время буду доказывать, что я «молодец»!

Характер творческих заданий может быть различным:

  • на установление межпредметных связей;
  • ориентирующие учеников на поиски разнообразных вариантов решения;
  • на сравнение и сопоставление;
  • исследовательского характера;
  • на расширение кругозора.

Вторая и третья группа продолжают работать под моим руководством, после чего средние ученики также получают задание с элементами творчества. А я имею возможность поработать с группой слабых учеников и осуществить усиленное закрепление материала на основе возврата к изученному. Каждый ученик в такой ситуации работает в меру своих возможностей, не теряет интереса к предмету, переживает успех от осуществляемой деятельности.

Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения.

Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Я всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо специально готовить. Во-первых, у него уже должны быть сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во-вторых, нужна постоянная воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе своих возможностей.

Ситуация выбора

Пример

Выбор содержания обучения

Выбор содержания домашнего задания
Выбор задачи или упражнения для выполнения в классе
Выбор уровня сложности задания

Выбор методов обучения

Изучение с помощью учителя или самостоятельно

Выбор формы обучения

Работа индивидуально, в паре, в группе
Работа в классе или на учебной прогулке

Если задания на выбор предлагаются систематически, то у детей вырабатываются способности не теряться в ситуации выбора, осознанно выбирать работу по силам, умение объективно оценивать свои возможности. При этом в классе сохраняется доброжелательная атмосфера с элементами соревнования и взаимопомощи. Деление класса на группы помогает организовать взаимопроверку выполненных заданий.

Созданию ситуации успеха еще способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. Часть школьников, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет мне оживить занятие. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые мною на уроках: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в группах ( тройках, четверках), коллективная работа (класс делится на 2-3 группы или выполняется общая для всего класса работа).

Метод проектов http://holmrzdo.edusite.ru/DswMedia/situaciyauspexaprezentaciya.pptx" - педагогическая технология, ориентированная на применение знаний и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках окружающего мира младшие школьники могут работать над следующими проектами: "Заповедные места моего края", "Известные люди моего города", "Из истории детских обязанностей", "Имя в жизни человека", "Морская свинка - идеальное животное для детей любого возраста", "Моя любимая кошка "и т.д. На уроках русского языка и литературного чтения: "Маршрут доктора Айболита в сказке К.И.Чуковского", "Не сказочные размышления о сказке","Пиноккио и Буратино","По тропинкам Басни", "Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно"и т.д.

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:

  • развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
  • воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
  • повышение уверенности в себе, мотивации учения;
  • построение учебного процесса с опорой на интересы детей.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание ситуации успеха для каждого ученика.

А средствами её достижения считаю:

  • использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  • поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные
  • создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Организация ситуации успеха на уроке - это не только гарантированный интерес детей к учебной деятельности, но еще и гарантия прочного усвоения знаний всеми учениками.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!

Литература

  1. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: "Просвещение", 1991.
  2. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: "Просвещение",1991.
  3. Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
  4. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М.: "Просвещение", 1986.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998-53.
  7. Панова Е. И. Взаимоотношения "учитель - ученик". // Педагогика, 1998- №6.
  8. Хохлов С. Как удержать внимание детей. // Воспитание школьников, 1997 - №2.