Цель: Формирование компетенции деятельности и компетенций личностного самосовершенствования старших школьников.
Задачи:
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие социально-коммуникативных качеств путём коллективного решения общих задач;
- решение проблемных ситуаций;
- умение выполнять различные игровые задания;
- расширение кругозора;
- развитие логического мышления, фантазии, воображения;
- обогащение словарного запаса;
- воспитание уважения к русской культуре и традициям;
- воспитание чувства товарищества и взаимовыручки.
Ход мероприятия
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир загадок и тайн. Сегодня вы узнаете, как же жили ваши бабушки и дедушки, а точнее мы с вами отправимся в загадочный и удивительный мир русских вещей, которыми наши предки пользовались очень давно.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку.
Есть у бабушки-старушки
Очень маленький секрет:
Всё в него упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук.
Есть у бабушки на даче
Ветхий старенький… (Сундук)
Все секреты мудрости собраны в этот сундучок. В народе говорят, бабушкин сундучок - это кладезь мудрости и знаний.
Предлагаю вам узнать, что же хранится в бабушкином сундучке. Нам предстоит выполнить интересные и увлекательные задания в викторине «Бабушкин сундучок».
Основная часть
Задание №1 - «Предметы старины далекой»
Пляшу по горнице
С работою моей,
Чем больше верчусь.
Тем больше толстею. (Веретено)Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит.
Конец себе находит. (Иголка и нитка)«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?» (Чугунок)«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)Раньше, как таз деревянный,
Служил людям постоянно,
Были ручки для захвата
У старинного (Ушата)
Ни свет, ни заря -
Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?» (прялка)«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают - глотает» (печь)И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)
Задание №2 - «Русские народные ремёсла и промыслы»
Ремесло - это не только то, что мы делаем своими руками, но и живущие с нами по сей день традиции далёких предков.
«Золотые руки» ценили во все времена достаточно высоко. А если в создаваемую вещь вложена ещё и душа, то она часто являет собой прекрасное произведение искусства. С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества - «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад.
Перед вами старинные картины. Что это за ремёсла и промыслы на них изображены?
- Плетение лаптей (лапотник)
- Пряде́ние - процесс продольного складывания и спирального скручивания отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. (Пряха)
- Гончарное ремесло (гончар)
- Тка́чество - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших человеческих ремёсел. Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный (Ткачиха)
- Лошкарь - тот, кто занимался изготовлением ложек и деревянной посуды
- Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно, с Севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (Гжель)- Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может,солнцем залитые. (Хохлома)- Весёлая белая глина,
Кружочки,полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней. (Дымковская игрушка)- Тук-тук, щёлк-щёлк,
Медведь, мужик, коза и волк….
Деревянные игрушки:
И медведи и старушки -
То сидят, а то спешат,
Ребятишек всех смешат. (Богордцкая игрушка)- Слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки -
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)- Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки…..
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь. (Городецкая роспись)
Задание №3 - Сказочные вопросы
- Как попала Машенька домой к деду с бабушкой? (В коробе)
- Какое хлебобулочное изделие пело на носу у лисы? (Колобок)
- Какое обещание дала Курочка Ряба в финале одноименной сказки? (Снести еще яичко)
- Назовите богатыря из Мурома? (Илья Муромец)
- Самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях ? (Клубочек) "Царевна-лягушка", "Три царства - медное, серебряное и золотое", "Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде"
- Сколько было козлят у козы, которая жила в лесу? (Семь)
- Покровительница Емели? (Щука)
- Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну,скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь - Царевна-… - Овощ, который сажал один человек, а вытащить не могла вся семья? (Репка)
Задание №4 - «Из прошлого в настоящее»
Разгадать загадки на тему «Русская народная одежда».
- Деталь одежды, которая служила оберегом. (пояс)
- Род женской юбки из трёх полотнищ, не сшитой по бокам, украшенный тканым или вышитым узором. (понёва)
- Старинная мужская и женская одежда из домотканого холста, украшенная вышивкой. (рубаха)
- Старинная обувь, сплетенная из коры дерева. (лапти)
- Верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом. (кафтан)
- Обувь богатых людей. (сапоги)
- Верхняя одежда у крестьян. (зипун)
- Эта часть костюма не мужской кафтан.
Носит красна девица длинный ….(сарафан)
Итог
Вот так весело заканчивается наша Викторина «Бабушкин сундучок».
Постигайте мудрость народную, живите в согласии с добрым словом.
Что вам сегодня запомнилось больше всего?
Любите Россию. Будьте взаимовежливы, дружны и до новых встреч!