Рабочая программа воспитания школы: объединяем усилия, создаем условия для успеха каждого ребенка

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся», с 1 сентября 2021 года в состав основных образовательных программ школы должны входить рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.

При составлении рабочей программы воспитания школы мы учитывали результаты деятельности, достижения педагогического коллектива и учащихся, особенности контингента, сложившуюся систему взаимодействия с различными организациями и учреждениями города.

Воспитательная работа в школе направлена на различные группы обучающихся, включает в себя системообразующие звенья:

  • дополнительное образование,
  • внеурочную деятельность,
  • деятельность социально-психологической службы,
  • социально-досуговую деятельность,
  • деятельность ученического самоуправления,
  • детского общественного объединения,
  • школьные традиции и обычаи.

Цель воспитания в согласно Федеральному закону от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" - развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Программа воспитания опирается на базовые ценности российского общества: Родина, семья, дружба, взаимопомощь, спорт и здоровье, любовь к природе, стремление к знаниям, труд, личность.

Результат освоения программы воспитания - это личностное развитие школьников, проявляющееся:

  • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
  • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
  • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Направления воспитательной работы МБОУ СОШ №8 представлены в инвариантных и вариативных модулях.

Обратите внимание на то, что в новой программе воспитания не будет направлений воспитания в привычном для нас смысле.

Направления воспитания сейчас - это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы, например, воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования, воспитание через классное руководство и т.п.

Воспитательная работа выстраивается по модулям: инвариантным и вариативным.

В модулях отражены те мероприятия, которые реализуются в школе. Эти мероприятия можно менять (добавлять, убирать), как и вариативные модули тоже.

В процессе реализации рабочей программы воспитания можно и нужно определить для каждого из вариативных модулей такие воспитательные дела, которые будут интересны детям и которые будут предполагать совместную деятельность учеников, учителей и родителей.

Модуль «Классное руководство»

В этом модуле представлена работа, организованная классным руководителем:

Работа с классом:

  • организация участия класса в школьных мероприятиях, оказание помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе:
  • организация интересных и полезных для личностного развития, формирования классного коллектива совместных дел с учащимися: экскурсии по городу, на предприятия, в музеи; встречи с интересными людьми, людьми разных профессий; изготовление подарков своими руками к праздникам; чествование именинников и победителей конкурсных мероприятий; совместные мероприятия с родителями;
  • проведение игр, тренингов (совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом) на сплочение, командообразование, развитие навыков бесконфликтного общения, выработка совместно с учениками класса законов класса, правил общения с целью сплочения и развития классного коллектива;
  • контроль посещаемости уроков, дисциплины, состояния здоровья;
  • создание социального паспорта класса;
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по проблеме. Циклограмма классных часов включает в себя: ученическое собрание, классный час изучения правил дорожного движения; диагностический классный час; нравственный классный час; правовой классный час; классный час о здоровом образе жизни; профориентационный классный час; классный час патриотического воспитания; интеллектуально-эстетический классный час; классный час на свободную тему.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) - со школьным психологом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем; в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе; через посещение семей, в которых воспитывается ребенок (совместно с социальным педагогом).

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение педагогических консилиумов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся (законными представителями):

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников, тематических родительских собраний в соответствии с планом воспитательной работы класса.

Каждый классный руководитель выстраивает воспитательную работу с учетом ключевых дел, которые проходят в школе в течение года, в соответствии с планом воспитательной работы класса, который составляется на основании анализа результатов воспитательной работы за предыдущий учебный год, учебный период.