Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразней и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации, способность творчески мыслить. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей.
Активизация мыслительной деятельности учащихся - наиболее актуальная проблема современной педагогической науки и практики. Она занимает важное место в комплексе задач обучения. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, то есть мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.
При обучении в начальных классах у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно ставится в ситуации, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения.
В младшем школьном возрасте дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают много ошибок в своей работе и часто во время её выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова. Учитель сердится на ребят, ставит им плохие отметки, некоторые педагоги даже наказывают учеников за ошибки, допускаемые из-за невнимательности. Однако практика упрямо доказывает, что такими мерами учитель не достигает улучшения детского внимания. Для того чтобы ребёнок развивался, необходима внутренняя регуляция интеллектуальной активности, саморегуляции, проявлением которой можно назвать произвольное внимание.
Под вниманием понимается направленность психической деятельности и сосредоточенность её на объекте, имеющем для личности определенную значимость. Внимание - элемент сознания, которое характеризуется объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося.
Различают 3 основных вида внимания:
- непроизвольное - возникает само собой без усилий, фиксируется только то, что ярко и эмоционально,
- произвольное - требует у человека усилий для своего возникновения, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо,
- послепроизвольное - когда интерес и увлеченность возникает в процессе работы, это снимает волевое напряжение.
Что же подразумевается под творческими способностями - комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие:
- стремление к познанию;
- умение познавать новое;
- живость ума;
- умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
- стремление к открытиям;
- умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
- свободное воображение.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Что же такое творчество?
Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.
Творчество - это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество - это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
Творческая деятельность младших школьников - Это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Задача учителя - вовремя заметить и поощрить стремление обучающихся к творчеству и углублению способностей. Важно отметить, что необходимо поэтапно развивать творческие способности обучающихся.
- 1 класс - подготовительный этап. Этап подражаний, эмитаций. Идёт накопление сенсорного, интеллектуального, эмоционального опыта, как основы для творчества. Освоение эталонов творческой деятельности, технологий, средств, способов.
- 2,3 класс - основной этап. Этап преобразования. Осваивается применение основных эталонов и их преобразование в новых личностно значимых условиях в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями, потребностями.
- 4 класс - завершающий этап. Этап альтарнатив. Индивидуализация, гармонизация творческой деятельности, становление творческой индивидуальности, собственного неповторимого стиля.
Главной целью развития творческих способностей является воспитание подлинно творческой свободной личности. Для достижения этой цели во внеурочной деятельности, мы формируем у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания; развиваем познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; умение находить нестандартные решения любых возникающих проблем; воспитываем интерес к участию в творческой деятельности.
Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.
Для реализации поставленных целей и задач разработаны рамки федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации. На организацию внеурочной деятельности у нас 5 часов в неделю в каждом классе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности формируется через участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах.
Участие детей в дистанционных олимпиадах даёт положительные результаты.
Младший школьный возраст - благоприятный и значимый период для выявления и развития творческого потенциала личности, так как в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности. Поэтому развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать у него необходимые для этого качества, значит, создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.
Развитие творческих способностей младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.