Цель: Воспитание правильной гражданской позиции и чувства патриотизма, любви к Родине через музыкальные произведения на занятиях хорового пения в 3-х классах.
Задачи:
- Разучивание и исполнение музыкальных произведений патриотического характера.
- Развивать эмоционально-духовную сферу ребят и их творческий потенциал в работе над произведениями, посвященными Родине, родному краю. Воспитывать чувство гордости и благодарности за победу русского народа в ВОВ. Знакомить с лучшими вокально-хоровыми произведениями этого направления.
- Организация концертной деятельности детей перед ветеранами и участниками войны, участие в районных и городских конкурсах.
География проекта: 3 классы начальной школы МАОУ «СОШ «Петролеум+».
Целевая аудитория проекта: Ветераны войны и тыла, учащиеся школы, родители, педагогический коллектив школы.
Краткое описание проекта: проект заключается в овладении навыками хорового пения на репертуаре патриотического направления и умении применить их на практике в концертной и конкурсной деятельности.
Конкретные ожидаемые результаты: умение искренне, ярко и эмоционально, понимая содержание и характер произведения, исполнить его в концертном варианте.
Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2021-2022 год.
Общий бюджет проекта:
Для реализации данного проекта не потребовалось финансовых затрат, так как:
- Фортепиано, синтезатор - школьные.
Актуальность.
Патриотическое воспитание - одно из самых актуальных направлений педагогики. Сегодня, когда пересматривается историческое прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своею неопределенностью будущее, назрела необходимость пересмотра средств и методов патриотического воспитания у учащихся. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).
- Патриотическое воспитание на занятиях хорового пения осуществляется через решение следующих задач: обогащение представлений о Родине - России, знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием, расширение знаний об истории страны и родного края.
- Введение ребенка в мир музыки по средствам интонаций, образов русской музыкальной культуры, знакомство через народную музыку с историей народа, его традициями и обычаями.
- Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края.
- Формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Ресурсы: Для реализации проекта необходимы технические и человеческие ресурсы.
- Технические: синтезатор, фортепиано.
- Нотный материал.
- Человеческие ресурсы:
- музыкальные руководители высшей и первой категории.
- учащиеся начальной школы.
План мероприятий
№
|
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Подбор репертуара. |
сентябрь |
Кулагина Л.Л. |
2. |
Знакомство ребят с музыкальными произведениями патриотического характера. Раскрытие содержания и его связь с музыкальным материалом каждого произведения. |
Сентябрь-декабрь |
Кулагина Л.Л. |
3. |
Работа над правильной вокальной позицией, чистым унисоном, дыханием (вокальные упражнения, попевки, вокализы, каноны). |
Октябрь - февраль. |
Кулагина Л.Л. |
4. |
Развитие музыкального слуха (упражнения на правильную интонацию, игровые моменты, звукоряд «до» в различных вариантах, пение a capella. |
Сентябрь - май |
Кулагина Л.Л. |
5. |
Работа хора над правильной фразировкой, над яркой кульминацией, связь содержания с музыкальным исполнением произведения. |
Январь - май |
Кулагина Л.Л. |
6. |
Итоговые выступления на концертах и конкурсах патриотического направления. |
Май |
Кулагина Л.Л. |
Риски:
- Недостаточное овладение некоторыми приемами вокально-хорового пения и правильной интонации. Метод преодоления - индивидуальная работа с ребятами.
- Отсутствие артистических качеств, эмоциональная зажатость, неуверенность и стеснение. Воспитание на занятиях уверенности в себе, создание ситуации успеха.
- Недостаточность музыкальных данных для объективной оценки своей деятельности и работы коллектива. Преодоление: индивидуальный подход при разборе содержания каждого музыкального произведения.
Конкретные ожидаемые результаты. Умение выступить в хоровом коллективе на концерте или конкурсе, понять и почувствовать характер каждого исполняемого произведения, искренне и эмоционально передать свои, собственные патриотические чувства.
Мониторинг реализации проекта.
Итоговое выступление хоровых коллективов с данным репертуаром.
Результаты реализации проекта.
В нынешних непростых условиях, когда наблюдается потеря нравственных и культурных основ в обществе назрела необходимость обращения к русской музыкальной культуре, фольклору, русским народным песням, к песням времен Великой Отечественной Войны и современным песням патриотического и гражданского содержания. Именно это обращение поможет воспитать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека. В классах, которые работали по данному проекту, были дети разные по музыкальным способностям, темпераменту, эмоциональному восприятию музыкального материала, степени раскрепощенности. В течение года ребята работали по этому направлению, где сами непосредственно принимали участие в обсуждении и раскрытии содержания музыкальных произведений. В работе над русскими народными песнями знакомились с народными традициями и историей государства, использовали народные инструменты, сопровождающие пение, «играли» песни. На занятиях, посвященных песням Великой Отечественной войны ,ребята сами готовили сообщения о подвиге своих родных и близких людей, приносили фотографии, документы того времени. В каждом классе был свой «Бессмертный Полк».
Низкий уровень.
- Отсутствие эмоционального восприятия, равнодушие.
- Отсутствие интереса к процессу работы над произведением.
- Плохая интонация.
Средний уровень.
- Неустойчивое эмоциональное восприятие, несобранность.
- Неравномерное восприятие материала, частичное непонимание содержания произведения.
- Неустойчивая интонация.
Высокий уровень.
- Глубокое восприятие и понимание содержания произведения.
- Искреннее, эмоциональное и артистическое исполнение. Чистая интонация.
- На концертных показах по данным критериям были выявлены следующие результаты:
- Низкий уровень - 5-8 человек
- Средний уровень - 9-12 человек
- Высокий уровень - 10-15человек
Перспективы развития проекта
- Продолжить работу в следующем учебном году на более высоком музыкальном, содержательном и исполнительском уровне.
- Продолжить работу на занятиях хорового пения по воспитанию твердой гражданской и патриотической позиции учащихся.
- Проанализировав и обобщив опыт предыдущего года, выявив все плюсы и минусы, повторить данный проект в классах четвертой параллели по скорректированной программе обучения.
Литература
- Беркман Т.Л. Грищенко К.С. «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению».
- Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Москва, 2000.
- Беклобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников. Москва 2000.
- А.Егоров «Методика преподавания хоровых дисциплин».