Основы дирижирования как новый вид деятельности на занятиях хорового пения в 4-х классах

Разделы: Музыка, Дополнительное образование

Классы: 3, 4

Ключевые слова: хоровое пение


Цель: Воспитание правильной гражданской позиции и чувства патриотизма, любви к Родине через музыкальные произведения на занятиях хорового пения в 3-х классах.

Задачи:

  • Разучивание и исполнение музыкальных произведений патриотического характера.
  • Развивать эмоционально-духовную сферу ребят и их творческий потенциал в работе над произведениями, посвященными Родине, родному краю. Воспитывать чувство гордости и благодарности за победу русского народа в ВОВ. Знакомить с лучшими вокально-хоровыми произведениями этого направления.
  • Организация концертной деятельности детей перед ветеранами и участниками войны, участие в районных и городских конкурсах.

География проекта: 3 классы начальной школы МАОУ «СОШ «Петролеум+».

Целевая аудитория проекта: Ветераны войны и тыла, учащиеся школы, родители, педагогический коллектив школы.

Краткое описание проекта: проект заключается в овладении навыками хорового пения на репертуаре патриотического направления и умении применить их на практике в концертной и конкурсной деятельности.

Конкретные ожидаемые результаты: умение искренне, ярко и эмоционально, понимая содержание и характер произведения, исполнить его в концертном варианте.

Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2021-2022 год.

Общий бюджет проекта:

Для реализации данного проекта не потребовалось финансовых затрат, так как:

  • Фортепиано, синтезатор - школьные.

Актуальность.

Патриотическое воспитание - одно из самых актуальных направлений педагогики. Сегодня, когда пересматривается историческое прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своею неопределенностью будущее, назрела необходимость пересмотра средств и методов патриотического воспитания у учащихся. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

  • Патриотическое воспитание на занятиях хорового пения осуществляется через решение следующих задач: обогащение представлений о Родине - России, знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием, расширение знаний об истории страны и родного края.
  • Введение ребенка в мир музыки по средствам интонаций, образов русской музыкальной культуры, знакомство через народную музыку с историей народа, его традициями и обычаями.
  • Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края.
  • Формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Ресурсы: Для реализации проекта необходимы технические и человеческие ресурсы.

  • Технические: синтезатор, фортепиано.
  • Нотный материал.
  • Человеческие ресурсы:
    • музыкальные руководители высшей и первой категории.
    • учащиеся начальной школы.

План мероприятий

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Подбор репертуара.

сентябрь

Кулагина Л.Л.

2.

Знакомство ребят с музыкальными произведениями патриотического характера. Раскрытие содержания и его связь с музыкальным материалом каждого произведения.

Сентябрь-декабрь

Кулагина Л.Л.

3.

Работа над правильной вокальной позицией, чистым унисоном, дыханием (вокальные упражнения, попевки, вокализы, каноны).

Октябрь - февраль.

Кулагина Л.Л.

4.

Развитие музыкального слуха (упражнения на правильную интонацию, игровые моменты, звукоряд «до» в различных вариантах, пение a capella.

Сентябрь - май

Кулагина Л.Л.

5.

Работа хора над правильной фразировкой, над яркой кульминацией, связь содержания с музыкальным исполнением произведения.

Январь - май

Кулагина Л.Л.

6.

Итоговые выступления на концертах и конкурсах патриотического направления.

Май

Кулагина Л.Л.

Риски:

  • Недостаточное овладение некоторыми приемами вокально-хорового пения и правильной интонации. Метод преодоления - индивидуальная работа с ребятами.
  • Отсутствие артистических качеств, эмоциональная зажатость, неуверенность и стеснение. Воспитание на занятиях уверенности в себе, создание ситуации успеха.
  • Недостаточность музыкальных данных для объективной оценки своей деятельности и работы коллектива. Преодоление: индивидуальный подход при разборе содержания каждого музыкального произведения.

Конкретные ожидаемые результаты. Умение выступить в хоровом коллективе на концерте или конкурсе, понять и почувствовать характер каждого исполняемого произведения, искренне и эмоционально передать свои, собственные патриотические чувства.

Мониторинг реализации проекта.

Итоговое выступление хоровых коллективов с данным репертуаром.

Результаты реализации проекта.

В нынешних непростых условиях, когда наблюдается потеря нравственных и культурных основ в обществе назрела необходимость обращения к русской музыкальной культуре, фольклору, русским народным песням, к песням времен Великой Отечественной Войны и современным песням патриотического и гражданского содержания. Именно это обращение поможет воспитать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека. В классах, которые работали по данному проекту, были дети разные по музыкальным способностям, темпераменту, эмоциональному восприятию музыкального материала, степени раскрепощенности. В течение года ребята работали по этому направлению, где сами непосредственно принимали участие в обсуждении и раскрытии содержания музыкальных произведений. В работе над русскими народными песнями знакомились с народными традициями и историей государства, использовали народные инструменты, сопровождающие пение, «играли» песни. На занятиях, посвященных песням Великой Отечественной войны ,ребята сами готовили сообщения о подвиге своих родных и близких людей, приносили фотографии, документы того времени. В каждом классе был свой «Бессмертный Полк».

Низкий уровень.

  • Отсутствие эмоционального восприятия, равнодушие.
  • Отсутствие интереса к процессу работы над произведением.
  • Плохая интонация.

Средний уровень.

  • Неустойчивое эмоциональное восприятие, несобранность.
  • Неравномерное восприятие материала, частичное непонимание содержания произведения.
  • Неустойчивая интонация.

Высокий уровень.

  • Глубокое восприятие и понимание содержания произведения.
  • Искреннее, эмоциональное и артистическое исполнение. Чистая интонация.
  • На концертных показах по данным критериям были выявлены следующие результаты:
    • Низкий уровень - 5-8 человек
    • Средний уровень - 9-12 человек
    • Высокий уровень - 10-15человек

Перспективы развития проекта

  • Продолжить работу в следующем учебном году на более высоком музыкальном, содержательном и исполнительском уровне.
  • Продолжить работу на занятиях хорового пения по воспитанию твердой гражданской и патриотической позиции учащихся.
  • Проанализировав и обобщив опыт предыдущего года, выявив все плюсы и минусы, повторить данный проект в классах четвертой параллели по скорректированной программе обучения.

Литература

  1. Беркман Т.Л. Грищенко К.С. «Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению».
  2. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Москва, 2000.
  3. Беклобородова В.К. Музыкальное восприятие школьников. Москва 2000.
  4. А.Егоров «Методика преподавания хоровых дисциплин».