Цели урока:
- Познавательные: Познакомить с понятием «толерантность», «толерантная личность».
- Практические: Научить пользоваться техникой бесконфликтного общения, раскрыть качества важные для эффективного межличностного общения, помогающие формированию коммуникативных навыков.
- Воспитывающие: Воспитывать нравственные качества подростков: уважение к личности человека, с которым ты учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;
Задачи:
- Развитие сочувствия, сопереживания у воспитанников.
- Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о проявлении толерантности.
Форма проведения: беседа - размышление.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к людям разных национальностей и культур, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.
Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
Ведущая роль в подготовке и проведении данного занятия отводится воспитателю, детям отводится роль слушателей и исполнителей определённых заданий. Занятие разработано с использованием ИКТ. Сопровождением компьютерная презентация. Предложенный материал даётся в форме упражнений, тестов, носит дискуссионный характер, учит размышлять, высказывать своё мнение, делать выводы.
Ожидаемый результат: данное занятие по толерантности для участников станет ориентиром поведения в обществе, отношений со сверстниками.
Оборудование:
- плакаты по толерантности;
- таблица «Черты толерантной личности»
- плакат по бесконфликтному общению;
- бланки опросника «Черты толерантной личности»;
- памятки по бесконфликтному общению на каждого ребенка;
- рисунки ребят «Что такое толерантность? »
- карточки-задания по бесконфликтному общению;
- стихотворения о добром слове Н.Рыленкова и Л.Щипахина.
Ход воспитательского часа
I. Вступление
Ребята, тема сегодняшнего занятия «Жить в мире с собой и другими». Вы все прекрасно знаете значение таких слов, как: доброта, красота, терпение, чуткость, доверие, доброжелательность, сопереживание, уважение.
Все эти слова можно объединить в одно научное понятие - толерантность.
Современный культурный человек - это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей, всего общества в целом.
Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности. Согласно Декларации принципов толерантности, мы понимаем, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности - это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…"
В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии., научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Значение слова толерантность зависит от исторического опыта народов.
- В английском языке толерантность - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
- Во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
- В китайском языке быть толерантным значит - позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.
- В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение»
- В персидском - терпение, выносливость, готовность к примирению.
- В русском языке - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Их невозможно представить себе без человека, так как они означают чувства и поступки людей. Если человек проявляет терпение, сопереживание, чуткость, уважение, то с ним будет приятно общаться, у него будет много друзей. Такого человека еще можно назвать воспитанным.
Понятие толерантность - многогранно, а сегодня мы рассмотрим одну из его сторон.
II. Основная часть
1. Беседа по вопросам
- Что такое толерантность.
- Какое из определений вам импонирует больше всего?
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?
- А что же объединяет эти определения?
- Почему так актуальна толерантность в наше время?
2. Работа детей с бланками опросника «Черты толерантной личности»
- Давайте попробуем оценить себя, какие качества есть у вас?
Посмотрите, пожалуйста, на листы, которые лежат перед вами. Это - бланки-опросники с чертами толерантной личности.
Обсуждаю с детьми значение слов, написанных в бланке:
Черты толерантной личности
|
|
А |
В |
1 |
Снисходительность |
|
|
2 |
Терпение |
|
|
3 |
Чувство юмора |
|
|
4 |
Чуткость |
|
|
5 |
Доверие |
|
|
6 |
Альтруизм (любовь к людям) |
|
|
7 |
Умение владеть собой |
|
|
8 |
Доброжелательность |
|
|
9 |
Умение не осуждать других |
|
|
10 |
Уважение человеческого достоинства |
|
|
11 |
Умение слушать |
|
|
12 |
Сопереживание |
|
|
Инструкция по заполнению бланка:
Сначала в колонке А поставьте «+» напротив тех черт, которые у вас наиболее выражены, затем в колонке В «-» напротив тех черт, которые у вас отсутствуют или слабо выражены.
На заполнение бланка дается 3 минуты.
Затем, на заранее подготовленном бланке опросника, проводится анализ ответов детей по каждому качеству, и определяются черты толерантной личности присущие нашему классу.
Резюме: Вы - интересные ребята и живете в человеческом обществе, старайтесь сохранить хорошие качества и интерес сверстников к вам. Учитесь быть людьми в любой ситуации.
3. Поэма о толерантности
- Так, что же такое толерантность? Давайте сочиним поэму о толерантности. Каждый придумает по строчке и напишет на листе бумаги, а я потом прочту все вместе.
Время на выполнение задания - 2-3 мин.
Читаю «поэму», которую сочинили дети.
4. Задания по практике отношений
Задание №1. Правила бесконфликтного общения
Ребята, мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам неприятны и не вызывают у нас симпатии. Однако такое общение неизбежно. Как же научиться бесконфликтному общению? Посмотрите, пожалуйста, на памятки, которые лежат перед вами, давайте прочитаем!
Разыгрывание ситуаций. Анализ ошибок, обсуждение и правильный выбор из создавшегося положения. Дети для решения задачи используют памятки бесконфликтного общения.
Работа с карточками-заданиями.
№1
Вы присутствуете при конфликтной ситуации. Катя оскорбила Петю из-за пустяка.
- Петя, быстро принеси мне кружку, я хочу пить.
- Сама принеси, у тебя, что ног нет?
- Дурак, больше тебе ничего делать не буду.
- Сама дура. А ты вообще ко мне больше не подходи!
№2
В школе учитель ведет урок. Замечает, что Валера играет с мобильником.
- Валера, убери, пожалуйста, телефон.
В ответ тишина, ученик увлеченно играет с телефоном.
- Валера! - повышает голос учитель, - дай сюда мне свой телефон!
- Вы чего орете на меня! Это мой мобильник! Вы не имеете права его отбирать! - закричал мальчик.
- Выйди вон из класса! Придешь тогда, когда будешь готов заниматься!
№3
На столе у воспитателя лежали конфеты Лены. В комнате был только Егор. Он взял их без разрешения и съел.
- Кто взял мои конфеты? - спрашивает Лена, входя в комнату.
- Не знаю - отвечает Егор.
- Негодяй, вор - это ты сожрал мои конфеты! - кричит девочка.
- Дура, я их не трогал, нечего их было на стол класть. Будешь орать, в лоб получишь.
Резюме: Теперь вы видите, что значат слова в нашем повседневном общении и как важно правильно использовать в своей речи волшебные слова. От того, как мы разговариваем, зависит и наше поведение. Поэтому неразрывны между собой два понятия «культура общения» и «поведение».
5. Чтение детьми стихотворений о добрых словах
Со словом обидным нельзя торопиться,
Чтоб завтра себя самого не стыдиться.
(Н.Рыленков)Счастливей, чем счастья подкова,
Дороже, чем горсть серебра…
Спасибо за доброе слово.
Спасибо за слово добра.
(Л.Щипахина)
6. Упражнение «Волшебные слова»
Сформулируйте "обязательные условия" для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с человеком.
№1
Вы должны попросить учителя, чтобы он Вам помог подготовиться по его предмету.
№2
У Вас нет часов. Вы опаздываете. Ваша задача - узнать у прохожего сколько время.
№3
Вы находитесь на незнакомой улице. Ваша задача - вступить в контакт с незнакомым человеком и узнать, как пройти на нужную Вам улицу.
№4
У Вас срочное неотложное дело, надо уехать. Но Вы не можете этого сделать, пока не договоритесь, чтобы за Вас кто-нибудь отдежурил по столовой.
№5
Вы опоздали на урок. Ваша задача - попросить учителя пустить к себе на урок.
№6
Вы находитесь на вокзале с тяжелыми сумками. Ваша задача - попросить незнакомого человека помочь Вам донести сумки.
7. Упражнение «Комплименты»
Дети становятся в круг. Ведущий начинает, говоря комплимент, стоящему справа, передает ему игрушку. Каждый следующий должен сказать комплимент другому участнику.
III. Заключительная часть
Ребята, что нового вы узнали на занятии?
Что чувствовали? Какие у вас впечатления?
Мы сегодня выучили научное понятие - толерантность, научились пользоваться правилами бесконфликтного общения, говорить добрые слова и комплименты друг другу.
Мы - это маленькая семья.
И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.