Аннотация
Технологическая карта урока «Почему Василия Шуйского называли «боярским царем»?» разработана в соответствии с Концепцией учебно-методического комплекса по отечественной истории в общеобразовательной организации по Отечественной истории и требованиями ФГОС ООО.
В ходе урока используются цифровые ресурсы различной направленности: цифровые коллекции письменных, картографических источников; используются возможности поисковых систем. Новизна данной разработки заключается в том, что при работе с цифровыми ресурсами сделан акцент на раннюю, начиная с 6-7 класса, подготовку к основному государственному экзамену учащихся, знакомство их с Открытым банком заданий. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащемуся как можно раньше начать готовиться к аттестации в 9 классе, приобретая все большую степень самостоятельности в подготовке. Опыт работы свидетельствует о том, что для многих учащихся экзамен по истории представляется сложным потому, что они испытывают затруднения при организации самостоятельной подготовки к экзамену.
Методические рекомендации к проведению урока
При проведении урока необходимо предварительно сформировать представление учащихся о том, что такое внутренняя и внешняя политика; отработать четкий алгоритм анализа народных восстаний.
Технологическая карта
Тема: Почему Василия Шуйского называли «боярским царем»?
Цель урока: характеристика внутренней политики Василия Шуйского.
Задачи
- образовательные: знать историческую ситуацию во времена царствования Василия Шуйского; знать причины, ход, причины поражения и итоги восстания И. Болотникова.
- развивающие: анализировать историческую ситуацию уметь работать с историческими источниками и анализировать отношение автора к движению Болотникова; уметь локализовать на исторической карте события, связанные с движением Болотникова; уметь работать с учебником, составлять схему и заполнять таблицу.
- воспитательные: воспитывать гражданскую позицию.
Образовательные технологии:
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникативные технологии.
Планируемые результаты
- предметные: овладение целостным представлением о Смутном времени, изучение и систематизация информации из различных источников;
- метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность; использовать в своей учебно-познавательной деятельности образовательные ресурсы и программное обеспечение.
- личностные: формирование представлений о долге и ответственности политического деятеля перед обществом.
В соответствии с Концепцией используется историко-антропологический подход (характеристика Василия Шуйского и участников восстания И.Болотникова), многофакторный характер истории (экономические последствия правления В.Шуйского) с социальной сферой (реакция общества на политику В.Шуйского в виде движения И. Болотникова), синхронизация истории России и Всеобщей истории (влияние Речи Посполитой на события в Московском государстве); с культурной сферой (изобразительные источники по истории Смутного времени).
Форма проведения: лабораторно-практическая.
Техническое обеспечение: интерактивная доска, выход в Интернет, компьютер; программное обеспечение ХMind Russian.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1) Организационный этап |
Приветствие.
|
Готовятся к уроку. |
Регулятивные: умение организовать свою деятельность. |
2) Актуализация знаний |
Работа с интеллект-картой «Внутренняя политика Московских царей в начале XVII века».
|
Актуализируют знания о причинах Смуты и внутренней политике Бориса Годунова и Лжедмитрия I с помощью интеллект-карты «Внутренняя политика Московских царей в начале XVII века».
|
Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, выделять главное; умение организовать самостоятельную работу с ЦОР (Открытым банком заданий ОГЭ). |
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Учитель организует фронтальную работу с заполнением интеллект-карты.
|
Формулируют тему урока «Почему Василия Шуйского называют «боярским царем»?», ставят цель урока. Составляют план: Характеристика внутренней политики Василия Шуйского. Реакция общества на внутреннюю политику Василия Шуйского: движение Ивана Болотникова. Называют источники информации: учебник, карта, интернет, исторические документы. |
Регулятивные: целеполагание и
|
4) Первичное усвоение новых знаний, проверка их понимания |
Учитель организует фронтальную работу с заполнением интеллект-карты. Учитель предлагает подобрать аргументы того, что Василий Шуйский был «боярским царем». |
Дают образную характеристику «боярского царя» на основе изучения свидетельств его современников и анализа фактов его правления.
Слушают других учеников и заполняют интеллект-карту. |
Регулятивные: работа по плану, выделять главное. Познавательные: заполнение интеллект-карты фактами.
Коммуникативные: взаимодействие между группами; умение слушать чужую точку зрения; критически оценивать ответы одноклассников. |
5) Первичное закрепление | Учитель предлагает ответить на вопросы теста из рабочей тетради 2. | Учащиеся выполняют задание. | Регулятивные и познавательные: обобщающий контроль полученных знаний. |
6) Информация о домашнем задании |
Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. Составить рассказ о движении Болотникова. Охарактеризоват ь записки Конрада Буссова как источник по истории движения Болотникова. Патриарх Гермоген о движении Болотникова. |
Учащиеся слушают и записывают домашнее задание. |
Личностные: формирование своего отношения к событиям Смуты.
Регулятивные и познавательные: организация самостоятельно поиска ответа на вопрос. Умение организовать самостоятельную работу с ЦОР (Коллекцией исторических источников Российского образовательного портала). |
7) Рефлексия | Подведение итогов занятия. Учитель предлагает продолжить предложение: «Я узнал….». | Учащиеся отвечают или делают выбор. | Личностные: самооценка. |
Список использованных цифровых ресурсов
- Открытый банк заданий ОГЭ Федерального института педагогических измерений // http://opengia.ru/subjects/history-9/topics/1.
- Коллекция исторических документов Российского образовательного портала // http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13273
Дидактические материалы
- Атлас. История России XVII.
- Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова, П.В.Лукина «История России. XVI-XVII века». 7 класс. М.: Русское слово, 2022.
- Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI-XVII века. М.: Русское слово, 2021.