Технологическая карта урока "Василий Шуйский – боярский царь"

Разделы: История и обществознание


Аннотация

Технологическая карта урока «Почему Василия Шуйского называли «боярским царем»?» разработана в соответствии с Концепцией учебно-методического комплекса по отечественной истории в общеобразовательной организации по Отечественной истории и требованиями ФГОС ООО.

В ходе урока используются цифровые ресурсы различной направленности: цифровые коллекции письменных, картографических источников; используются возможности поисковых систем. Новизна данной разработки заключается в том, что при работе с цифровыми ресурсами сделан акцент на раннюю, начиная с 6-7 класса, подготовку к основному государственному экзамену учащихся, знакомство их с Открытым банком заданий. Задача учителя заключается в том, чтобы помочь учащемуся как можно раньше начать готовиться к аттестации в 9 классе, приобретая все большую степень самостоятельности в подготовке. Опыт работы свидетельствует о том, что для многих учащихся экзамен по истории представляется сложным потому, что они испытывают затруднения при организации самостоятельной подготовки к экзамену.

Методические рекомендации к проведению урока

При проведении урока необходимо предварительно сформировать представление учащихся о том, что такое внутренняя и внешняя политика; отработать четкий алгоритм анализа народных восстаний.

Технологическая карта

Тема: Почему Василия Шуйского называли «боярским царем»?

Цель урока: характеристика внутренней политики Василия Шуйского.

Задачи

  • образовательные: знать историческую ситуацию во времена царствования Василия Шуйского; знать причины, ход, причины поражения и итоги восстания И. Болотникова.
  • развивающие: анализировать историческую ситуацию уметь работать с историческими источниками и анализировать отношение автора к движению Болотникова; уметь локализовать на исторической карте события, связанные с движением Болотникова; уметь работать с учебником, составлять схему и заполнять таблицу.
  • воспитательные: воспитывать гражданскую позицию.

Образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии.

Планируемые результаты

  • предметные: овладение целостным представлением о Смутном времени, изучение и систематизация информации из различных источников;
  • метапредметные: организовывать и регулировать свою деятельность; использовать в своей учебно-познавательной деятельности образовательные ресурсы и программное обеспечение.
  • личностные: формирование представлений о долге и ответственности политического деятеля перед обществом.

В соответствии с Концепцией используется историко-антропологический подход (характеристика Василия Шуйского и участников восстания И.Болотникова), многофакторный характер истории (экономические последствия правления В.Шуйского) с социальной сферой (реакция общества на политику В.Шуйского в виде движения И. Болотникова), синхронизация истории России и Всеобщей истории (влияние Речи Посполитой на события в Московском государстве); с культурной сферой (изобразительные источники по истории Смутного времени).

Форма проведения: лабораторно-практическая.

Техническое обеспечение: интерактивная доска, выход в Интернет, компьютер; программное обеспечение ХMind Russian.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1) Организационный этап

Приветствие.
Проверка готовности к уроку.

Готовятся к уроку.

Регулятивные: умение организовать свою деятельность.

2) Актуализация знаний

Работа с интеллект-картой «Внутренняя политика Московских царей в начале XVII века».
Вопросы к учащимся: Каковы были причины Смуты? Назовите основные направления внутренней политики Б. Годунова и Лжедмитрия I. Были ли устранены кризисные явления во время их правления? Какие задачи стояли перед новым царем? Кто был наиболее реальным претендентом на российский престол после смерти Лжедмитрия I?
Интересы какого общественного слоя будет представлять В.Шуйский?
Учитель обращает
внимание учащихся на задания из банка ГИА.

Актуализируют знания о причинах Смуты и внутренней политике Бориса Годунова и Лжедмитрия I с помощью интеллект-карты «Внутренняя политика Московских царей в начале XVII века».
Делают вывод о том, что кризисные явления не были преодолены.
Называют наиболее актуальные проблемы внутренней политики первого десятилетия 17 века.
Предполагают, кто мог возглавить Российское государство после смерти Лжедмитрия I, аргументируя свою точку зрения.
Высказывают предположение, в интересах каких слоев населения действовал Василий Шуйский.

Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, выделять главное; умение организовать самостоятельную работу с ЦОР (Открытым банком заданий ОГЭ).

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель организует фронтальную работу с заполнением интеллект-карты.
Учитель предлагает разбиться на группы для работы с вопросом о реакции общества на внутреннюю политику Василия Шуйского.
Из учебника 1 группа анализирует причины движения Болотникова, его участников и их требования.
2 группа готовит рассказ с помощью тематической карты о ходе восстания.
3 группа анализирует причины поражения восстания, его итогах и значении.

Формулируют тему урока «Почему Василия Шуйского называют «боярским царем»?», ставят цель урока. Составляют план:

Характеристика внутренней политики Василия Шуйского.

Реакция общества на внутреннюю политику Василия Шуйского: движение Ивана Болотникова.

Называют источники информации: учебник, карта, интернет, исторические документы.

Регулятивные: целеполагание и
планирование деятельности по плану.
Познавательные: отбор и
систематизация информации.
Коммуникативные: умение
взаимодействовать в группе.

4) Первичное усвоение новых знаний, проверка их понимания

Учитель организует фронтальную работу с заполнением интеллект-карты.

Учитель предлагает подобрать аргументы того, что Василий Шуйский был «боярским царем».

Дают образную характеристику «боярского царя» на основе изучения свидетельств его современников и анализа фактов его правления.
Высказывают суждения о предпосылках новой волны самозванства в царствование Василия Шуйского.
Рассказывают о движении Болотникова; локализуют события, с ними связанные на тематической карте; анализируют содержание тематической картины.
Анализируют записки К.Буссова как источник по истории движения Болотникова. Определяют отношение автора к движению Болотникова, версию причин его поражения и социальной опоры.
Приводят аргументы того, что Шуйский был «боярским царем».
Оценивают его как историческую личность.
Самостоятельная работа в группах по поиску и систематизации материала.

Слушают других учеников и заполняют интеллект-карту.

Регулятивные: работа по плану, выделять главное. Познавательные: заполнение интеллект-карты фактами.
Коммуникативные: взаимодействие между группами; умение слушать чужую точку зрения; критически оценивать ответы одноклассников.
5) Первичное закрепление Учитель предлагает ответить на вопросы теста из рабочей тетради 2. Учащиеся выполняют задание. Регулятивные и познавательные: обобщающий контроль полученных знаний.
6) Информация о домашнем задании

Учитель проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Составить рассказ о движении Болотникова.

Охарактеризоват ь записки Конрада Буссова как источник по истории движения Болотникова.

Патриарх Гермоген о движении Болотникова.

Учащиеся слушают и записывают домашнее задание. Личностные: формирование своего отношения к событиям Смуты.
Регулятивные и познавательные: организация самостоятельно поиска ответа на вопрос.
Умение организовать самостоятельную работу с ЦОР (Коллекцией исторических источников Российского образовательного портала).
7) Рефлексия Подведение итогов занятия. Учитель предлагает продолжить предложение: «Я узнал….». Учащиеся отвечают или делают выбор. Личностные: самооценка.

Список использованных цифровых ресурсов

  1. Открытый банк заданий ОГЭ Федерального института педагогических измерений // http://opengia.ru/subjects/history-9/topics/1.
  2. Коллекция исторических документов Российского образовательного портала // http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13273

Дидактические материалы

  1. Атлас. История России XVII.
  2. Кочегаров К.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова, П.В.Лукина «История России. XVI-XVII века». 7 класс. М.: Русское слово, 2022.
  3. Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI-XVII века. М.: Русское слово, 2021.