Пояснительная записка
Лучшая методика борьбы с употреблением ПАВ - профилактика. "Болезнь легче предупредить, чем лечить" - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о злоупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.
В последнее десятилетие для нашей страны употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических и других ПАВ превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике, социальной сфере и правопорядку. Именно поэтому она имеет особую актуальность. В России средний возраст мальчиков, в котором они начинают употреблять алкоголь, составляет 12,5 лет, а девочек - 12,9 лет.
Среди основных причин, влияющих на распространение наркомании, токсикомании и т.д. среди несовершеннолетних, одним из первых мест является стремление доказать свою взрослость, уйти от решения проблем, способ расслабиться, любопытство, желание выделяться среди окружающих.
Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин - крайне упрощенное представление о профилактике.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести максимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. Только сформированность и осознание личностной ценности здоровья позволят ребенку понять, почему и чем для него опасно знакомство с одурманивающими веществами, необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ и предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди обучающихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Профилактика употребления ПАВ - это прежде всего помощь в освоении навыков эффективной социальной адаптации - умения общаться, строить свои отношения со взрослыми сверстниками, в развитии способности оценивать свое эмоциональное состояние и управлять им. Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости (усиление защитных факторов) - наиболее современный подход к профилактике ПАВ.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения.
Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВ, что подтверждено законом РФ «Об образовании», постановлениями программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ и мерах противодействия их распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми. Только путем согласованных действий можно избежать приобщения школьников к злоупотреблению ПАВ. Благодаря этому можно будет добиться улучшения состояния их здоровья и повышения успеваемости. В дальнейшем меры по профилактике вредных привычек среди школьников могут способствовать укреплению здоровья нации в целом.
Существует несколько компонентов профилактики злоупотребления ПАВ:
1. Образовательный - знание о действии химических веществ на организм человека, механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.
2.Психологический - коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков "группы риска".
3. Социальный - помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения.
Цели и задачи программы
Целью данной программы является:
- создание системы информационно-пропагандической работы с родителями и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
- изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ и формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в подростково-молодежной среде;
Задачи программы:
- Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению правам человека.
- Выработка навыков самозащиты, устойчивого отрицательного отношения к «первой пробе» ПАВ.
- Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений, создать благоприятный психоэмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы.
- Формирование личной ответственности за своё поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества.
- Формирование у подростков адекватной самооценки.
- Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояние давлению сверстников.
- Профилактика употребления ПАВ (психоактивных веществ).
- Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
- Профориентация: выявление склонностей и интересов. Разработка жизненных целей и поэтапный план достижения этих целей с учетом интересов и склонностей.
Данная программа рассчитана на обучающихся 1-11 классов общеобразовательного учреждения и написана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (Раздел 1, Статьи 7,8).
Основные формы реализации программы
В основу реализации программы «Профилактика употребления ПАВ» заложены разнообразные формы и методы, такие как:
- Классные часы
- Беседы
- Круглый стол
- Конкурсы
- Тренинги
Технологии профилактики употребления ПАВ в школе
Профилактика зависимости от ПАВ использует разнообразные виды технологий социальные, педагогические, психологические.
1) Социальные технологии направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
2) Педагогические технологии профилактики направлены на формирование у адресных групп профилактики (прежде всего, у обучающихся) представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.
Основой содержания педагогической профилактики является система представлений об употреблении ПАВ как многоаспектном социально-психологическом явлении, имеющем социокультурные корни. Исходя из этого, воспитание и обучение опираются на ценности отечественной и мировой культуры, способные выступать в качестве альтернативы идеологии субкультур, проповедующих использование ПАВ.
3) Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у обучающихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Механизм реализации программы предполагает:
1. Диагностику обучающихся и родителей:
- анкетирование и тестирование учащихся;
- составление картотеки детей «группы риска»;
- педагогическое наблюдение за учащимися;
- изучение положения ребёнка в семье, классе, школе;
- изучение уровня воспитанности обучающихся.
2. Раннее выявление курения, употребление алкогольных напитков и причин, побудивших к этому;
3. Проведение мероприятий и общественных акций по профилактике употребления ПАВ среди подростков;
- Создание новых и поддержка существующих кружков, секций;
- Организация летнего отдыха детей школы.
В программе принимают участие:
Администрация образовательного учреждения, педагоги, педагог-психолог, социальный педагог, представители общественности, правоохранительных органов, учреждений культуры и спорта, здравоохранения.
Основные направления деятельности и формы работы
1. Организация взаимодействия между школой и субъектами профилактики, родителями, библиотеками, общественными организациями, учреждениями здравоохранения.
2. Работа с обучающимися школы:
- пропаганда ЗОЖ, беседы об отрицательном действии вредных привычек на растущий организм;
- проведение тематических классных часов; посвященных Всемирному дню борьбы с ВИЧ (1 декабря), Международному дню отказа от курения (третий четверг ноября), Всемирному Дню без табака (31 мая), Дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом (1 марта), Всемирному дню здоровья (7 апреля). Проведение дней профилактики курения, алкоголизма, наркомании среди учащихся;
- лекции, беседы, просмотр и обсуждение видеофильмов;
- конкурсы рисунков, плакатов, акции и проведение тренингов среди «трудных «подростков;
3. Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:
- своевременное выявление проблем у учащихся, подверженных вредным привычкам и оказание им необходимой помощи;
- организация профилактических бесед и лекций, встреч со специалистами по проблемам наркомании, алкоголизма, токсикомании и правонарушений.
4. Работа с родителями:
- проведение классных и общешкольных родительских собраний;
- индивидуальные консультации и тематические встречи с родителями «трудных» подростков;
При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.
- Подготовительный этап является чрезвычайно важным, так как дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное - подготовить благоприятную среду для дальнейших действий.
- Этап реализации программы. В связи с необходимостью профилактической работы со всеми группами несовершеннолетних. В ОУ должен реализовываться комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя первичную, вторичную и третичную профилактику.
Этапы программы профилактики
Этапы |
Возраст |
Характеристика |
I |
7-10 лет |
Предупреждение или временное смещение начала употребления табака и алкоголя на более поздний период:
|
II |
11-15 лет |
Предупреждение употребления ингаляторов и наркотических веществ подростками:
|
III |
16-18 лет |
Создание условий для профессионального определения подростков, предпрофильной подготовки и профильного обучения:
|
Планируемый результат
- программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических и медико-психологических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта
- снижению вероятности употребления ПАВ подростками
- все участники программы получают необходимые знания по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании
- подростки смогут получить квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью.
Оценка эффективности программы проводится путем сопоставления результатов входящей (в начале работы) и итоговой (по окончании этапа) диагностик.
-
перспективе дальнейшего развития программы:
- создание методического материала по первичной профилактике употребления ПАВ;
- создание в учебном заведении банка презентаций о профилактике вредных привычек;
- создание сменной информации для стенда с целью профилактики ПАВ.
Список используемой литературы
- Азаров Ю.П., Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1982.
- Бедный М.С., Семья - здоровье - общество. М., 1986
- Котляков В.Ю., Профилактика наркозависимости в школе. Кемерово, 1997
- Лютов В.К., Монин Г.Б., тренинг эффективного взаимодействия с детьми, Л.: Медицина, 1991
- Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. М.6 ВАКО, 2007.
- Сирота Н.А., Ялтонский М.В., Хажилина И.И., Профилактика наркомании у подростков. М., 2001 г.