1. Пояснительная записка
Для достижения положительных результатов в своей деятельности социальный педагог:
- Руководствуется Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, федеральными законами «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- Контролирует движение учащихся и выполнение всеобуча;
- Поддерживает связи с родителями;
- Изучает социальные проблемы учеников;
- Ведет учет и профилактическую работу с детьми из неблагополучных семей и семей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
- Осуществляет социальную защиту детей из семей, находящихся в рудной жизненной ситуации: многодетных, опекаемых, потерявших кормильца, неполных, военнослужащих, уволенных в запас, участников боевых действий, малоимущих.
- Проводит патронаж опекаемых и неблагополучных семей.
- Консультирует классных руководителей, выступает на общешкольных и классных родительских собраниях, педсоветах и совещаниях;
Обновление и создание документации.
Данный учебный год начался с обновления и создания документации на новый учебный год:
- План работы социального педагога;
- План работы совета профилактики;
- Совместный план работы ГБОУ школы № 404 и ОДН ОУУП и ПДН отдела полиции на 2020-2021уч.год.;
- План работы ГБОУ школы № 404 по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на 2020-2021 уч. год;
- План работы с детьми, состоящими на внутришкольном учете.
Обновлены и созданы следующие списки:
- Банк данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- Банк данных детей, находящихся в социально-опасном положении;
- Банк данных детей из малообеспеченных семей;
- Банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Банк данных детей-инвалидов;
- Банк данных детей из многодетных семей.
Сегодня, для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, необходимо выявить и проанализировать основные причины, которые способствуют антиобщественным и противоправным действиям подростков с целью последующих поисков методов и средств их устранения. С позитивными изменениями в обществе, протекают процессы, характеризующиеся негативными тенденциями: изменяется уклад и образ жизни людей, углубляется социальная дифференциация, усиливается конфликтность и бездуховность, прослеживается тенденция увеличения числа семей так называемой «группы риска», растет количество несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность.
К причинам роста правонарушений, преступности, снижения моральных устоев несовершеннолетних можно отнести следующие:
- крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы;
- безработица;
- появление в условиях хаоса, неразберихи множества лазеек для преступной деятельности;
- резко ухудшающиеся жизненные условия всего населения, особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией;
- падение престижа образования, культуры, отсюда снижение культурного уровня молодых людей в своей массе;
- крушение привычных, нравственных идеалов, что приводит к усилению нигилизма, агрессивности, жестокости,
- национальный экстремизм.
Сложная криминогенная обстановка в стране побуждает исследователей различных областей наук вести поиск эффективных способов и средств профилактики и преодоления различных отклонений в поведении ребенка, в том числе правонарушений. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствует развитию личностных и волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания, приводит к асоциальному поведению, а в дальнейшем к безнадзорности и правонарушениям. Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. В свете этого одной из актуальных проблем современного российского государства (равно как и самого общества) является профилактика и борьба с правонарушениями и преступностью подростков и молодежи.
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушениям среди несовершеннолетних направлена на совместную деятельность как детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, так и детей, легко адаптирующихся в социуме, лидеров в любых делах, что позволяет предоставить одинаковые возможности вовлечения всех учащихся в учебно-воспитательный процесс.
Представленная программа позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления. Профилактика правонарушений и преступлений становится наиболее актуальной, т.к. появилось немало подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, подростков лишенных заботы и внимания со стороны взрослых, а особенно родителей, подростков, живущих в неблагополучных семьях, а так же, во внеурочное время, предоставленных самим себе.
Анализ правонарушений, беседы с подростками, анкетирование показывает, что правонарушения в основном совершаются во внеурочное время.
Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклонение в поведении, а расширяют безопасное пространство для ребенка, где ему хорошо и интересно.
Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чтобы воспитать человека целеустремленного, убежденного, творчески мыслящего, доброго и отзывчивого, необходимо хорошо продумать систему работы во внеурочное время. Учащиеся занимаются в кружках и спортивных секциях.
Благодаря вовлечению учащихся в различные кружки и спортивные секции, организации досуга детей, взаимодействию с семьями наших учеников, можно отметить следующие положительные результаты:
- обучающихся, употребляющих психоактивные вещества (наркотические вещества) за последние 3 года, не выявлено;
- повысилась активность учащихся при проведении классных и школьных мероприятий;
- значительно сократились пропуски занятий по неуважительной причине;
- улучшились итоговые оценки учащихся. Дети проявляют живой интерес к различным дисциплинам;
- повысилась ответственность учащихся за выполнение поручений (во многих семьях улучшились отношения между родителями и детьми);
- участие детей в различных спортивных и праздничных мероприятиях способствуют развитию дружеских отношений, поддержке и взаимовыручке;
- значительно развиваются личностные качества каждого ребенка, занимающегося в системе дополнительного образования;
- создаются условия для общения учащихся во внеурочное время, что значительно сократило количество правонарушений несовершеннолетними;
- у детей появилась устойчивая потребность в познании и творчестве, а так же в активном участии в различных школьных и сельских мероприятиях;
- для многих учащихся процесс обучения становится личностно значимым;
- дети получили прекрасную возможность интересно и плодотворно проводить свободное время.
Данная программа направлена на работу со всеми обучающимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми девиантного поведения.
Представленная программа имеет свои особенности, она позволит найти подход к несовершеннолетнему и его семье, а также поможет педагогам в работе с детьми, совершившими правонарушения и преступления.
Цели программы:
- Организация профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, через привлечение их к досуговой деятельности;
- Обеспечение единого комплексного подхода путем привлечения всех субъектов профилактики к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- Снижение уровня правонарушений среди обучающихся.
Задачи программы:
- вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность;
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- социально-психологическая помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении;
- обеспечение защиты прав и законных интересов обучающихся;
- усиление взаимодействия семьи и школы по профилактике правонарушений;
- создание системы повышения правовой грамотности для родителей, педагогов и обучающихся;
- профилактика курения, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних
- усиление взаимодействия социально-педагогического коллектива с различными субъектами в профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- отслеживание результативности профилактической работы.
Основными направлениями работы являются:
- Работа по профилактике неуспеваемости обучающихся.
- Учет пропусков и опозданий обучающихся без уважительных причин.
- Профилактика употребления ПАВ. Пропаганда здорового образа жизни.
- Правовое воспитание, профориентационная работа.
- Работа по выявлению обучающихся, находящихся в социально-опасном положении.
- Профилактика суицидальных проявлений среди обучающихся.
- Активное вовлечение семьи в процесс воспитания.
Используются следующие методы и приемы: наблюдение, беседа, проведение индивидуальной работы с обучающимися, анкетирование, тестирование, анализ документации.
Наблюдение - самый распространенный и естественный метод в работе социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных условиях: в общении, в игре, на уроке.
Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир личности и дает возможность для понимания его проблем.
Анкетирование - метод сбора информации путем письменного опроса респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому конкретному респонденту. Используя этот метод важно:
- использовать разговорный стиль общения;
- учитывать возможности отвечающего;
- создавать привычную для респондента среду обитания;
- учитывать временный фактор (достаточное количество времени);
- устранять влияние третьих лиц.
Формы и способы реализации программы:
- консультации и беседы с обучающимися, родителями и педагогами;
- тематические классные часы, уроки, акции, внеклассные мероприятия;
- спортивные мероприятия;
- деятельность Совета профилактики школы;
- взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Участники программы:
- педагогический коллектив образовательного учреждения;
- обучающиеся школы;
- родители обучающихся.
Специалисты, привлекаемые к реализации программы:
В школе:
- социальный педагог;
- заместитель директора по ВР;
- инспектор ПДН;
- классные руководители;
- педагоги-предметники.
В районе:
- Центр психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС);
- субъекты профилактики: инспектор инспектор ОДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Колпинскому району Санкт-Петербурга, специалисты опеки и попечительства, специалисты КДН и ЗП администрации района.
Ожидаемые результаты:
- снижение числа правонарушений, совершенными несовершеннолетними детьми;
- снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета;
- сформированность потребности в здоровом образе жизни у обучающихся;
- повышение уровня социальной адаптации учащихся;
- повышение уровня воспитанности детей, предотвращение правонарушений и преступлений путем вовлечения их во внеурочную деятельность;
- повышение правовой грамотности родителей и педагогов в профилактике правонарушений.
Определение эффективности профилактической деятельности:
На этом этапе работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних проводится с обучающимися методом проведения опросов, анкетирования, наблюдения, бесед. Задача возлагается на классных руководителей, социального педагога, специалистов ЦПМСС, субъектов профилактики.
Условия реализации программы:
- комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению правонарушений среди несовершеннолетних;
- развитие межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики, педагогическим коллективом образовательной организации, родителями и учащимися;
- вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
- наличие помещений для проведения досуговой деятельности;
- взаимодействие с родителями для привлечения детей во внеурочную деятельность;
- желание подростков в участии мероприятий досуговой деятельности.
Точки риска при реализации программы:
- недостаточный анализ причин возникновения склонности к правонарушениям у подростков;
- нежелание подростков, склонных к совершению правонарушений осознавать свои мотивы, причины и последствия своих поступков;
- невозможность привлечь родителей подростков, склонных к совершению правонарушений, к профилактической деятельности;
- отсутствие взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и другими субъектами;
- невозможность образовательного учреждения удовлетворить интересы и запросы учащихся, родителей во внеурочное время.
Взаимосвязь указанных подходов строится на основе объединения теории и практики, что позволяет предположить практический результат данной программы «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» и способствовать значительному снижению совершений правонарушений и безнадзорности детей. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных проявлений поведения через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику правонарушений среди несовершеннолетних.
Этапы реализации программы
1. Организационный этап.
- Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с ОМВД Колпинского района, КДН и ЗП, ГИБДД.
- Организация работы Совета профилактики школы.
- Составление социального паспорта класса, школы.
- Ведение дневника учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, карты семьи.