Проект по технологии "Дизайн интерьера. Интерьерная кукла. Чердачная кукла"

Разделы: Технология


Выполнила:
Малышева В.В.,
учащаяся 9 класса,
МБОУ «СОШ № 2 ст. Архонская»
Пригородного района, РСО-Алания

Руководитель:
Власовец И.Н.,
учитель технологии,
МБОУ «СОШ № 2 ст. Архонская»

Аннотация

Представляемая работа носит теоретический и прикладной характер.

Предмет исследования - чердачная игрушка, ее история и роль в народной культуре и изготовлена игрушка в современной интерпретации с сохранением народного колорита.

В первой части своей работы исследуем исторические аспекты появления чердачной игрушки. Далее исследуем непосредственно чердачную куклу. Исследуем техники выполнения игрушек. На основании результатов исследования, вносим своё предложение - объединение современности и старины, чтобы подчеркнуть колорит русского народа.

Результат работы - Чердачная кукла, которая сочетает в себе старину и современность.

Применение работы - украшение интерьера. Игрушка для детей старше 8 лет.

Но есть ли что прекраснее на свете,
Чем углубляться в дух иных столетии,
И умозаключать из их работ,
Как далеко шагнули мы вперед.
Гете

I. Введение

Сегодня на прилавках магазинов мы видим много красивых игрушек, все они сделаны на заводах и не несут тепла души их создателей. Мне кажется, что дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками. Каждая кукла, сделанная человеком, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Выбранная тема показалась мне интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных не тиражированных изделиях.

Объект - чердачная кукла.

Предмет - исследование функционального назначения чердачной игрушки и интерьерной куклы.

Цель - разработать и изготовить чердачную куклу объединив старину с современностью.

Задачи:

  • Найти и систематизировать информацию об истории куклы, чердачной игрушки и интерьерной куклы;
  • Составить типологию чердачной игрушки и интерьерной куклы по назначению;
  • Изучить технологию изготовления чердачной игрушки и интерьерной куклы;
  • Изготовить чердачную интерьерную куклу.

Гипотеза - предполагаю, что изучив всю литературу о чердачной игрушке и технологию выполнения изготовления интерьерной куклы, смогу спроектировать и изготовить чердачную интерьерную куклу.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ литературы, ресурсов интернет;
  2. Изучение технологии выполнения чердачной игрушки;
  3. Изучение технологии выполнения интерьерной куклы;

II. Основная часть

1. Исследование исторических аспектов

А. ИСТОРИЯ КУКЛЫ

Кукла - первая среди игрушек. Ее история известна с глубокой древности. Изначально кукла служила тотемом, обрядовым символом, и уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

Что же такое кукла? Вот какие понятия мы нашли в литературе.

Кукла - это:

  • детская игрушка в виде фигурки человека (С.И.Ожегов);
  • любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой (мнение учёных);
  • образ человека (перевод с японского).

Одна из типичнейших игрушек, - древняя по происхождению, бывшая всегда центром внимания всякой моды, всякого художественного течения, " царь-urpyшкa", это - кукла. О ней много писано, но и поныне взгляды на значение куклы до крайности разноречивы, и никогда не отличаются спокойным беспристрастием.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни не только pe6eнкa, но и взрослой женщины, матери. Во многих местах женщины, мало отличающиеся по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как к чему-то живому, а в некоторых случаях и совершенно, как к детям. У некоторых племен краснокожих мать, в случае смерти ребенка, кладет в его колыбельку куклу, водит ее за собой, говорит с ней и проделывает все, как со своим ребенком. Мать дает этой кукле имя своего умершего ребенка, его одежду и амулет и часто целый год не расстается с ней. В основе этого факта лежит широко распространенная анимиcтичecкaя идея, что ребенок еще слишком мал, чтобы самому проделать далекий путь в рай, поэтому мать якобы помогает ему внимательным уходом за куклой-символом, пока ребенок не подрастет.

В Африке у многих племен девочки при торжественном публичном праздновании совершеннолетия получают в подарок куклу, которую они хранят до рождения первого ребенка. Затем такая молодая мать снова получает от своей матери куклу и хранит ее до второго ребенка и т.д. Эти куклы считаются священными, и Обладательницы ни в каком случае с ними не расстаются.

У наших малых народностей наблюдается аналогичное явление. Вот что говорит Б.Г.Богораз о чукчах: "Девочки играют в куклы. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива, как и у культурных детей. Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы считаются не только игрушками но, отчасти, и покровителями женского плодородия. Отдать кoмy-нибудь куклу нельзя, - так как вместе с тем будет отдан залог плодородия семьи. Зато, когда у матери родятся дочери, она дает им играть своими куклами, при чем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, она отдается старшей дочери, и для остальных делаются новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений, каждый раз в исправном, возобновленном виде". У негритянских племен верхнего Нила часто старые женщины, занимающиеся колдовством, посредничеством между духами и человеком, делают фетишеобразные куклы, которые по безобразию, грубости работы мало отличаются от детских кукол, но наделены волшебной силой.

Первые из известных кукол - египетские. Они имели уже подвижные суставы, настоящие волосы, тщательно выточенные конечности. Огромное разнообразие кукол было и в античном мире: здесь и глиняные животные (птицы, черепахи, лягушки, зайцы, змеи, обезьяны). Греческие и римские куклы делались частью из воска, частью из глины, иногда ярко размалевывались. Изготовление их составляло особую отрасль производства. Во время больших религиозных празднеств дети получали особенные терракотовые куколки, иногда из слоновой кости; и лишь пред замужеством девушки расставались с этими подругами и, по глубокому прекрасному обычаю, накануне брака приносили любимую куклу в жертву на алтарь Венеры. Античные игрушки, как и египетские, постоянно обнаруживают свою близость к современному им искусству; это уменьшенная скульптура своего времени, без всякой педагогической или иной тенденции и без приспособления к детскому вкусу. Нашим детям, живущим в эпоху музейной оторванности искусства от жизни, эти античные игрушки показались бы чуждыми, не вызвали бы живого интереса к себе.

Современная же, рыночная индустрия готова удовлетворить любые, самые порой экстравагантные представления о том, какой должна быть кукла. От набора точных копий национальных костюмов, "обладательницы" которых смотрят стеклянными глазами сквозь стекла витрин, до все еще сохранившихся у нас штампованных Наташ из твердой пластмассы, от начиненных электроникой, говорящих, ходящих, агукающих киберпупсов до зрелых Барби, окруженных безумным количеством сопутствующего товара, без которого жизнь будущей женщины должна быть просто немыслима.

Современные психологи убедились, что дети предпочитают мягкие игрушки, изображающие детенышей, а не взрослых животных (бельчонка, тигренка, лисенка, а не белку, тигра, лису). Причем чем больше "детского" в такой игрушке (большая голова, наивное выражение глаз и т.п.), тем она более любима. Ребенок для игр выбирает себе подобных. Это верно и по отношению к куклам: кукла-ребенок понятней, с ней легче отождествить себя, ею можно командовать и даже наказывать. Ребенок сильнее игрушки, он хозяин ситуации и творец игры.

Б. ИСТОРИЯ ЧЕРДАЧНОЙ ИГРУШКИ

Что такое «чердачная игрушка»? чтобы ответить на этот вопрос следует задаться вопросом «откуда она взялась?»

Как появилась чердачная игрушка? Существует несколько версий появления чердачной игрушки.

Одной из самых распространенных является легенда о кукле, найденной на чердаке старой кофейни (или кондитерской). Одна бедная женщина сшила ее для своей дочки из ненужного тряпья, и пока она работала, дочь играла на чердаке с куклой. Забытая своей маленькой хозяйкой, кукла пролежала на чердаке очень долго, запылилась, пропахла кофе, шоколадом, ванилью и корицей. Прошло много лет, и уже другая девочка нашла старенькую куклу, которая стала ее любимой игрушкой. Повзрослев, девочка стала шить кукол и делать их похожими на эту первую, любимую.

Существует версия о том, что примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев, которые шили их для своих детей и набивали пахучими травами. В ход шли старые, заношенные личные вещи, которые выкинуть жалко, а носить уже нельзя. По этой причине эти куклы были чумазые, страшненькие, но с приятным ароматом.

Вот такая пахучая, необычного цвета и вида, игрушка. Если же говорить о внешнем виде «чердачных» кукол, то первые из них были совсем немного похожи на тильду - так называемую «примитивную» текстильную куклу.

Тильда - кто это? Задалась я вопросом…

«Жила-была девочка Хильда. Неизлечимо болела она и не могла общаться со сверстниками. Грустно и одиноко ей было - невыносимо! И придумала она себе занятие - создавать кукол. Куклы ведь тоже могут стать друзьями. А людям это очень понравилось, и они тоже занялись куклами. И вскоре увлекательное занятие охватило всю Скандинавию и потом весь мир…» Именно так трактует, причины появления кукольного ремесла, одна из версий. Быть может, не самая научная. Быть может, не все объясняющая. Но такая человеческая и добрая, не правда ли?!

Коллективное «тильдопомешательство» началось в 1999 году после выхода в свет двух книг автора - «Тильда Рождество» и «Тильда Пасха». Спустя почти десять лет бренд стал настолько популярен, что под маркой «Тильда» по всему миру продаются тысячи приспособлений для рукоделия (ткани, нитки, пуговицы, выкройки и т.д.).

Каждая фигурка обладает собственным - и достаточно своенравным - характером и предпочитает, чтобы ее звали по имени. Объединяет кукол взгляд - именно по черным глазкам-бусинкам можно определить, является ли кукла, которую вы держите в руках тильдой, или это просто стилизованный экспонат. Эти очаровательные фигурки служат элементами интерьера, часто выступают в роли подарков родственникам и друзьям, а иногда становятся настоящими хранителями домашнего очага.

Более правдоподобной выглядит мнение, что первыми создателями этих игрушек были североамериканцы, которые желая сохранить в доме частичку праздничных, рождественских ароматов шили кукол из ткани и пропитывали их раствором кофе, корицы и ванили.

Американцы, считают, что появление чердачной игрушки связано с названием «первой» куклы в стиле - Реггеди Энн (Raggedy Ann), когда американский художник Джон Бартон Грюэль получил на нее патент. История создания куклы довольно печальная: однажды маленькая дочь Джона Грюэля нашла на чердаке их дома старую тряпичную куклу, пошила ей новенькое платье, а отец нарисовал ей угольком глазки. Это была любимая игрушка маленькой Марсель.

Однажды дочь Грюэля серьезно заболела, и он, проводя все время у постели дочери, сочинял сказки об этой кукле, ее путешествиях и других игрушках. После смерти любимой дочери Джон Бартон Грюэль решил издавать книги своих детских сказок.

Но как бы там не было, ароматная игрушка завоевала сердца многих людей и пользуется популярностью во всех странах. «Чердачная кукла» производит впечатление игрушки «найденной на чердаке, сделанной 100 лет назад бабушкой для внучки» - выкройка «чем примитивнее, тем интереснее», определенными приёмами окрашивания ткани придается кукле «состаренный вид» - так характеризуется эта игрушка в Энциклопедии рукоделия.

Чердак, в свою очередь, по материалам свободной энциклопедии Википедия, это пространство между поверхностью крыши (покрытия), наружными стенами и перекрытием верхнего этажа».

В каждой стране «примитивная» игрушка-тильда впитывает национальный колорит. Россия - не исключение. Наши мастерицы наделяют румяных тильдиков щедрой русской душой и особой притягательностью.

Итак, детская работа норвежской девочки легла в основу целого направления игрушечного дела. Но сразу же «чердачные» игрушки выделились в особое направление. Эти игрушки шьются из светлой хлопковой ткани, а затем специально «состариваются».

А вообще в свое время многие мамы в разных странах шили своим деткам простые игрушки из остатков ткани, чтобы ничего не пропадало зря, и конечно же порадовать любимое чадо.

Чердачная игрушка - это простая - примитивная игрушка ручной работы, потертая, подкопченная, впитавшая в себя запах пряностей. А по другому это за любленная и затисканная игрушка, которую иногда можно найти на старых пыльных чердаках. Но определенно она несет в себе воспоминания о детстве, тепло и любовь, которую когда-то дарил ей маленький человечек, поверяя ей свои тайны, страхи и конечно же делился радостью.

Сейчас любовь к данному виду текстиля набирает обороты. И речь идет конечно не о музейных экспонатах, которые тоже конечно представляют интерес, а об игрушках сделанных своими руками, но искусственно состаренными и пропитанными ароматами корицы, кофе и другими пряностями.

И что самое замечательное в создании такой игрушки ее может сделать любой желающий и она будет нести любовь и тепло ваших рук.

Чердачная игрушка - великолепная находка для воспитания и развития детей не только в детском саду, но и в домашней обстановке. Они помогают воспитывать малышей: с котиком - учимся мыть руки и укладываемся спать, с зайцем - завтракать и обедать, одеваться и причёсываться. Их можно развесить и в группе и дома на стенах. Старшие дети могут коллекционировать чердачные игрушки, в играх с ними происходит развитие коммуникативно-познавательной и творческой деятельности. Чердачная игрушка всегда эксклюзивна. Для того чтобы её сшить, не нужно искать какие-то особые выкройки. Она рисуется самим автором. Всё зависит от вашего желания, настроения, мастерства. Они настолько просты в исполнении и настолько оригинальны, что могут стать прекрасным подарком или украшением вашего дома.

В. ИСТОРИЯ ИНТЕРЬЕРНОЙ КУКЛЫ

Интерьерная кукла - прежде всего относится к авторской кукле….

Авторские куклы можно встретить в домах многих стран мира - кто-то использует их для украшения интерьера, а кто-то увлечен коллекционированием. Подобрав фигурку, общим образом соответствующую стилю интерьера, можно обогатить его восприятие.
Каждая игрушка уникальна, так как создаются интерьерные куклы своими руками в единственном экземпляре, с любовью и фантазией. Поэтому неважно, в какой технике она выполнена - в любом случае такая фигурка станет самой живой деталью в любой обстановке.

В дореволюционной России куклы были неотъемлемой частью декоративной составляющей интерьеров, но после индустриализации, когда уникальные авторские вещицы заменили штампованными однотипными изделиями, этот вид творчества отошел на задний план. В последнее время, изготовленная интерьерная кукла своими руками переживает своеобразную эпоху возрождения.

Что такое интерьерная кукла?

Особенность авторской игрушки для интерьера заключается в том, что создают их вручную, и они изначально не предназначены для игр. Каждая мелочь - мимика, поза, детали одежды продуманы с особой тщательностью.

Если это исторический персонаж, то одежда создается в соответствии с эпохой, к которой он принадлежит. Куклы для интерьера без колебаний можно назвать великолепным арт-объектом, созданным для созерцания. Проводятся даже специальные выставки, на которых можно оценить мастерство авторов.

Важно! В интерьере для фигурки можно отвести место на полке, на диване, сундучке или декоративном стуле. Игрушка, которая изготавливаются на основе гибкого каркаса, становится дополнительным элементом игры в каждой декорированной комнате - она может сидеть, стоять, изменять положения рук, ног, тела, наклон головы.

Существует несколько видов интерьерных кукол, которые при желании, можно сшить своими руками. В зависимости от выбранного вида текстильной интерьерной куклы отличается и выкройка, по которой изготавливается изделие. Текстильные куклы не рекомендуется стирать - потому что многие куклы имеют расписанное акриловыми красками лицо, румяные щечки, а зачастую они тонированы и ароматизированы. Также текстильные куклы достаточно хрупкие создания и не выдержат очень активного с ними обращения: как минимум потеряют внешний вид, как максимум - порвутся. Поэтому большинство текстильных кукол, это, скорее, «игрушка» для взрослых девочек - куклы прекрасно украсят интерьер или станут оригинальным подарком.

Идеи для размещения в интерьере

Чтобы интерьер, украшенный куколками, не выглядел как выставочный зал музея, при их размещении необходимо выдерживать чувство меры. Порой достаточно использовать одну или две фигурки.

Существует несколько рекомендаций по размещению игрушек в качестве декора:

  1. Не стоит размещать фигурки в шкафу за стеклом - так они приобретут блеклый, безжизненный внешний вид и станут менее привлекательны;
  2. Чтобы игрушка органично вписалась в интерьер, место для нее необходимо выбирать в соответствии с ее внешним обликом. Если это модница, то ее место около зеркала, если в руках у нее книжка, то поставить фигурку можно на книжную полку. Этот нехитрый способ позволит оживить окружающее пространство, наполнив его загадочностью и тайным смыслом;

III. Ход работы

В наше время интерес к рукоделию захлестнул весь мир. Рукоделие стало одним из популярных и ведущих видов творчества.

Сегодня в обиход прочно вошло словосочетание «hand made», которое наиболее полно отображает суть творчества - это то, что сделано своими руками, это воплощение в реальность своих идей и мыслей.

Игрушки, сувениры, предметы быта ручной работы, сделанные с душой, всегда ценятся, вызывают восхищение и восторг окружающих. Каждая вещь индивидуальна в своем роде, имеет неповторимый образ, свою историю, дает заряд положительной энергии.

Актуальность в современном мире рукоделия приобрело творчество лоскутного шитья. Сувенирные магазины заполнены фигурками кукол и зверюшек, сшитых из ткани в разных техниках. Необычно смотрятся и вызывают особый интерес у покупателей так называемые «чердачные игрушки». Они уникальны и неповторимы, не требуют больших материальных затрат в изготовлении. Увидев чердачную игрушку впервые, влюбляешься в неё, при этом возникает множество вопросов…

Особенностью современной ароматизированной текстильной игрушки является тот факт, что при её изготовлении нет необходимости соблюдать строгие пропорции и придерживаться точных выкроек. Чердачная кукла или примитивная игрушка примечательна тем, что шьётся из простых подручных материалов, лучше всего льна или хлопка, и кроится по вдохновению. При создании куклы автор обычно стремится добиться эффекта старой, потрёпанной игрушки. Кукле искусственно создают потёртости, делают небрежные швы, пришивают заплатки, большие пуговицы. Состаренный вид, специально добавленная асимметрия, подпалы и пятнышки придают игрушке особое очарование и уникальность. Изюминкой чердачной куклы является аромат кофе, корицы и ванили.

Начинающий мастер, может воспользоваться следующим алгоритмом действий по изготовлению игрушки, но это далеко не единственный способ изготовления куклы

  1. Изготовление чертежа и выкройки игрушки без определенных размеров;
  2. Застрачивание по контуру, отступив 3-5 мм от края, вывертывание;
  3. Заполнение синтепоном, зашивание края;
  4. Прорисовка мелких элементов (глазки, усики, носик).
  5. Создание одежды и аксессуаров для куклы.

См. продолжение работы