Одной из составляющих образовательного процесса всегда являлась система оценивания. В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.
Первый, традиционный:возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.
Основные задачи оценивания:
- Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов.
- Обеспечить обратную связь.
- Оценить степень достижения намеченных целей.
- Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями.
- Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.
Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС:
- Изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся.
- Развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга.
- Комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся.
- Оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества.
- Введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.
Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями.
Основные параметры оценивания образовательных достижений учащихся
|
|
сложившейся практики |
современных требований |
Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связанных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения. |
Понимание «образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития. |
Использование нестандартизированных средств при оценивании (при внутренних мониторингах). |
Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов. |
Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний. |
Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля. |
Ориентация на малодиагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал». |
Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания. |
Основной задачей и критерием оценки выступает овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Тенденции оценивания
|
|
от |
к |
письменных работ и закрытых экзаменов |
открытому экзамену и проектам |
оценивания преподавателем, тьютором |
оцениванию при участии обучающихся |
имплицитных (неявных) критерий оценки |
эксплицитным (явным) критериям оценки |
конкуренции |
сотрудничеству |
оценки результата |
оценке процесса |
целей и задач |
учебным результатам |
оценивания знаний |
оцениванию умений, способностей, компетенций |
тестирования памяти |
оцениванию понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза |
оценивания курса |
оцениванию модуля |
итогового, суммарного оценивания |
формирующему, развивающему оцениванию |
Современные принципы оценивания:
- Оценивание является постоянным процессом.
- Оценивание может быть только критериальным: контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
- Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Предполагается приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя.
- Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов.
- Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития обучающихся должна быть адресной. Комплексный подход: использование стандартизированных работ (устных и письменных) и нестандартизированных работ (проектов, практических работ, портфолио и др.) Использование персонифицированной и неперсонифицированной информации.
Традиционные формы контрольно-оценочной деятельности в большой степени негативно влияют на психологическое состояние обучающихся начальной школы: порождают страх неверного ответа, отрицательных комментариев в свой адрес, низкой отметки, что, в свою очередь, может вызвать отрицательные эмоции со стороны родителей. Поэтому актуальной тенденцией практики оценивания уровня учебных достижений младших школьников является интеграция традиционного - суммативного - и инновационного - формирующего - оценивания.
Именно формирующее оценивание позволяет учителю проанализировать не только конечный результат, но и динамику формирования универсальных учебных действий обучающихся и способствует развитию у самих обучающихся объективной самооценки и самоконтроля.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Формирующее оценивание позволяет учителю четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание для обучающихся может помогать учиться на ошибках; может помогать понять, что важно; может помогать понять, что у них получается; может помогать обнаруживать, что они не знают; может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Результатами применения формирующего оценивание является:
- обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
- максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
- формирование оценочной самостоятельности учащихся,
- формирование адекватной самооценки.
Пять принципов формирующего оценивания
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Инновационные оценочные средства, формы и приемы:
- портфолио;
- модули,
- кейсы;
- контекстные задачи;
- междисциплинарные экзамены;
- компетентностно-ориентированные тесты;
- ситуационные задания,
- критериальные таблицы,
- «волшебные линеечки»: на шкале учащиеся фиксировали свои результаты в соответствии с совместно выработанными критериями и уровнями.
- «лесенка успеха»: каждый ученик отмечал на лесенке достижений фигурку человека.
- «карта понятий»: при составлении карты понятий ученики вспоминали все основные и частные понятия, выстраивали их, отображали функциональные связи между ними.
Технология формирующего оценивания включает: прогнозирование и планирование образовательных результатов обучающихся по теме урока в целом (деятельность учителя); коллективное определение целей и задач конкретного урока как планируемого образовательного результата деятельности (деятельность учителя и обучающихся); формулирование однозначных, понятных, конкретных критериев оценки деятельности обучающихся (совместная деятельность учителя и обучающихся); оценочную деятельность в соответствии с критериями; организацию обратной связи, обеспечивающей поддержку и сопровождение обучающегося; определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося; коррекцию индивидуального образовательного маршрута обучающегося начальной школы (вариативные формы выполнения и объем заданий, предоставление выбора видов деятельности; организация проектных микрогрупп, команд и др.).
Формирующее оценивание осуществляется в процессе обучения и направлено на анализ качества общеучебных знаний и умений, коммуникативных навыков, ценностных установок и рефлексии. Приоритетная цель такого оценивания - стимулирование обучающегося на дальнейшее обучение, выдвижение новых целей и проектирование путей их достижения. Отличительной особенностью применения технологии формирующего оценивания является то, что она определяет использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания деятельности обучающихся. Этот аспект позволяет сделать данный процесс доступным и понятным для всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов и родителей.
По мнению зарубежных исследователей, формирующее оценивание как метод контроля способствует также улучшению качества знаний обучающихся за счет «обеспечения обратной связи, позволяющей регулировать обучение и учение в интересах учащегося» технологии формирующего оценивания на образовательные результаты и учебные достижения обучающихся начальной школы. Оценка учителем деятельности младшего школьника очень авторитетна в детской среде, она оказывает влияние на взаимодействие детей внутри коллектива и выстраивание дружеских связей. Благодаря оценке учителя за детьми закрепляются некие образы: «отличник», «хорошист», «троечник», «двоечник». В связи с этими аспектами оценка наряду со стимулирующей функцией порой оказывает негативное влияние на сознание и психику ребенка, порождает страх получить плохую отметку и вызвать отрицательные эмоции со стороны учителя, родителей, насмешки среди одноклассников. Поэтому вместе с оценкой деятельности обучающихся со стороны учителя, которая носит внешний характер, у младших школьников необходимо формировать способность к объективной взаимооценке и самооценке. Тактику применения технологии формирующего оценивания определяет учитель. Как отмечает О.Н.Шаповалова, «объем и периодичность процедуры формирующего оценивания зависят от методических умений педагога. Оцениваться может работа в течение одного урока или его отдельных этапов, прохождение отдельных учебных модулей, освоение одной или нескольких учебных тем, что позволяет применять результаты формирующего оценивания как дидактический инструмент для планирования, прогнозирования и самокоррекции методической деятельности учителя».
Таким образом, применение технологии формирующего оценивания, с одной стороны, сочетает в себе контрольно-оценочную деятельность педагога, а с другой - способствует формированию умений самооценки, взаимооценки, групповой и коллективной оценки самих обучающихся. Данное умение является значимым для детей, так как позволяет развивать их регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, стимулирует личностные достижения обучающихся и способствует выстраиванию индивидуальной образовательной траектории младшего школьника.
Учителю начальных классов способ формирующего оценивания дает возможность своевременно осуществлять обратную связь, корректировать деятельность обучающихся, аргументированно оценивать достижения и неудачи учебной деятельности школьников. Педагог определяет методы, средства и технологии обучения в зависимости от динамики изменения образовательных результатов обучающихся.
Критериями эффективности ФО являются:
- мотивация учебной деятельности (познавательный интерес, понимание значимости учебной деятельности, проявление интереса к процессу учебной деятельности, положительные эмоции от результата деятельности),
- самостоятельность (способность к планированию деятельности, обнаружение проблемы и ее решение, умение делать выводы и письменно изложить свои мысли),
- личностная рефлексия и самооценка (понимание критериев оценивания деятельности, оценивание деятельности и результата по критериям, понимание причин успеха или неудачи),
- успеваемость (положительная динамика оценочно-отметочных результатов).
Показателями эффективности ФО являются:
- умения обучающихся начальной школы использовать знаково-символические средства (таблицы, схемы и т.п.);
- выполнять задания разнообразными способами;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнения, сериации и классификации по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи на основе простых суждений об объекте, его строении, свойствах;
- устанавливать аналогии.
Прием «Карта понятий» Русский язык. Тема «Часть речи - имя существительное». Разработанные на уроке Карты понятий со временем дополнялись, расширяя и углубляя охват темы и систематизируя знание и понимание материала, а также активизировали познавательную и рефлексивную деятельность младших школьников.
У каждого ребенка были заготовлены шаблоны «Листа самоконтроля», в котором он оценивал свою работу на определенном этапе урока, выбрав в нужной строке знак «+». «Лист самоконтроля» предназначен для самостоятельного определения успешности выполнения заданий.
На этапе рефлексии использовался прием «Дерево успеха»: если на уроке обучающемуся было все понятно, он активно работал, выполнил все задания учителя, то с дерева он «срывал» красное яблоко; если же на уроке у ученика возникали затруднения с выполнением заданий, то он снимал цветочек. Обязательной частью рефлексии являлось обсуждение причин возникших затруднений: «Почему не понял?», «Что было непонятно?»
Применение приема «Незаконченные предложения» в ходе изучения темы
- «Я похвалила бы себя за то, что научилась определять падежи».
- «Особенно мне понравилось задание в группе ».
- «Я был удивлен, что мы первые определили род имени существительного».
- «Теперь я умею делать морфологический разбор имени существительного»…
Результаты наблюдения показали, что у детей при применении приемов формирующего оценивания повысился уровень работоспособности, отмечались нацеленность и мотивированность на устранение допущенных ошибок, выявлялось понимание значимости каждого задания для успешного освоения предмета.
Выводы
Таким образом, применение технологии формирующего оценивания в образовательном процессе начальной школы способствует положительной динамике уровня учебных достижений обучающихся. Обеспечивается более качественное усвоение содержания учебного материала, активизируется учебная мотивация, закладываются основы формирования рефлексивных умений и объективной самооценки. Инновационные приемы и техники формирующего оценивания содействуют поддержанию интереса к процессу учебно-познавательной деятельности и ее результатам, развитию инициативности и самостоятельности у детей, умений коллективного и группового планирования деятельности конструктивных взаимоотношений детей между собой, между учениками и учителем, аргументированной коммуникации.