Тип урока: урок-исследование.
Цели урока:
- деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере анализа фрагмента текста И.Шмелева «Лето Господне», стихотворения И.Северянина «Капель», картины И.Левитана «Март».
- содержательная: формирование навыков анализа текстов разной природы, восприятия образов произведений живописи в их взаимосвязи с собственным жизненным опытом.
Оборудование: презентация, репродукция картины И.Левитана «Март», раздаточный материал (тексты отрывка из стихотворения И.Северянина «Капель» и фрагмента главы «Мартовская капель» из романа И.Шмелева «Лето Господне» на каждой парте, карточки для групповой работы).
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты
- Предметные: имеют представление о произведениях живописи и литературы, представленных на уроке; владеют навыками частичного анализа текстов разной природы, владеют навыками словесного рисования, понимают взаимосвязь произведений живописи, музыки и литературы.
- Личностные: любовь к Родине: восприятие и основы понимания красоты родной природы - пространства позитивной самореализации, творчества, лучших чувств и нравственных поступков, источника творчества и совершенных художественных образов.
Метапредметные:
- регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
- познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- коммуникативные: целенаправленно слушать учителя, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач.
Предметные:
- владение практическими умениями различать тексты разной природы, словесного рисования картины;
- умение оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения; достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- умение исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- умение создавать текст на определённую тему.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, самостоятельная работа.
Методы оценки результативности: самооценка учащихся по шкале знаний, оценка работ учащихся учителем.