Технологическая карта урока развития речи "Как рисовать словом"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

  • деятельностная: формирование универсальных учебных действий на примере анализа фрагмента текста И.Шмелева «Лето Господне», стихотворения И.Северянина «Капель», картины И.Левитана «Март».
  • содержательная: формирование навыков анализа текстов разной природы, восприятия образов произведений живописи в их взаимосвязи с собственным жизненным опытом.

Оборудование: презентация, репродукция картины И.Левитана «Март», раздаточный материал (тексты отрывка из стихотворения И.Северянина «Капель» и фрагмента главы «Мартовская капель» из романа И.Шмелева «Лето Господне» на каждой парте, карточки для групповой работы).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты

  • Предметные: имеют представление о произведениях живописи и литературы, представленных на уроке; владеют навыками частичного анализа текстов разной природы, владеют навыками словесного рисования, понимают взаимосвязь произведений живописи, музыки и литературы.
  • Личностные: любовь к Родине: восприятие и основы понимания красоты родной природы - пространства позитивной самореализации, творчества, лучших чувств и нравственных поступков, источника творчества и совершенных художественных образов.

Метапредметные:

  • регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
  • познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • коммуникативные: целенаправленно слушать учителя, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач.

Предметные:

  • владение практическими умениями различать тексты разной природы, словесного рисования картины;
  • умение оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения; достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
  • умение исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
  • умение создавать текст на определённую тему.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Методы оценки результативности: самооценка учащихся по шкале знаний, оценка работ учащихся учителем.

Ход урока