Дифференцированный подход в обучении как способ профилактики неуспеваемости школьников и средство развития познавательной активности

Разделы: Русский язык


Ежегодно в образовательных учреждениях, в том числе и в нашем, отмечается стабильный рост обучающихся на всех уровнях образования. Внешние социальные условия функционирования школы приводят к возникновению ситуации наличия детей с разными учебными возможностями и способностями, с разной учебной мотивацией, с разной социальной ситуацией развития и т.п. Я, как учитель, сталкиваюсь с тем, что в моих классах учатся дети и с высоким уровнем познавательной активности, и ученики со средними учебными способностями, и ученики с низким уровнем учебной активности, отличающиеся излишней медлительностью. Также в нашей школе ежегодно обучается в отдельных классах, инклюзивно, большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, а это, согласитесь, ученики, требующие особого подхода.

Презентация

(Слайд 2) Таким образом, в своей практике я сталкиваюсь с противоречием: большое количество учеников с разными учебными возможностями, способностями, познавательной активностью, мотивацией несомненно дают возможность профессионально совершенствоваться, расти, овладевать новыми технологиями, подходами и приемами, однако, в соответствии с требованиями государственного стандарта, моя задача - обеспечить достижение всеми выпускниками, без исключения, планируемых результатов, в том числе предметных.

Мне нужно найти подход к каждому ребенку и научить учиться каждого. Ребенка с высокой мотивацией заинтересовать решать не только предметные, но и метапредметные задачи; применять знания в решении жизненных задач и после обучения в школе. А ребенку со слабой мотивацией обеспечить как минимум успешную сдачу экзамена.

Так как же обеспечить развитие познавательных способностей каждого ученика, обеспечить так называемый «школьный успех» каждому?

(На слайде 3)

Мне на помощь приходят новые современные технологии, среди которых одной из приоритетных по праву я считаю технологию дифференцированного обучения, которая позволяет мне построить индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Итак, с чего я начинаю процесс построения индивидуального подход, чтобы обеспечить учащимся вариативность обучения?

Учитывая планомерность и поэтапность технологии, для себя я организую своеобразную внутри классную дифференциацию, в которой можно условно выделить несколько этапов:

(На слайде 4)

  • определение критериев, на основе которого выделяются группы учащихся;
  • проведение диагностики по выбранному критерию;
  • распределение обучающихся по группам с учетом результатов диагностики;
  • выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий;
  • реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
  • диагностический контроль результатов работы, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий

По итогам так называемого входного контроля, или первичной диагностики, для себя определяю детей по группам. Распределение осуществляю по нескольким критериям, включая уровень познавательной активности, особенности развития, тип мышления, темперамент, например, не забываю, что одни дети визуалы, а другие - аудиалы.

(На слайде 5)

Так, один из вариантов дифференциации - по степени познавательной активности:

  • К учащимся с высоким уровнем познавательной активности относятся дети, обладающие творческим, нестандартным мышлением, хорошей внимательностью и работоспособностью. Эти ученики способны самостоятельно анализировать, а также обобщать информацию.
  • Следующая группа включает учеников со средними учебными способностями. Они обладают недостаточным уровнем аналитического мышления, поэтому для них необходимо многократно повторять информацию. Освоение материала происходит по дополнительным опорным схемам.
  • Ученики с низким уровнем учебной активности отличаются излишней медлительностью, повышенной утомляемостью, отсутствием мотивации. От учителя требуется построение более подробного алгоритма выполнения заданий.

Несомненно, при дифференциации я учитываю и психологическое состояние каждого ученика. На детях распределение на группы не отражается. Например, даже при привычном делении класса на варианты при выполнении упражнений объясняю причину определения его в ту или иную группу. Я выстраиваю свою педагогическую деятельность так, чтобы ученики видели плюс в подаче материала в дифференциации, подбираю средства в зависимости от результатов диагностики, от мотивации, индивидуальности. При таком подходе не травмируется психическое состояние ребёнка, включаются скрытые резервы для достижения цели. Кроме этого, у каждого ученика есть выбор выполнять, например, задания другого варианта, другой группы, однако, мною обязательно определяются условия выполнения. Это стимулирует подростка на самостоятельную работу, дополнительные консультации, приучают самостоятельной мыслительной деятельности. У детей повышается интерес к предмету, повышается учебная мотивация, мотивация достижения, появляется уверенность в себе, что, на мой взгляд, приводит к стабильным результатам качества обучения.

Слайд 6

Итак, предлагаю окунуться в практику моего предмета и более подробно рассмотреть виды дифференциации, которые я использую на уроках русского языка.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Слайд 7

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности обучающихся, которое может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). Репродуктивные задания требуют (предполагают) воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации. К продуктивным заданиям относятся упражнения, когда ученикам приходится применять знания, полученные на уроках в новой нестандартной ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт в процессе работы над продуктивными заданиями.

Школьники приобретают опыт творческой деятельности. На уроках русского языка можно использовать большое количество творческих заданий.

Слайд 8

Дифференцированная работа организуется различными способами. Чаще всего учащимся третьего варианта предлагаются репродуктивные задания, а ученики со средним (второй вариант) и высоким (первый вариант) уровнем обучаемости творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам, но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задание с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным - творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

(на слайде 9) Дифференциация учебных заданий по уровню сложности

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных обучающихся…

(на слайде 10) Дифференциация заданий по объёму учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся первого и второго вариантов, кроме основного, выполняют ещё дополнительные задания аналогичные основному однотипному с ним. Необходимость дифференциации заданий обусловлено разным темпом работы обучающихся. Медлительные или дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех обучающихся. Дифференциация по объёму сочетается с другими способами дифференциации в качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания.

(на слайде 11) Дифференциация работы по степени самостоятельности обучающихся

При таком способе дифференциации не предполагается различие в учебных заданиях для различных групп обучающихся. Все выполняют одинаковые упражнения, но одни делают это под моим руководством, а другие самостоятельно. В этом случае работа организуется следующим образом: (смотри слайд 11).

Таким образом, степень самостоятельности обучающихся различна. Для первого варианта предусмотрена самостоятельная работа, для второго - полусамостоятельная, для 3 фронтальная работа под моим руководством.

Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под моим руководством.

Кроме того, у каждого обучающегося существует тетрадь - справочник который ведётся для записи важных для обучающихся сведения по теории: опорные конспекты, схемы, таблицы, примеры выполнения заданий различного типа. Обучающиеся могут в любой момент воспользоваться этими записями для выполнения работы. Не разрешается пользоваться только на контрольной работе обучающимся первого и второго вариантов, обучающиеся 3 варианта могут ими использовать в том случае, когда выполняют, например, задания, предназначенные для более сильных ребят.

Например, как я организую работу обучающихся над упражнением

Первый этап - ознакомление с заданием. Обучающиеся читают задание к упражнению, выясняют правила выполнения, после этого ребята первого варианта приступают к выполнению задания самостоятельно, им может быть дано дополнительное задание, которое предусмотрено в учебнике.

Второй этап - проговаривание, работа по образцу.

После этого - этап работы под моим руководством. Обучающиеся 3 варианта работают под моим руководством, одновременно выполняется задание на доске. Как правило, это ученики, которые самостоятельно не могут справиться с заданием. Даже при условии проговаривания его по цепочке обучающиеся сравнивают свой вариант с записью на доске.

4 этап проверки для тех, кто самостоятельно выполнял данную работу.

Такая организация помогает одновременно перейти к следующему виду работы всему классу, а мне оценить степень готовности к самостоятельной работе каждого ребёнка. Использую и такой вариант организации работы. «Сильные» обучающиеся выполняют роль консультантов, а я вмешиваюсь только тогда, когда у консультанта возникает затруднение при консультировании ученика, которому помогает.

(на слайде 13) Дифференциация работы по характеру помощи учителя

Такой способ в отличие от дифференциации по степени самостоятельности не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем ребятам, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются те, которые вы видите на экране. В современных учебниках есть задания, построенные таким образом, чтобы содержать в себе как репродуктивную, так и продуктивную часть. что позволяет применять дифференциацию по объёму учебного материала.

слайд 14

Для дифференцированной работы я использую также тетради на печатной основе, тесты на сайте «Незнайка», «Решу ОГЭ», Решу ЕГЭ», на сайте Елены Алексеевны Захарьиной, учебный диск «Фраза».

Ещё один особый вид задания - это изготовление шпаргалок, которые используются в качестве подготовки обучающихся 9-х и 11-х классов к ГИА. Условие одно - в минимуме объёма должно быть максимум необходимой информации именно для того, кто эти шпаргалки готовит. После первого выполнение этого задания ребятам нужно обменяться ими, использовать в своей работе на уроке. Практически в 90% случаев они оказываются бесполезными для тех, кто их не готовил. Это даёт ребятам возможность понять, что чужими знаниями в экстренной ситуации воспользоваться невозможно. объём знаний и понимание материала у каждого сугубо индивидуальный, непригодный для всеобщего использования. За особенно интересную подачу информации в шпаргалках ставлю дополнительные хорошие отметки.

Мои ученики любят создавать необычных заданий для обучающихся младших классов (тестовые задания по образцу, словарные диктанты, карточек, перфокарты). Это даёт возможность проявить себя и тем ребятам, кто не очень успешен в изучении предмета. Да и дополнительное повторение пройденного материала, что помогает им заполнить пробелы в обучении.

(На слайде 15) Какие же результаты я получаю, применяя в своей работе технологию дифференцированного обучения.

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга, проводимого образовательным учреждением, стабильно положительные. По итогам 2020-2021 уч.г. качество обученности по русскому языку составило 69-78%, по литературе - 77-82%. Качество обученности учащихся с ОВЗ по русскому языку составило 49,1%, по литературе - 57%.

Результаты освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования положительно стабильны. О результатах свидетельствуют протоколы результатов ГИА учащихся по русскому языку, протоколы муниципальных диагностических работ, Всероссийских проверочных работ по русскому языку. Личностные достижения, успехи детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня - показатель сформированности жизненных компетенций, профориентация.

В заключение хочу сказать, что технология дифференцированного обучения эффективна. Она позволяет обеспечить качество знания. Это основная задача, прописанная в нормативных документах (в Законе об образовании, в ФГОС, в программе развития нашей школы), позволяет сформировать функциональную грамотность, а главное, научить детей учиться и применять эти знания в своей жизни. А как они их будет применять - зависит от них самих. Кому-то достаточно получит аттестат, а кто-то своей профессиональной деятельностью выберет русский язык и литературу, как это сделали мои выпускники, выбрав в университете филологический факультет и факультет журналистики.