На сегодняшний день одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, которое стремится воспитать личность, способную к самосовершенствованию и саморазвитию, является познавательный интерес детей дошкольного возраста. Говоря о детях старшего дошкольного возраста, можно говорить о повышенном интересе ко всему, что происходит вокруг. Каждый день дошкольники изучают все новые предметы, стремятся познать не только их названия, но и сходства и различия, и думают о простых причинах наблюдаемых явлений.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в различной деятельности. На это указывается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 43.
Будучи сенситивным, старший дошкольный возраст играет огромную роль в приобретении и усвоении детьми знаний. Ориентируясь на возрастные потребности дошкольника, можно отметить необходимость создания психолого-педагогических условий. Это необходимо для комфортного и полного усвоения материала, а также развития познавательного интереса воспитанников детского сада.
Также необходимо отметить, что отсутствует научно-методическое обеспечение, на основе которого можно методически грамотно формировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, требования к которому возрастают в связи с введением ФГОС ДО.
Теоретические и прикладные аспекты процесса излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л.И.Божович, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Ю.Н.Кулюткина, Д.Б.Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере [1].
Поиск путей наиболее эффективного формирования у детей познавательных процессов, является одной из актуальных задач исследований в области воспитания.
В современном детском саду широко используются возможности компьютерных средств обучения, видеоматериалов, а так же мультфильмов. Это педагогическое средство применяется для решения широкого круга задач умственного, трудового, патриотического, эстетического воспитания, для развития речи детей и их общения.
Т.Н.Леван, К.Н.Поливанова, Д.И.Фельдштейн в своих исследованиях занимались вопросами включения в жизнь современного дошкольника экранной культуры, В.В. Абраменкова, Л.И.Баженова, М.В.Мазурова, М.В.Соколова, Е.О.Смирнова исследовали психологические основы влияния мультфильмов на личность ребенка [3].
Несмотря на то, что в практике дошкольного образования мультфильм активно используется, его возможности в познавательном развитии и воспитании раскрыты недостаточно. Методические разработки, обеспечивающие планомерное и эффективное использование данного средства в решении задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста, ограничены, не всегда доступны педагогам [2].
Проведя анализ современных мультфильмов, были отобраны наиболее ценные, если рассматривать с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания. В свою очередь из них были отобраны мультфильмы по своему содержанию способствующие усвоению ребенком знаний умений, касающиеся целеполагания (целеполаганием называется процесс определения цели и ее достижения, которые осуществляются через средства и деятельность человека). В соответствии с разработанными критериями отобраны следующие российские мультфильмы: «Смешарики. Азбука безопасности», «Смешарики. Азбука здоровья», «Смешарики. Пин-код», «Фиксики», «Лунтик» (4,5,6 и 7 сезоны), «Даша-следопыт», «Смешарики. Мир без насилия», «Советы тетушки Совы».
В качестве методических рекомендаций был разработан проект в виде тематического плана (Таблица 1).
Цель: отбор и систематизация мультфильмов способствующих развитию познавательных процессов для детей дошкольного возраста, разработка методики работы с ними, составление плана образовательной работы с детьми.
Задачи:
- Проанализировать содержание мультипликационных фильмов с точки зрения их соответствия цели исследования.
- Разработать алгоритм образовательной работы с мультфильмом.
- Составить план образовательной работы с детьми на основе использования мультфильмов с познавательным содержанием.
По мнению исследователей А.Р.Джиоевой и Л.И.Рагимовой, особое значение для развития познавательного интереса представляет правильное психолого-педагогическое сопровождение детей [4]. Исходя из этого необходимо решить следующие задачи:
1) создание благоприятной среды, способствующей возникновению необходимости в познании чего-то нового, неизведанного;
2) настрой на позитивный лад по отношению к информации, которую предстоит изучить;
3) организация целенаправленной и систематической поисковой деятельности;
4) формирование алгоритма деятельности таким образом, чтобы у детей возникали новые вопросы.
Таблица 1 - Тематический план мультфильмов
Сроки |
Тема |
Направления познавательного развития |
Название мультипликационного фильма |
Сентябрь |
|||
Первая неделя сентября |
Изучение правил дорожного движения |
Формирование интереса к изучению правил дорожного движения. Для развития познавательной активности был оформлен тематический уголок о правилах дорожного движения совместно с детьми. |
«Смешарики. Азбука безопасности»: «Пешеходные правила», (Сборник мультфильмов 2006г.) |
Вторая неделя сентября |
«Уроки тетушки совы. Азбука безопасности на дороге» (Сборник из 12 серий, о различных ситуациях на дороге, 2003г.) |
||
Третья неделя сентября |
Свойство предметов (магнит, мел, уголь, металл) |
Формирование интереса к изучению свойств предметов (магнит). Далее проводится исследовательская работа и дети сравнивают свойства (магнит, мел, уголь, металл) |
«Фиксики. Магнит» (1сезон. 28 серия) |
Четвертая неделя сентября |
«Смешарики. Пин-код. Наука для детей. Как это работает. Магнит» (2008г.) |
||
Октябрь |
|||
Первая неделя октября |
Беседы о здоровье и здоровом образе жизни |
Формирование интереса к здоровому образу жизни. |
«Смешарики. Азбука здоровья» (Сборник из 15 серий 2010г) сборник серий для малышей, которые учат гигиене и ухаживанию за своим здоровьем. |
Вторая неделя октября |
|||
Третья неделя октября |
«Смешарики. Пин-код. Исправительное питание» (48 серия, 2012г.) |
||
Четвертая неделя октября |
«Смешарики. Пин-код. Наука для детей. Зачем организму витамины» (2012г) |
Работа с каждым мультфильмом предполагает ряд этапов:
1. Предварительная работа, которая включает в себя активизацию интереса детей к норме, правилу с помощью обсуждения проблемной ситуации, создания реальной ситуации в группе, требующей применения этой нома и правила.
2. Этап знакомства с мультфильмом и его обсуждения. На этом этапе предполагается проведение занятия или образовательной ситуации, в ходе которых дети выделяют из содержания мультфильма познавательный компонент, обсуждают его, обобщают знания о норме или правиле, применяют его в той или иной форме.
3. Работа после занятия, в ходе которой представления детей закрепляются и уточняются.
При изучении психолого-педагогической литературы, были проанализирована специфика познавательного интереса детей дошкольного возраста и его развитие через современные мультфильмы.
В начале ХХ века позиция зарубежных исследователей настоящей проблемы сводилась, как правило, к тому, что данный период по праву следует расценивать в качестве основы для целевого компонента формирования системы познавательного интереса у дошкольников, а также составных элементов изучаемого процесса, например, его принципов и содержательной части.
Отечественные исследователи склонялись к тому, что интересы ребенка отличаются многообразием, который также присущ и окружающей его действительности. В следствие этого, интерес следует расценивать как результат постоянного и поступательного развития личности, который всячески способствует и сопровождает данное развитие.
Что касается исследований в области психологии, то в них проблема формирования и развития познавательного интереса также представляется с разных позиций и теорий, в основе которых лежит, как правило, один из его составных элементов, которых избирается в качестве центрального.
Формирование и развитие познавательного интереса можно охарактеризовать как степень проявления познавательной активности, которая, как уже было отмечено, имеет избирательную направленность.
Познавательный интерес находит свое выражение посредством желания и стремления личности быт включенной в повседневный процесс решения проблемных вопросов и ситуаций, а также совокупности задач познавательного характера, результатом чего является формирование и выделение разного рода причинно-следственных связей.
Мультипликационный фильм рассматривается в нашем исследовании как произведение искусства, отображающее образное представление окружающего мира, как предметного, так и социального. На основе искусствоведческой и психологической литературы нами выделены особенности и потенциальные преимущества мультфильма, позволяющие ему выступать в качестве средства развития познавательного интереса.
В соответствии с теоретическим положениями нами был изучен уровень сформиированности познавательной активности у детей. Для этого определен состав показателей и критериев оценки такой активности детей, определены уровни их сформированности с помощью отобранных диагностических заданий была проведена диагностика, которая показал, что лишь у незначительной части детей обнаружен высокий уровень, то есть соответствующий требования программы для детей данного возраста.
Значительная часть детей обнаружила средний и низкий уровень. Их познавательная активность ограничены. Это потребовало разработки плана работы с детьми по формированию познавательного интереса с помощью мультфильмов.
Используемая литература
- Абитова Г.Т. Роль познавательного интереса в формировании основ информационной культуры детей старшего дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №161. С. 102-105.
- Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2018. №8. С. 192-195.
- Куниченко О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 3. № 5.
- Мордвинова М.С. Особенности влияния мультипликационных фильмов на формирование дружелюбия и коммуникабельности у дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 1. https://moluch.ru/archive/135/37725/